Ориентиры и критерии социализации современной российской молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:22, доклад

Описание работы

Факторы социализации можно рассматривать в их различных сочетаниях. Одно из них – выявление макро-, мезо- и микрофакторов, влияющих на социализацию личности. Макрофакторы – это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует.

Файлы: 1 файл

социализации современной российской молодежи.docx

— 28.07 Кб (Скачать файл)

В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью  социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой – способность  человека определенным образом противостоять  обществу в том случае, если оно (или  его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в  социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация  личности с обществом, с другой –  обособление в нем. Здесь и  возможны две крайности, которые  приводят личность к тому, что она  становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с  обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и  ролевых ожиданий, неспособности  хоть в чем-то ему противостоять  личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для  общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного  или авторитарного режима). Острота  этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и  процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.

Подведем итог. В приведенных  выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать  эффективным этот процесс. Между  тем социализация предполагает высокую  степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими  словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной  деятельностью. Но этот процесс имеет  место тогда, когда объективные  условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают  у личности те или иные стимулы  деятельности. В этом и состоит  существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

Социализация связывает  разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного  опыта. Центральное звено социализации – значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно-потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения.

Примером такого поведения  может служить массовое распространение  алкоголизма среди молодежи. В  результате социологического следования выяснилось, что в наше время пристрастие  к алкоголю укоренилось среди  молодёжи. Большинство молодых людей подвержены данной вредной привычке, в частности: 93% парней и 86% девушек. Основной целью потребления спиртных напитков является повышение настроения – 50% (53% - девушки, 46% - парни). Кроме того, 46% молодых людей употребляют спиртное, чтобы поддержать компанию – также 46%; среди девушек более популярна такая причина, как снятие стресса – 53%. Отказаться от предложения выпить уже не могут 20% юношей и 6,7% девушек.

Таким образом, на лицо виден  дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующего агента выступали улица, общение с какими-либо неформальными молодежными группами (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть  принципиальное различие с официально зарегистрированными и руководимыми взрослыми общественными молодежными  организациями), также возможно негативное воздействие семьи, в которой  живет и воспитывается молодой  человек.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все  новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь – нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное от прошлого и будущего настоящее  остается в «собственном соку» - в  самозамкнутом, безвыходном пространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемым веками должным (культ духа, традиции, пространства, качества) возникает, растет, оформляется как культ наличное (наружное временное, повседневное, количественное). Социализация современного российского общества – это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни – наконец – в настоящем, т.е. – существовать на базе вакуума. Социализация – процесс с отложенным эффектом. Но в переставшем быть традиционным быстром Новом времени некогда ждать, а потому эффекта ждут недолго, стремятся к быстрой – лучше срочной «окупаемости затрат». Существенное, должное, выработанное веками знание теряет авторитет – и вместе с ним теряет смысл вера в прошлое. До поры до времени остается надежда на будущее. Но сколь ни отложен эффект пренебрежения прошлым – он отложен не на бесконечность, он наступает и выражается в утрате и надежды на будущее.


Информация о работе Ориентиры и критерии социализации современной российской молодежи