Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 10:27, контрольная работа
Опека и попечительства над несовершеннолетними детьми в семейном праве "рассматриваются как способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей".
Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным обстоятельствам родительского попечения.
1. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми………………………………………………………………………......
2. Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения…..
3. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)……………...
4. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка…………………….
Список использованной литературы и НПА...………………………………
Содержание
1. Основания и порядок |
3 |
2. Опека и попечительство над
детьми, находящимися в воспитательных,
лечебных учреждениях и |
6 |
3. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)……………... |
15 |
4. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка……………………. |
19 |
Список использованной литературы и НПА...……………………………… |
27 |
Опека и попечительства над несовершеннолетними детьми в семейном праве "рассматриваются как способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей".
Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным обстоятельствам родительского попечения.
Согласно п. 1 ст. 32 ГК, опека устанавливается над малолетними, к которым п. 1 ст. 29 ГК относит детей, не достигших 14 лет. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18лет (п. 1 ст. 33 ГК).
Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми преследует следующие цели:
Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п. 1 ст. 35 ГК) в течение месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. Однако при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опека (попечительство) устанавливается по месту жительства кандидата в опекуны или попечители.
Если в месячный срок не удается оформить опеку (попечительство), то исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
При установлении опеки и попечительство не требуется согласия:
Назначение опекуна (попечителя) может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.
Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится подопечным без всякого дополнительного на этот счет решения.
Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения:
Опека и попечительство могут прекратиться вследствие:
В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой, помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (п. 3 ст. 39 ГК). Так, согласно ст. 156 УК неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего опекуном (попечителем), связанное с жестоким обращением с ребенком, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (ст. 127, 146, 153 СК).
В соответствии с п. 1 ст. 123 СК одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
К образовательным (воспитательным) учреждениям, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся такие учреждения, как детский дом для детей раннего, то есть с полутора до трех лет возраста, дошкольного возраста, школьного возраста, смешанный; детский дом — школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; а также санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (в том числе в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением) в случаях отклонения от норм или общественно опасного поведения, включая совершение правонарушения. При этом на них распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что около трети от общего количества находящихся в воспитательных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (32137), из-за отклонений в умственном или физическом развитии содержатся именно в специальных (коррекционных) воспитательных учреждениях различного типа.
В тех регионах РФ, где отсутствуют образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть приняты в школу-интернат.
Если ребенок отказывается проживать в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то он может быть помещен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, — социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Детям, находящимся на полном государственном
попечении в соответствующих воспитательных
учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях
социальной защиты населения и других
аналогичных учреждениях, опекуны и попечители
не назначаются (п. 4 ст. 35 ГК; п. 1 ст. 147 СК),
Полное государственное попечение означает,
что защиту прав и законных интересов
несовершеннолетних детей, их обеспечение,
воспитание, образование берет на себя
государство в лице соответствующего
учреждения. В таких случаях обязанности
опекунов (попечителей) закон возлагает
на указанные учреждения, а п. 1 ст. 147 СК,
конкретизируя это положение, называет
администрацию учреждения ответственной
за выполнение этих обязанностей. Разграничить
функции воспитательного учреждения по
воспитанию, образованию ребенка и осуществлению
над ним опеки (попечительства) весьма
сложно. Так, основными задачами воспитательного
учреждения являются: а) создание благоприятных
условий, приближенных к домашним, способствующих
умственному, эмоциональному и физическому
развитию личности; б) обеспечение социальной
защиты, медико-психолого-
Выполнение администрацией воспитательных учреждений обязанностей опекуна (попечителя) осуществляется с соблюдением норм семейного и гражданского законодательства о правах и обязанностях опекуна (попечителя) ребенка (ст. 26, 28, 37—38 ГК; ст. 150 СК). Воспитательное учреждение выступает в защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, а также выполняет иные функции опекуна (попечителя).
Как опекун или попечитель несовершеннолетнего подопечного, воспитательное учреждение несет ответственность за причиненный им вред в порядке, установленном ГК (ст. 1073, 1074 ГК). Так, учреждение обязано возместить вред, причиненный находящимся в нем малолетним подопечным (несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет), если не докажет, что вред возник не по вине учреждения. Причем обязанность воспитательных учреждений по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 2 и 4 ст. 1073 ГК).
Если вред причинен находящимся в воспитательном учреждении несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей части (когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда); если не докажет, что вред возник не по его вине. Однако обязанность воспитательного учреждения по возмещению вреда прекращается как по достижении причинившим вред подопечным совершеннолетия, так и в случаях, когда у него до достижения, совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда до достижения совершеннолетия он приобрел дееспособность в полном объеме (п. 2 и 3 ст. 1074 ГК).
В некоторых случаях воспитательным учреждениям при выполнении обязанностей опекуна (попечителя) следует руководствоваться не только нормами СК и ГК, но и иных федеральных законов. Так, ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) предписывает администрации воспитательного учреждения, в которое помещен несовершеннолетний ребенок, утративший попечение родителей, в течение трех месяцев оформить договор передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетнего. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние (а для совершения таких сделок требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства и соблюдение иных положений гражданского законодательства), зачисляются администрацией воспитательных учреждений на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего подопечного в местном отделении Сберегательного банка.
Правовой статус воспитательного учреждения, выполняющего функции по опеке (попечительству), предусмотрен Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое регулирует деятельность как государственных, так и муниципальных воспитательных учреждений. В своей деятельности администрация воспитательного учреждения руководствуется федеральным законодательством и решениями соответствующего органа управления образованием, а также международными актами в области защиты прав ребенка. Каждое из воспитательных учреждений имеет свой устав, который утверждается учредителем. Деятельность любого воспитательного учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.
Информация о работе Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми