Основа научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Во многих сферах народного хозяйства положение можно без преувеличения назвать кризисным. Причин этому множество – и долгое развитие в условиях административно-командной системы, и попытка организовать резкий плохо подготовленный переход к рыночным условиям, и сложности развития малого предпринимательства в стране, а также многое другое. После распада Советского Союза в России начались кардинальные преобразования, затрагивающие все сферы деятельности, не исключая, разумеется, и такую важную, как научная. Проблема эффективного использования инноваций не только не исчезает в ходе реформ, но напротив – становится всё острее с течением времени и увеличением отставания России от передовых стран мира.

Содержание работы

Введение 3
Наука и бизнес 5
Наука и политика 7
Бизнес и политика 8
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

дз они.docx

— 33.04 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление 

Введение 3

Наука и бизнес 5

Наука и политика 7

Бизнес и политика 8

Заключение 13

Список литературы 14

 

 

 

Введение

 Во многих сферах народного хозяйства положение можно без преувеличения назвать кризисным. Причин этому множество – и долгое развитие в условиях административно-командной системы, и попытка организовать резкий плохо подготовленный переход к рыночным условиям, и сложности развития малого предпринимательства в стране, а также многое другое. После распада Советского Союза в России начались кардинальные преобразования, затрагивающие все сферы деятельности, не исключая, разумеется, и такую важную, как научная. Проблема эффективного использования инноваций не только не исчезает в ходе реформ, но напротив – становится всё острее с течением времени и увеличением отставания России от передовых стран мира. В жёстких условиях кризиса, технической и технологической отсталости необходима чёткая и эффективная работа государства в сфере инновационных преобразований. Для успешного выхода из сложной ситуации и преодоления (сокращения) лага, образовавшегося в развитии нашей страны и передовых государств, государственная политика в сфере инноваций играет главнейшую роль. Кризис в развитии науки, техники, технологий не только тормозит развитие отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, но и не создаёт базы для развития иных отраслей хозяйства, что приводит к совокупному отставанию страны от развитых стран.  
   Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция регламентировалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие формы, нормы и способы общежития. С усложнением и интенсификацией социальных взаимосвязей, нарастанием демографической, территориальной, религиозной дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений. Одним из наиболее эффективных способов не силового в основном регулирования противоречивших друг другу интересов в человеческих взаимоотношениях и стала политика.

   Связь политики  с другими сферами общественной  жизни неразрывна и многообразна. Это причинно-следственные связи,  которые раскрывают обусловленность  происхождения и характера протекания  политических процессов неполитическими  (экономическими, идеологическими,  культурными и др.) факторами,  и функциональные связи, которые  отражают взаимозависимость политики  от других сфер жизни общества  как относительно самостоятельных  систем регулирования социальных  процессов.

 

Наука и бизнес

    Активная позиция  научного сообщества и признание  его институтов полноправным  субъектом процесса управления  наукой кардинально изменили  отношения между наукой, государственной  властью и бизнесом, а тем самым  и представления о движущих  силах экономического развития. Потребность в подобных изменениях выяснилась еще в 70-х гг. XX вв. отнюдь не в связи с управлением наукой. Речь шла о поиске новых путей освоения высоких технологий. Традиционная система «внедрения инноваций», при которой от появления плодотворной научной идеи до разработки  основанного на ее использовании конкурентоспособного рыночного продукта проходит 12—15 лет, оказалась в новых условиях совершенно не эффективной. За это время сменялись целые поколения технологий, а прогнозировать изменение рыночной конъюнктуры на такие периоды не

удавалось, как не удается  и сегодня. В результате резко  повышался уровень риска для  корпораций, работающих в самых передовых  и важных, в том числе и для  безопасности государства, областях. Государство  тоже не могло взять этот риск на себя, снижая тем самым уровень  конкуренции и подвергая серьезной  опасности всю бюджетную политику.  После длительных поисков и экспериментов  удалось выяснить, что наиболее перспективный  путь передача основной части инновационного процесса и связанного с этим коммерческого  риска самим ученым, точнее, тем  из них, кто был на это согласен. Ученые бизнесмены получали серьезные  преимущества — они могли более  оперативно следить за развитием  исследований в своей области  и, соответственно, быстрее конкурентов  реагировать на изменения ситуации. Потребовались серьезные изменения  в законах об интеллектуальной собственности, позволявших авторам инноваций  их коммерческое использование. Была скорректирована  налоговая и кредитная политика, стимулирующая развитие мелкого  и среднего инновационного бизнеса, так называемых «венчурных» фирм. Скажем сразу, уровень риска для каждого владельца фирмы остался по-прежнему высоким. Примерно

