Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:57, реферат
Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.
Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона.
Огюст Конт
(1798 - 1857) - основатель позитивизма
и позитивной социологии. Родился
во Франции в семье
Работал домашним
учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона.
На философские воззрения Конта большое
влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе
о естественно закономерном развитии
общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона.
Термин «позитивный»
Конт позаимствовал у Сен-Симона, который
определял позитивное как органическое,
определенное, точное. Сам Конт «позитивный»
определял в 5 смыслах:
1. Реальное - противоположность
химерическому.
2. Полезное - противоположность
бесполезному.
3. Достоверное
- противоположность сомнительному.
4. Точное - противоположность
смутному.
5. Положительное
- противоположность
Назначение позитивной
философии по Конту - не разрушать, а
организовывать. Основные труды О.Конта:
1. «Курс позитивной
философии» в 6-ти томах (1830-1842).
2. «Рассуждение
о духе позитивной философии»
1844г.
3. «Позитивистский
катехизис» 1851г.
«Система позитивной
политики, или трактат, устанавливающий
религию человечества», в 4-х томах
(1851-1854г.г.). По политическим взглядам Конт
находился в центре. Выступал за либеральную
республику, но с присутствием государства
в экономике. Вследствие этого он был чужд
как левому лагерю - бланкистам, левым
республиканцам и неоякобинцам, так и
правому - монархистам и бонапартистам.
Пытался создать партию «Порядка и прогресса»,
но потерпел крах.
Контовская классификация
наук
Идея объединения
наук, сведения всей совокупности знаний
к ограниченному числу простых
и ясных положений, например, к
законам Ньютона, было популярно
еще в 18 веке. Однако Конт стремился
к органическому синтезу наук, при котором
их законы, хотя и связанные иерархически,
не сводятся к простым законам физики.
Конт пытался рассмотреть вопрос о том,
как каждая из основных наук относится
к своей позитивной системе и какое ее
направление, то есть определить науку
с двух сторон: ее существенные методы
и ее основные результаты.
Огюст Конт классифицирует
науки по нескольким основаниям: историческому
(но времени и последовательности
возникновения), логическому (от абстрактного
к конкретному), по сложности предмета
исследования (от простого к сложному),
по характеру связи с практикой. В результате
основные науки расположились в следующем
порядке: математика, астрономия, физика,
химия, биология, социология.
Математика, по
мнению Конта, меньше всего зависит от
других наук, является наиболее абстрактной,
простой и отдаленной от практики и поэтому
возникла раньше других форм научного
познания. Социология, напротив, непосредственно
связана с практикой, сложна, конкретна,
возникла позже других, так как опирается
на их достижения.
Конт выступает
упразднителем философии в
Чтобы изложить
позитивную философию, нужно изложить
систему наук, анализ из предметов,
методов, законов, сходств и отличий.
В основу классификации наук Конт
положил из объективные признаки.
Он разделил науки на абстрактные и конкретные.
Абстрактные науки изучают законы определенных
явлений, которые применяют эти законы
к частным областям. Например, биология
- общая абстрактная наука, применяющая
общие законы биологии. Конт выделил 5
абстрактных, теоретических наук: астрономия,
физика, химия, биология и социология,
соответствующие науки. Социальные явления,
по Конту, отличаются наибольшей сложностью
и в то же время зависимостью от других,
что объявляет позднее возникновение
социологии. Следует заметить и то, что
социология вначале называлась Контом
социальной физикой, то есть позитивную
науку об обществе Конт называл вначале
социальной физикой, а позднее, когда он
переосмыслил ее предмет и методы исследования,
он назвал ее социологией. Это переименование
он объяснил не своим причастием к неологизмам,
а необходимостью создания новой дисциплины,
посвященной позитивным исследованиям
детальных законов, свойственным обществу
и общественным феноменам.
Конт указывал,
что социология должна быть теоретической
наукой, в отличие от описательной «социальной
физики» - А. Кегле. Превращение социологии
в позитивную науку завершает систему
позитивной философии, тем самым знаменуя
наступление позитивной стадии человеческого
ума и человеческого общества. Итак, то
означало, что Конт совершил настоящую
позитивную революцию, победу науки над
схоластикой и метафизикой.
Социология в
представлении Огюста Конта
Социологию как
позитивную науку Конт противопоставлял
теологическим и метафизическим
спекуляциям об обществе и человеке.
Критикуя предшествующих философов-метафизиков,
которые создали утопии, обвиняя их в том,
что они понимали общество как создание
человеческого разума (французские философы-просветители),
разумной воли индивидов.
Социология, по
мнению Конта, единственная наука, которая
изучает, как совершенствуется разум человека
и его психика под влиянием общественной
жизни.
Общественные
явления, отличие от биологических,
постоянно находятся в
Не отрицая
роль экономического фактора, Конт считал,
что человеческая цивилизация есть,
прежде всего, духовно-психологические
идеи, которые управляют миром и переворачивают
его, и весь социальный механизм покоится
на мнениях.
Область социологических
исследований открылась Контом очень
широко. Она впитала в себя те
исследования, которые выходят за
пределы компетенции других абстрактных
наук, включенных в его классификацию.
Основной и
главной действительностью, по Конту,
из которой должен исходить исследователь
социологии, является общество, взятое
с его целостности.
Под обществом
Конт понимал органическое единство
всего человечества, всей человеческой
цивилизации или какой-то его большой
части, связанным с всеобщим согласием,
характеризуемое гармоническим функционированием
его и структурных элементов. Он включал
в предмет социологии не только современное
общество (цивилизации), прошлые поколения,
которые оказывают влияние на современные
поколения и складываются с ними в едином
общественно - цивилизационном процессе.
Конт стоял
у истоков системного подхода
изучения общества как единого, целостного,
социального организма, он заложил
основу системного подхода к общественной
жизни.
Следует, однако,
заметить, что Конт не понимал диалектики
социальных элементов и структуры
и рассматривал элементы социальной
жизни как простые, вечные и неизменные,
а общественное развитие как результат
различных комбинаций одних и тех же элементов.
Социологические
методы
Конт выступает
против умозрительности, с одной
стороны, и против крайности импсризма
- с другой. В социологии Конт разработал
метод наблюдения, а также экспериментальный,
сравнительный и метафизический
метода исследования.
По мнению Конта,
наблюдение является основным методом
исследования социологии. Он утверждает,
что с помощью наблюдения можно
получить исходные данные социологии.
Социальное наблюдение
возможно как главный метод исследования
социологии. Он утверждает, что социальное
наблюдение возможно и в социологии. Однако
указывал Конт, любые социальные наблюдения,
статистические или динамические должны
предполагать постоянное наблюдение фундаментальных
теорий.
Главная трудность
социологии, указывал Конт, состоит в том,
что отсутствует позитивная теория, опираясь
на которую можно было бы собрать и обобщить
факты. Это - порочный круг, ибо для проведения
наблюдения нужна теория, а для создания
теории - наблюдения.
Наблюдения, по
мнению Конта, связано еще и с трудностями,
которые связаны со сложностью приобретения
необходимой научной подготовки, которая
обеспечивает исследователя от помех
ненаучного характера - предрассудков,
распространенных мнений. И здесь в качестве
помощника выступает теория, которая бы
предотвращала спекуляции, обеспечивала
бы исследователя необходимыми понятиями.
Конт указывал,
что в качестве метода социологии
выступает не только наблюдение, но
и косвенное свидетельство, то есть
изучение исторических и культурных
памятников, обычаев, обрядов, анализ и
сравнение языков - все это может поставлять
социологии постоянные средства для позитивного
анализа.
Вторым важным
методом в социологии Конт считал
эксперимент. Непосредственный эксперимент
в социологии состоит в наблюдении
за изменением явления под влиянием специально
созданных для целей исследования условий.
Косвенный опоследованный
эксперимент Конт рассматривает
как исследование патологических явлений
в обществе, возникающих под влиянием
общественных потрясений (революций).
Общественные потрясения, потрясающие
социальный организм, являются основные
законы общественного организма, поскольку
болезнь лучше позволяет познать норму,
Третий метод
позитивных наук, применяемый в социологии
- это сравнительный метод. При
помощи последнего сопоставляется жизнь
народов, общин, цивилизация, живущих одновременно
в разных частях земного шара, с целью
установления общих законов существования
и развития общества.
Для науки, указывал
Конт, могут быть полезными сравнения
жизни животных с человеческим обществом
и, наконец, можно сравнивать общественное
положение различных класса одного и того
же общества. Следует, однако, иметь в виду
то, что сравнение основных фаз цивилизации
может затемняться влиянием общего духа
эпохи, который заглаживает различия.
Слабость сравнительного
метода состоит в том, что он не
показывает последовательности социальных
состояний и представляет их как
существующие.
Четвертый метод
исследования, применяемый в социологии,
по мнению Конта, это - исторический, который
наиболее соответствует природе социальных
явлений. Исторический метод - метод исторического
сравнения различных последовательных
состояний человечества. Только сопоставляя
целую серию социальных явлений, взятых
в их последовательности, исследователь
может заметить возрастание какой-либо
физической, интеллектуальной, моральной
или политической черты или тенденции
и соответствующее ослабление противоположной
тенденции, и на этом основании научно
предсказать окончательный результат,
если он полностью соответствует системе
общих законов развития человечества.
Однако Конт
замечает, что все индуктивные
заключения, полученные при помощи
исторического метода, должны быть
взвешены и проверены в системе понятий
биологической теории человека.
Итак, социология
рисуется Контом научной, зависимой
от биологии, хотя он решительно возражает
против того, чтобы считать социологию
простым отделом науки о
Конт утверждает,
что в историческом методе более
всего выражена такая черта социологии,
как необходимость восхождения
от целого к части. Между историей
и социологией, которую Конт иногда
называет «политической наукой», нет
различия. Вообще, господство, с исторической
точки зрение он считает знамением своего
времени - важнейшим признаком позитивизма
и одновременно его главным итогом.
Рассуждения о
методах социологии является наиболее
рациональной частью контовской системы.
В своих рассуждениях о методах социологии
Конт исходит из представлений о существовании
естественных законов общественной жизни,
открытие которых должно обеспечить возможность
создания науки об обществе (здесь, очевидно,
он исходил из концепции французских философов-просветителей).
Плодотворная
мысль о естественно - историческом
характере общественных закономерностей,
а также постановка вопроса о
необходимости опоры нетвердый
теоретический фундамент при
проведении социологических исследований
- вот какая заслуга Конта в области
методологии и методов исследования, применяемых
в социологии.