Органы опеки и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящей курсовой работе были рассмотрены вопросы о необходимости существования органов опеки и попечительства в нашей стране. Наличие органов опеки и попечительства обеспечивает соблюдение прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, сроки их исполнения, обеспечивают необходимой педагогической, психологической, социальной и юридической информацией и обеспечивают разрешение других проблем возникающих в процессе осуществления опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Содержание работы

Глава 1 Положение органов опеки и попечительства 1
1.1. Значение термина социальной службы. 1
1.2. История возникновения органов опеки и попечительства в России. 2
1.3. Положение об органах опеки и попечительства. 8
Глава 2 Структура органов опеки и попечительства. 9
2.2. Задачи и функции. 9
2.2. Способы устройства ребенка в семью. 12
Глава 3 Основные критерии отбора кадров для работы в органах опеки и попечительства. 16
Заключение. 18
Список литературы: 19

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 курс.docx

— 57.24 Кб (Скачать файл)
    1.    Положение об органах опеки и попечительства.

 

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе и органы местного самоуправления поселений), на территориях, которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Глава 2  Структура  органов опеки и попечительства.

    1. Задачи и функции.

 

  • Осуществляет контроль, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, за условиями жизни, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных в соответствующее воспитательное, лечебное учреждения, учреждение социальной защиты населения и другие учреждения;
  • Оказывает помощь опекунам (попечителям), приемным родителям в воспитании, организации отдыха, лечении, трудоустройстве и социальной защите приемных детей, подопечных;
  • Подготавливает заключения для органов судебной власти об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка, отмене усыновления;
  • По доверенности от Местной администрации принимает участие в разбирательстве дел в судах всех инстанций, связанных с опекой и попечительством;
  • Подготавливает заключения и проекты постановлений Главы Местной администрации о целесообразности раздельного проживания попечителей с подопечными, достигшими 16-тилетнего возраста;
  • Подготавливает заключения и проекты Главы Местной администрации о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) при достижении им 16-тилетнего возраста;
  • Подготавливает проекты постановлений Главы Местной администрации о снижении брачного возраста для лиц, достигших 16-тилетнего возраста;
  • Подготавливает документы для возбуждения в суде дел о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьей 21 Семейного кодекса Российской Федерации, подготавливает заключения по данным вопросам;
  • Подготавливает заключения по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов;
  • Подготавливает проекты договоров о доверительном управлении имуществом подопечных;
  • Подготавливает проекты распорядительных документов о разрешении, либо согласии на отчуждение и передачу имущества ребенка в дар, обмен жилой площадью, совершения сделок, не влекущих нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих на территории муниципального образования муниципальный округ №7;
  • Подготавливает проекты соглашений о порядке участия родственников в воспитании ребенка;
  • Участвует в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • Осуществляет совместно с уполномоченными органами отобрание детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • Рассматривает спорные вопросы между родителями  в воспитании детей;
  • Представляет интересы несовершеннолетних детей, дает заключение по вопросам о назначении представителя для защиты прав и законных интересов ребенка в случае установления противоречий между интересами родителей и детей;
  • Рассматривает вопросы, подготавливает проекты распорядительных документов об изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • Рассматривает предложения, заявления, жалобы, запросы и иные обращения физических и юридических лиц по вопросам опеки и попечительства и принимает по ним необходимые меры в пределах свих полномочий;
  • Ведет в установленном порядке документацию, хранит все материалы, связанные с опекой и попечительством до передачи их  архив, соблюдает сроки хранения документации, несет персональную ответственность за сохранность документов, связанных с опекой и попечительством;
  • Подготавливает заключения и проекты документов об установлении опеки и попечительства, назначении опекунов и попечителей, об освобождении и отстранении опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей;
  • Подготавливает заключения о перемещении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в психоневрологические дома-интернаты на полное государственное обеспечение;
  • Принимает меры по защите жилищных прав детей и подопечных;
  • Подготавливает заключения и проекты распорядительных документов на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав;
  • Подготавливает проекты постановлений Главы Местной администрации об установлении попечительства в форме патронажа и назначения попечителей (помощников) над совершеннолетними дееспособными лицами и опеки над недееспособными;
  • Подготавливает проекты постановлений Главы Местной администрации о прекращении попечительства в форме патронажа, пеки и попечительства;
  • Ведет учет лиц, в отношении которых установлена опека, попечительство, патронаж;
  • Ведет прием граждан в помещении Местной администрации по вопросам опеки и попечительства.
    1. Способы устройства ребенка в семью.