75 — 80% венчурных фирм  разоряются впервые же годы  своего существования. Остальные  фирмы встраиваются в общую  структуру экономики, продавая  свои продукты крупным корпорациям,  государству или конечным потребителям. И лишь единицы типа «Майкрософт»  вырастают в крупные корпорации. Однако новая схема распространения инноваций оказалась успешной в главном — интервал между научной идеей и появлением конечного продукта был сокращен в среднем до 3 — 4-х лет, а значительная часть риска была распределена между тысячами мелких предпринимателей. Существенно повысился уровень конкуренции.     Экономические результаты оказались столь впечатляющими, что сегодня, к примеру, во всех развитых странах проблема инноваций формулируется только в терминах программ «развития инноваций и малого научного бизнеса». Возросло и общее доверие бизнеса к науке. Не менее значительными были и структурные изменения в отношениях между наукой, производством и бизнесом в сфере высоких технологий. Разорение венчурных фирм постоянно пополняет рынок труда наиболее дефицитной категорией работников — квалифицированными специалистами, имеющими опыт работы, как в науке, так и в бизнесе. Подавляющее большинство из них либо возвращается в прикладные исследования, либо уже в качестве наемных менеджеров и консультантов приходит в крупные корпорации.

 

Наука и политика

    В традиционном национальном государстве под научной политикой понималась в первую очередь система и институты принятия решений о стратегии развития научно-технического комплекса страны, а также действия  по практической реализации этих решений. Вся эта деятельность за минимальными исключениями, располагалась в зоне бюрократической рутины и, как правило, мало касалась собственно политического процесса (борьбы за власть, голоса избирателей). Наука воспринималась лишь как одно из средств реализации военной, экономической и других направлений политики, впрямую связанных  с перспективностью партийных программ. Свою роль играла наука и в международной политике, оказывая существенное влияние на престиж государства и подкрепляя его державные амбиции. Радикальное изменение ситуации заключалась в том, что современная научная политика во все большей мере становится политикой публичной. Расходы на науку, направления и формы её развития, её участие в жизни общества - все это становится предметом обсуждения и непосредственно влияет на электоральные перспективы отдельного политика или политической партии. Все большую роль в этих процессах начинает играть общественный контроль развития науки и использования её достижений. Соответственно, жизненно важным для политики становиться постоянный мониторинг отношения населения к науке вообще, к отдельным направлениям ее развития, к ее участию других процессах (развития образования, экономической структуры общества, инновационного процесса). Для этой цели политики вместе с научным сообществом постоянно проводят массированное изучение общественного мнения о науке. В странах Европейского Союза этим регулярно занимается служба « Евробарометр », в США - ряд не менее известных институтов изучения общественного мнения. Эти исследования проводятся в тесном взаимодействии с институтами научного сообщества, а их результаты широко обсуждаются.

Бизнес и политика

 

