Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:35, курсовая работа
В настоящей курсовой работе были рассмотрены вопросы о необходимости существования органов опеки и попечительства в нашей стране. Наличие органов опеки и попечительства обеспечивает соблюдение прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, сроки их исполнения, обеспечивают необходимой педагогической, психологической, социальной и юридической информацией и обеспечивают разрешение других проблем возникающих в процессе осуществления опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Глава 1 Положение органов опеки и попечительства 1
1.1. Значение термина социальной службы. 1
1.2. История возникновения органов опеки и попечительства в России. 2
1.3. Положение об органах опеки и попечительства. 8
Глава 2 Структура органов опеки и попечительства. 9
2.2. Задачи и функции. 9
2.2. Способы устройства ребенка в семью. 12
Глава 3 Основные критерии отбора кадров для работы в органах опеки и попечительства. 16
Заключение. 18
Список литературы: 19
Органами опеки и
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это приоритетная форма устройства таких детей. Российское социальное законодательство предполагает следующие виды семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, помещение ребенка в приемную семью, а также в детские дома семейного типа.
Является одной из приоритетных форм социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это государственный акт, в связи с которым между усыновителем и усыновленным и всеми их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между биологическими родителями и детьми и другими родственниками. В подавляющем большинстве случаев усыновляются дети ранних возрастов; усыновление несовершеннолетних более старшего детского, а тем более подросткового и юношеского возрастов происходит крайне редко, что является актуальной проблемой для осуществления социальной работы в данном направлении.
Усыновление производится судом
по заявлению лица или лиц, желающих
усыновить ребенка, при обязательном
участии органов опеки и
Вопросы об усыновлении (удочерении) утверждены постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ» от 15.09.1995 г. с изм. от 29.03.2002 г. Закон гарантирует тайну усыновления, разглашение которой является уголовным преступлением (ст. 155 Уголовного кодекса РФ), и запрещает при усыновлении или удочерении разъединять братьев и сестер, кроме случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.
Наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их естественных прав и интересов. Чаще всего опекунами и попечителями становятся родственники осиротевших детей. Опекун должен воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, получении им образования.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство — над детьми с 14 до 18 лет.
В целях своевременной охраны прав несовершеннолетних органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, родители которых не обеспечивают надлежащих условий для их развития, и передают этих детей на воспитание в семьи (в порядке усыновления или опеки и попечительства) или в специализированные детские учреждения. Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения о ребенке, нуждающегося в социальной защите, обязаны обследовать условия жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. На них также возлагаются обязанности по учету и избранию указанных форм устройства детей и контролю за условиями их содержания, воспитания и образования.
Обязанности по опеке и
попечительству совершаются безвозмездно,
на содержание ребенка ежемесячно выплачиваются
денежные средства, порядок и размеры
которых устанавливает
Помещение ребенка в приемную семью является относительно новой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для современной России. Ее суть заключается в составлении договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (приемной семьей) о передаче ребенка (детей) на воспитание на срок, установленный договором. Согласно положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более восьми детей.
Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.
Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей и вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.
В последние годы стала получать распространение новая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — передача в детские дома семейного типа, т.е. в особую форму семьи, где подбирается разновозрастный детский коллектив. Сравнительно небольшое число детей проживает с постоянными взрослыми, которые не обслуживают детей, как персонал, и не учат их специальным навыкам и умениям, как штатные преподаватели, а живут с ними общей жизнью и организовывают эту жизнь. Поэтому воспитатели получают специальную психологическую, педагогическую и медицинскую подготовку.
Одной из перспективных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются замещающие семьи, или семьи патронатных воспитателей. Впервые опытная модель воспитания детей в таких семьях была введена в Детском доме № 19 Центрального округа Москвы.
Таким образом, можно констатировать, что среди видов семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее эффективными оказываются те, которые предусматривают помещение ребенка в условия, наиболее близкие к нормальным условиям обычной семьи. Определить, какой из данных видов семейного устройства предпочтительнее, довольно сложно, поскольку главную роль играют субъективные факторы: характер и потребности людей, которые принимают ответственность за жизнь и воспитание детей-сирот, их устремления и желание оказать помощь, условия, которые они могут создать для проживания и воспитания приемных или усыновленных детей.
Все работники социальных служб, занимающиеся вопросами устройства детей на воспитание, профессионально подготовлены и прошли соответствующее обучение по работе с детьми и подростками, их семьями и замещающими родителями, и имеют хорошее представление о воспитании замещающих детей.
Каждый орган опеки
и попечительства определяет навыки
и знания, необходимые для оказания
высококачественных услуг, связанных
с воспитанием детей в
Для каждого сотрудника службы устройства детей на воспитание в приемные семьи разрабатывается должностная инструкция, в которой четко излагаются задачи и обязанности лица, занимающего данную должность, а также навыки и знания, необходимые для их эффективного выполнения.
Программы обучения социальных работников, дающие необходимую квалификацию, предусматривают обязательное обучение по вопросам развития и оценки ребенка, по работе, связанной с устройством в семью, включая воспитание детей в замещающих семьях.
У каждого органа опеки и попечительства имеется план обучения и повышения квалификации всех сотрудников, занимающихся вопросами воспитания детей в замещающих семьях; он предусматривает вводное обучение, обучение после получения квалификации и обучение на рабочем месте; такое обучение проходят работники, оказывающие помощь в чрезвычайных ситуациях, а также сотрудники, первыми соприкасающиеся с клиентами в пунктах первого обращения или замещающих.
Каждый орган опеки и попечительства разрабатывает систему оценки или совместного анализа, служащую для выявления потребностей в обучении и повышении квалификации всех сотрудников служб охраны детства и воспитания замещающих детей.
Каждый орган опеки и попечительства следит за тем, чтобы для удовлетворения выявленных потребностей в обучении выделялось достаточно ресурсов.
Каждый орган опеки и попечительства следит за тем, чтобы закрепленный за ребенком социальный работник и социальный работник, осуществляющий надзор за замещающим родителем, посещали периодически проводимые учебные мероприятия вместе с замещающими родителями и персоналом, занимающимся воспитанием детей на постоянной основе.
Каждый орган опеки и попечительства обеспечивает регулярную оценку эффективности программ обучения для работников служб устройства детей на воспитание в приемные семьи, и проводит ежегодный анализ и обновление учебных программ.
В настоящей курсовой работе
были рассмотрены вопросы о
Органы опеки и попечительства как социальная служба играют огромную роль в жизни населения. Ведь благополучие и воспитание детей является одним из самых важных аспектов современного общества. В детях заложено наше будущее, и поэтому забота о них стоит на первом месте.
К сожалению, в настоящее время жизнь в нашей стране сложна, и количество проблем растет с каждым годом, будь то экономические кризисы, неизлечимые болезни, проблемы наркомании и алкоголизма. В связи с этим все больше нагрузки приобретают социальные службы.
Количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом растет, и поэтому следует обратить внимание на работу таких социальных служб, как органы опеки и попечительства. Попытаться найти наилучшие способы организации и пути развития этих органов.