Основание социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.

Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона.

Файлы: 1 файл

реферат социология 2.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 

 Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма  и позитивной социологии. Родился  во Франции в семье финансового  чиновника. В 1814 г. поступил  в Высшую политехническую школу,  из которой был исключен за  антисинорхизм и республиканские  воззрения. 

Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона. 

Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах: 

1. Реальное - противоположность  химерическому. 

2. Полезное - противоположность  бесполезному. 

3. Достоверное  - противоположность сомнительному. 

4. Точное - противоположность  смутному. 

5. Положительное  - противоположность отрицательному. 

Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а  организовывать. Основные труды О.Конта: 

1. «Курс позитивной  философии» в 6-ти томах (1830-1842). 

2. «Рассуждение  о духе позитивной философии» 1844г. 

3. «Позитивистский  катехизис» 1851г. 

«Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий  религию человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.). По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за либеральную республику, но с присутствием государства в экономике. Вследствие этого он был чужд как левому лагерю - бланкистам, левым республиканцам и неоякобинцам, так и правому - монархистам и бонапартистам. Пытался создать партию «Порядка и прогресса», но потерпел крах. 

Контовская классификация  наук 

Идея объединения  наук, сведения всей совокупности знаний к ограниченному числу простых  и ясных положений, например, к  законам Ньютона, было популярно  еще в 18 веке. Однако Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая из основных наук относится к своей позитивной системе и какое ее направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные результаты. 

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям: историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. 

Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения. 

Конт выступает  упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении  Конта старая метафизичная философия  не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия  является систематизацией наук того, что есть «научного в науках». 

Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук, анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам. 

Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого общества. Итак, то означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победу науки над схоластикой и метафизикой. 

Социология в  представлении Огюста Конта 
 

Социологию как  позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов. 

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. 

Общественные  явления, отличие от биологических, постоянно находятся в состоянии  изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность - историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который рассматривал общество с исторической точки зрения. 

Не отрицая  роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические  идеи, которые управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях. 

Область социологических  исследований открылась Контом очень  широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию. 

Основной и  главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь  социологии, является общество, взятое с его целостности. 

Под обществом  Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно - цивилизационном процессе. 

Конт стоял  у истоков системного подхода  изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил  основу системного подхода к общественной жизни. 

Следует, однако, заметить, что Конт не понимал диалектики социальных элементов и структуры  и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат  различных комбинаций одних и тех же элементов. 

Социологические методы 
 

Конт выступает  против умозрительности, с одной  стороны, и против крайности импсризма - с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования. 

По мнению Конта, наблюдение является основным методом  исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно  получить исходные данные социологии. 

Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных теорий. 

Главная трудность  социологии, указывал Конт, состоит в том, что отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна теория, а для создания теории - наблюдения. 
 

Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с трудностями, которые связаны со сложностью приобретения необходимой научной подготовки, которая обеспечивает исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков, распространенных мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория, которая бы предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя необходимыми понятиями. 

Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа. 

Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент  в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. 

Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает  как исследование патологических явлений  в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие социальный организм, являются основные законы общественного организма, поскольку болезнь лучше позволяет познать норму, 

Третий метод  позитивных наук, применяемый в социологии - это сравнительный метод. При  помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества. 

Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения  жизни животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное положение различных класса одного и того же общества. Следует, однако, иметь в виду то, что сравнение основных фаз цивилизации может затемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия. 

Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как  существующие. 

Четвертый метод  исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта, это - исторический, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих законов развития человечества. 

Однако Конт замечает, что все индуктивные  заключения, полученные при помощи исторического метода, должны быть взвешены и проверены в системе понятий биологической теории человека. 

Итак, социология рисуется Контом научной, зависимой  от биологии, хотя он решительно возражает  против того, чтобы считать социологию простым отделом науки о человеке, не принимая в расчет исторических наблюдений. 

Конт утверждает, что в историческом методе более  всего выражена такая черта социологии, как необходимость восхождения  от целого к части. Между историей и социологией, которую Конт иногда называет «политической наукой», нет различия. Вообще, господство, с исторической точки зрение он считает знамением своего времени - важнейшим признаком позитивизма и одновременно его главным итогом. 

Рассуждения о  методах социологии является наиболее рациональной частью контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит из представлений о существовании естественных законов общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе (здесь, очевидно, он исходил из концепции французских философов-просветителей). 

Плодотворная  мысль о естественно - историческом характере общественных закономерностей, а также постановка вопроса о  необходимости опоры нетвердый  теоретический фундамент при  проведении социологических исследований - вот какая заслуга Конта в области методологии и методов исследования, применяемых в социологии. 

Информация о работе Основание социологии