    Люди и организации, заинтересованные в обладании ключевыми ресурсами влияния, образуют замкнутые группы лиц, реально участвующих в определении политической стратегии. Данный обзор анализирует их сферы интересов, структуры и ресурсы влияния. В настоящее время в Европе на каждого чиновника Европейской комиссии (за исключением лингвистов и секретарей) приходится один человек, работающий в сфере представительства интересов. В наиболее развитых странах число институтов представительства интересов, с которыми имеют дело органы общественного управления, достигло непропорциональных размеров.  
  «Представители интересов, или свои люди» обладают монопольным доступом к общественной политике, в то время как в основных политических вопросах такие группы оперируют на более многоуровневых полях с другими типами интересов. Влияние представителя интересов на общественные дела зависит, прежде всего, от того, насколько необходимым ему удается стать, предлагая те ключевые ресурсы, в которых нуждается правительство. Использование или участие в группах интересов представляет собой один из путей, благодаря которому организации управляют своей внешней политической средой. Группы интересов можно проранжировать от частных групп организованных фирм до общественных групп, открытых для любого желающего присоединиться к ним. Другой фактор, определяющий силу влияния представителей интересов, — это способность оказывать давление на определенные круги. В настоящее время наблюдается увеличение числа признаков, свидетельствующих о стремлении общественных властей управлять взаимодействием с носителями внешних интересов.  
   Проблема исследования групп интересов занимает ключевое место в сфере наук об управлении, поскольку именно группы интересов предлагают фирмам те средства, которые помогают им эффективно функционировать во внешней политической среде. Однако в течение долгого времени она оставалось прерогативой преимущественно политической науки.  
  Политическая деятельность фирм осуществляется ими индивидуально, в форме коллективной деятельности: либо посредством участия в формальных или неформальных временных альянсах которые вообще могут не иметь никакой сколько-нибудь четкой структуры, как, например, клуб людей, собирающихся время от времени пообедать. Как правило, именно наименьшие из малых фирм и предприятий сталкиваются с такими основными проблемами выживания, как отсутствие ресурсов для того, чтобы либо действовать коллективно, либо самим взаимодействовать со своим внешним политическим окружением. И наоборот, ни одна крупная фирма не была бы в состоянии поддерживать свое существование в прежнем виде, если бы она игнорировала те политические условия, которые могли бы оказать влияние на перспективу ее развития в будущем. Табачная фирма в один прекрасный момент обнаружит, что ее основной товарный рынок подорван социальным законодательством; производитель бумаги столкнется с недопустимым ограничением размеров прибыли в результате принятия нового законодательства по проблемам окружающей среды; отрасль производства, находящаяся в состоянии спада, получит время для диверсификации при поддержке со стороны общественности; новые возможности для развития может получить даже целая совокупность промышленных отраслей за счет общественных инициатив. Вот почему любое крупное предприятие инвестирует ресурсы в управление своими общественными делами, когда создавая специально предназначенные для этой цели организационные подразделения, а когда и нанимая специальную фирму, занимающуюся вопросами общественных дел, или принимая участие в той или иной форме коллективной деятельности. Самые крупные из предприятий, действующих в наиболее значимых производственных секторах, могут придерживаться позиции, что они в состоянии решать свои проблемы самостоятельно. Но даже и в этом случае вряд ли найдется хотя бы одна крупная фирма, не заинтересованная в участии в групповом объединении какого-либо рода, даже если из-за этого произойдет ограничение основного бизнеса. Но и при этих условиях предприятия могут приходить к необходимости действовать коллективно в рамках секторальных объединений, чтобы угодить тем органам общественной власти, которые предпочитают вести переговоры с «одним голосом». Так, например, Европейская ассоциация потребителей электронной продукции фактически служит прикрытием интересов крупных европейских предприятий данного промышленного сектора (в частности, Philips и Tomsori) и удовлетворяет пожелания Европейской комиссии. В последнее время все чаще можно видеть, как органы общественной власти требуют от предприятий объединять свои интересы и предъявлять их как коллективный продукт, поскольку это упрощает предоставление консультаций. Предприятия присоединяются к деятельности групп интересов с целью продвижения и защиты своих выгод, прежде всего в сфере общественной политики, т. е. в тех областях, где они могут, как подвергнуться серьезной угрозе, так и получить необходимую им поддержку. Они участвуют в этом, чтобы удовлетворить требования органов общественной власти по упрощению определения и реализации общественной политики; они используют группы интересов как средство экономической разведки, средство сбора данных о политическом и экономическом окружении, а также иногда для получения доступа к товарам и услугам на льготных условиях. Например, в марте 1994 г. французское предприятие по производству автомобилей Пежо/Ситроен пришло к выводу, что если фирма хочет и впредь оставаться прибыльной, то нельзя далее оставаться вне сотрудничества с Европейской ассоциацией производителей автомобилей (АСЕА). Аналогично действуют и некоторые американские фирмы, пользующиеся репутацией «вольных игроков»; на деле они признают необходимость коллективных действий, прежде всего в целях защиты и продвижения своих интересов в сфере общественной политики.  
  Отказ от принадлежности к влиятельной ассоциации может иметь опасные последствия для предприятия, подвергая его риску столкнуться с конкурентами, действующими коллективно и принимающими совместные решения, которые могут оказаться губительными для интересов фирмы, остающейся за пределами их коллективного соглашения. Спектр групп интересов зависит от типа предприятий и содержит множество форм, начиная с частных объединений организаций, закрытых для посторонних организаций (таких как промышленные отраслевые объединения), и заканчивая образованиями, к которым может присоединиться любой желающий. Предприятиям проще организоваться, чем отдельным индивидуумам, поскольку их ресурсы для защиты и продвижения своих интересов гораздо больше, чем у других типов носителей интересов.  
   Ключевым моментом в понимании влияния, оказываемого группами интересов на определение и реализацию общественной политики, является наличие / отсутствие «переговорных козырей». Предприятия и производственные отрасли, обладающие наибольшим числом таких козырей, могут сделаться незаменимыми и тем самым значительно повлиять на определение и реализацию общественной политики. И, что важно отметить, эти ресурсы обеспечивают достижение наибольшего эффекта при хорошей организации. Общественная политика формируется на основе информации. Например, в Европейской комиссии имеется только один человек, ответственный за многомиллионную страховую индустрию Европы (ECU). Такое положение дел приводит к сильной перегрузке бюрократического аппарата, попадающего в зависимость от знания, предоставляемого представителями частных групп интересов. Один чиновник прокомментировал эту ситуацию следующим образом:  «Начнем с того, что он (чиновник Европейской комиссии) — очень одинок, смотрит на лежащий перед ним чистый лист бумаги, недоумевая, чем же его нужно заполнить. На самой ранней стадии лоббизм предлагает великолепную возможность для ясного понимания того, какой должна быть его политика, а в конечном итоге — и того, как оформить это понимание на бумаге. Как правило, разработчик нуждается в идеях и информации, качество которой имеет важное на этой стадии работы значение. Ценным поставщиком качественной информации является лоббист». Некоторые из отчетов Европейской комиссии на деле составлены отраслевыми объединениями и предприятиями. Предпринимательские группы интересов часто обладают монополией на информацию и экспертное знание, что дает им эксклюзивный и свободный от конкуренции доступ к общественной политике. Если она основана на технически несовершенной информации, то ее никак нельзя назвать качественной, а обладание живой и надежной информацией может гарантировать возможность влияния на определение общественной политики.