 

Семейное устройство детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, — это приоритетная форма  устройства таких детей. Российское социальное законодательство предполагает следующие виды семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, помещение  ребенка в приемную семью, а также  в детские дома семейного типа.

      1. Усыновление.

Является одной из приоритетных форм социального устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. Это государственный  акт, в связи с которым между  усыновителем и усыновленным и всеми  их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между биологическими родителями и детьми и другими родственниками. В подавляющем большинстве случаев усыновляются дети ранних возрастов; усыновление несовершеннолетних более старшего детского, а тем более подросткового и юношеского возрастов происходит крайне редко, что является актуальной проблемой для осуществления социальной работы в данном направлении.

Усыновление производится судом  по заявлению лица или лиц, желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть лица обоего пола, совершеннолетние, дееспособные, их возраст должен превышать возраст  усыновляемых не менее чем на 16 лет.

Вопросы об усыновлении (удочерении) утверждены постановлением Правительства  РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и  осуществление контроля за условиями  их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ» от 15.09.1995 г. с изм. от 29.03.2002 г. Закон гарантирует  тайну усыновления, разглашение  которой является уголовным преступлением (ст. 155 Уголовного кодекса РФ), и запрещает  при усыновлении или удочерении разъединять братьев и сестер, кроме случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.

      1. Опека и попечительство.

Наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их естественных прав и интересов. Чаще всего опекунами и попечителями становятся родственники осиротевших детей. Опекун должен воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, получении им образования.

Согласно Гражданскому кодексу  РФ, опека устанавливается над  детьми до 14 лет, попечительство — над  детьми с 14 до 18 лет.

В целях своевременной  охраны прав несовершеннолетних органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения  родителей, и детей, родители которых  не обеспечивают надлежащих условий  для их развития, и передают этих детей на воспитание в семьи (в  порядке усыновления или опеки  и попечительства) или в специализированные детские учреждения. Органы опеки  и попечительства в трехдневный  срок со дня получения сообщения  о ребенке, нуждающегося в социальной защите, обязаны обследовать условия  жизни ребенка и обеспечить его  защиту и устройство. На них также  возлагаются обязанности по учету  и избранию указанных форм устройства детей и контролю за условиями их содержания, воспитания и образования.

Обязанности по опеке и  попечительству совершаются безвозмездно, на содержание ребенка ежемесячно выплачиваются  денежные средства, порядок и размеры  которых устанавливает Правительство  РФ. Государство осуществляет постоянный надзор за условиями жизни подопечного, выполнением опекуном своих обязательств. Закон предусматривает защиту ребенка  от злоупотреблений опекунов, ограничивает их полномочия и самостоятельность  при распоряжении имуществом подопечного.

      1. Помещение ребенка в приемную семью.

Помещение ребенка в приемную семью  является относительно новой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для современной России. Ее суть заключается в составлении договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (приемной семьей) о передаче ребенка (детей) на воспитание на срок, установленный договором. Согласно положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более восьми детей.

Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.

Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей и вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

В последние годы стала  получать распространение новая  форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — передача в детские дома семейного типа, т.е. в особую форму семьи, где подбирается разновозрастный детский коллектив. Сравнительно небольшое число детей проживает с постоянными взрослыми, которые не обслуживают детей, как персонал, и не учат их специальным навыкам и умениям, как штатные преподаватели, а живут с ними общей жизнью и организовывают эту жизнь. Поэтому воспитатели получают специальную психологическую, педагогическую и медицинскую подготовку.

Одной из перспективных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются замещающие семьи, или семьи патронатных воспитателей. Впервые опытная модель воспитания детей в таких семьях была введена в Детском доме № 19 Центрального округа Москвы.

Таким образом, можно констатировать, что среди видов семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее эффективными оказываются те, которые предусматривают помещение ребенка в условия, наиболее близкие к нормальным условиям обычной семьи. Определить, какой из данных видов семейного устройства предпочтительнее, довольно сложно, поскольку главную роль играют субъективные факторы: характер и потребности людей, которые принимают ответственность за жизнь и воспитание детей-сирот, их устремления и желание оказать помощь, условия, которые они могут создать для проживания и воспитания приемных или усыновленных детей.

