Основные факторы формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

В социологии под личностью понимается устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида. Личность — это продукт развития человека в обществе, определённый результат включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Социальными качествами являются: ценностные ориентации, которые отражают восприятие и усвоение человеком фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков, привычек и т.п.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Человек — это уникальный биологический вид Homo sapiens, высшая ступень развития живых организмов на Земле. По своей природе он является целостным, биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в единстве. Социальное в человеке не противостоит биологическому и не проистекает из биологического. Любой человек имеет совершенно индивидуальные биологические характеристики. При рождении он наследует определенные, психофизиологические задатки, которые затем развиваются в интеллектуальные и духовные свойства психики. Природа заложила в человеке, лишь склонность к определенным формам поведения (например, необходимость пребывания в группе, способность к самоограничению), которые без соответствующей социальной среды и обучения не могут реализоваться.

 Врожденными являются  и некоторые психогенные элементы  человека, такие как воля, характер, воображение, наблюдательность, способности,  темперамент. Но личностью человек  может стать не по рождению, а только в обществе, в социальной  среде, в которой он приобретает  социально — значимые свойства.

 Термин "личность" образовался от латинских' слов "persona" (маска актера, роль, лицо) и "personare" (говорить через). В русском языке теперь уже устаревшее слово "личина" имеет аналогичное значение. Стать личностью означает как бы надеть социальную маску.

 В социологии под  личностью понимается устойчивая  система социально значимых свойств  и качеств, характеризующих индивида. Личность — это продукт развития  человека в обществе, определённый  результат включения индивида  в систему социальных отношений  посредством активной предметной  деятельности и общения. Социальными  качествами являются: ценностные  ориентации, которые отражают восприятие  и усвоение человеком фундаментальных  ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная  совокупность знаний, умений, навыков,  привычек и т.п. 

 Наряду с обще социальными, личность приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности социальных общностей (классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных), членом которых она является. Усвоение черт присущих этим многообразным общностям, и социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, выражается в социально-типическом поведении. Социально значимые качества и свойства личности существуют через многообразие их индивидуального воплощения. В известной мере, личность неповторима в силу присущих только ей комбинаций социально — значимых черт.

 Личность характеризуется  автономностью, определенной степенью  независимости от общества. Её  независимость сопряжена с умением  властвовать над собой, а это,  в свою очередь, предполагает  наличие у личности самосознания, т.е. способности к самоанализу,  самооценке, самоконтролю. Самосознание  личности трансформируется в  жизненную позицию. Жизненная  позиция представляет собой систему  принципов поведения, основанную  на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах  и нормах личности, готовности  к действию.

Для анализа возникновения  и развития личностных черт разделим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение; 

3) социальное окружение

4) уникальный индивидуальный опыт.

 

Проанализируем влияние  этих факторов на личность.

 

  1. Биологическая наследственность.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания  природных задатков.

Слово «личность» употребляется  только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим  «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в  себе комплекс генов не только своих  родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или  наследственно предопределенную биологическую  программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение  жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также  особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным  арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит  от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и  желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями  человеческого существа, которые  включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие  от других членов общества. Вместе с  тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологическую  наследственность необходимо учитывать, так как она, во-первых, создает  ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность  долго находиться под водой, наличие  биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное  разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется  в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность  разговаривать, работать рукой). С помощью  наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологической наследственности относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное  влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные  реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа  таких послеродовых осложнений, как  неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.

Однако следует особо  подчеркнуть, что все трудности  вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой  дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение  к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у  будущего ребенка ощущения счастья  и силы, которые передаются ему  через уверенную в себе и спокойную  мать.

 После рождения ребенка  процесс его развития характеризуется  тремя последовательными этапами:  впитывание информации, подражание  и личный опыт. В период внутриутробного  развития опыт и подражание  отсутствуют. Что касается впитывания  информации, то оно максимально  и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей  дальнейшей жизни человек не  развивается столь интенсивно, как  в перинатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

 

2) Физическое окружение.

 Некоторые исследователи  придавали физическому окружению  решающее значение в развитии  личности. Известный социолог Питирим  Сорокин в нескольких работах,  опубликованных в 1928 г., обобщил  теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного  ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

 

3)Социальное окружение.

Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации.

Социализация личности - процесс активного ее включения  в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми  в обществе.

 Выделяют пять основных  стадий социализации. Каждая из  них имеет свои характерные  особенности.

1. Первичная социализация - стадия адаптации к социальному  окружению (от рождения до подросткового  возраста). Особенностью этого этапа  является то, что дети некритически  усваивают социальный опыт через  подражание и приспособление  к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание  на то, во что и как в этом  возрасте играют дети.

2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется  критическое отношение, иногда  вплоть до нигилистического, к  общественным нормам, стремление  выделить себя среди других, показать  неповторимость, своеобразие своего  «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще  недостаточно осознанным стремлением  к самоопределению, выяснением соотношения  «Я» и окружающей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь  характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции - стремление  найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется  соответствием основных свойств  (качеств) личности общественным  ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция  протекает относительно успешно,  если нет, возможны следующие  исходы:

- усиление агрессивности  личности по отношению к социальному  окружению в целях сохранения  своей неповторимости, своего «Я»;

- отказ от своей индивидуальности  и неповторимости, стремление стать  таким как все»;

- конформизм, внешнее согласие  с требованиями социального окружения,  но внутреннее желание сохранять  свою индивидуальность. Фактически  происходит раздвоение личности  на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутри личностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой  деятельности человека, фактически  период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными  видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических  особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.

В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

Информация о работе Основные факторы формирования личности