 

Заключение

   Политическая и  экономическая сферы общества  неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства.  
   Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформирования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере. В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Расхожим стало признание, что нашей стране на протяжении длительного периода не удается довести реформы до конца.  
   Отрекаясь от прежних стереотипов, историки и политологи ищут причины неудач в реформировании страны в особенностях европейской цивилизации, ментальности, особом пути, географическом факторе, то есть - в факторном подходе и однолинейном понимании исторического процесса. 
  Значительно меньше внимания уделяется теоретическому осмыслению властью процессов реформирования, предпочтениям, которые отдаются экономическим или политическим интересам, нарушающим условия их взаимодействия. 
  Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических интересов различных общественных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования.

 

Список литературы

1. Авдулов A.H., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.: Наука, 2002.

2. Федоров В., Цыгичко А., Бойко С. Необходим инновационный климат // Экономист. 1996. № 7. С. 23-24.

3. Цапенко И.П., Юревич А.В. Перспективы научных парков в России // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 9. С. 43.

4. Сироткин О.С. Технологический  облик России Науковедение. 1999. № 4. С. 9-12.

5. Ленчук Е.Б., Орлова Г.К. Достижения науки определяют процветание страны // Вестник РАН. 2006. № 3. С. 249-258.

6. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. М.: Наука, 2009.

7. Государственная поддержка предпринимательства:  концепция, формы и методы. М.:ИМЭМОРАН, 2005.

Информация о работе Основа научных исследований