Глава 3 Основные критерии отбора кадров для работы в органах опеки и попечительства.

 

Все работники социальных служб, занимающиеся вопросами устройства детей на воспитание, профессионально  подготовлены и прошли соответствующее  обучение по работе с детьми и подростками, их семьями и замещающими родителями, и имеют хорошее представление о воспитании замещающих детей.

Каждый орган опеки  и попечительства определяет навыки и знания, необходимые для оказания высококачественных услуг, связанных  с воспитанием детей в замещающих семьях, и принимает на работу сотрудников, имеющих необходимые квалификацию и опыт.

Для каждого сотрудника службы устройства детей на воспитание в  приемные семьи разрабатывается  должностная инструкция, в которой  четко излагаются задачи и обязанности  лица, занимающего данную должность, а также навыки и знания, необходимые  для их эффективного выполнения.

Программы обучения социальных работников, дающие необходимую квалификацию, предусматривают обязательное обучение по вопросам развития и оценки ребенка, по работе, связанной с устройством в семью, включая воспитание детей в замещающих семьях.

У каждого органа опеки  и попечительства имеется план обучения и повышения квалификации всех сотрудников, занимающихся вопросами воспитания детей в замещающих семьях; он предусматривает  вводное обучение, обучение после  получения квалификации и обучение на рабочем месте; такое обучение проходят работники, оказывающие помощь в чрезвычайных ситуациях, а также  сотрудники, первыми соприкасающиеся  с клиентами в пунктах первого  обращения или замещающих.

Каждый орган опеки  и попечительства разрабатывает  систему оценки или совместного  анализа, служащую для выявления  потребностей в обучении и повышении  квалификации всех сотрудников служб охраны детства и воспитания замещающих детей.

Каждый орган опеки  и попечительства следит за тем, чтобы  для удовлетворения выявленных потребностей в обучении выделялось достаточно ресурсов.

Каждый орган опеки  и попечительства следит за тем, чтобы  закрепленный за ребенком социальный работник и социальный работник, осуществляющий надзор за замещающим родителем, посещали периодически проводимые учебные мероприятия  вместе с замещающими родителями и персоналом, занимающимся воспитанием  детей на постоянной основе.

Каждый орган опеки  и попечительства обеспечивает регулярную оценку эффективности программ обучения для работников служб устройства детей на воспитание в приемные семьи, и проводит ежегодный анализ и  обновление учебных программ.

Заключение.

 

В настоящей курсовой работе были рассмотрены вопросы о необходимости  существования органов опеки  и попечительства в нашей стране. Наличие органов опеки и попечительства обеспечивает соблюдение прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, сроки их исполнения, обеспечивают необходимой педагогической, психологической, социальной и юридической информацией и обеспечивают разрешение других проблем возникающих в процессе осуществления опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Органы опеки и попечительства как социальная служба играют огромную роль в жизни населения. Ведь благополучие и воспитание детей является одним из самых важных аспектов современного общества. В детях заложено наше будущее, и поэтому забота о них стоит на первом месте.

К сожалению, в настоящее  время жизнь в нашей стране сложна, и количество проблем растет с каждым годом, будь то экономические  кризисы, неизлечимые болезни, проблемы наркомании и алкоголизма. В связи  с этим все больше нагрузки приобретают  социальные службы.

Количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом растет, и поэтому следует обратить внимание на работу таких социальных служб, как органы опеки и попечительства. Попытаться найти наилучшие способы организации и пути развития этих органов.

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 1998. С 291-297
  2. Саворин, А.Л. Опека и попечительство по русским законам. / А.Л. Саворин. - М.: Б.И., 1903. – С. 61.
  3. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 185 с. — (Высшее образование).
  4. http://e-college.ru/xbooks/xbook151/book/index/index.html?go=part-011*page.htm
  5. http://socialpol.ru/otvety-k-ekzamenu-po-socialnoj-rabote-socialnye-sluzhby-tipy-struktura-osobennosti.html
  6. http://eyu.sci-lib.com/article0002082.html
  7. http://www.prpc.ru/actual/child/ref_doc1_30.shtml
  8. http://base.garant.ru/193182/2/
  9. http://www.mo7spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=95&Itemid=106

Информация о работе Органы опеки и попечительство