Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:08, контрольная работа
В социологии под личностью понимается устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида. Личность — это продукт развития человека в обществе, определённый результат включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Социальными качествами являются: ценностные ориентации, которые отражают восприятие и усвоение человеком фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков, привычек и т.п.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Человек — это уникальный биологический вид Homo sapiens, высшая ступень развития живых организмов на Земле. По своей природе он является целостным, биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в единстве. Социальное в человеке не противостоит биологическому и не проистекает из биологического. Любой человек имеет совершенно индивидуальные биологические характеристики. При рождении он наследует определенные, психофизиологические задатки, которые затем развиваются в интеллектуальные и духовные свойства психики. Природа заложила в человеке, лишь склонность к определенным формам поведения (например, необходимость пребывания в группе, способность к самоограничению), которые без соответствующей социальной среды и обучения не могут реализоваться.
Врожденными являются
и некоторые психогенные
Термин "личность" образовался от латинских' слов "persona" (маска актера, роль, лицо) и "personare" (говорить через). В русском языке теперь уже устаревшее слово "личина" имеет аналогичное значение. Стать личностью означает как бы надеть социальную маску.
В социологии под
личностью понимается
Наряду с обще социальными, личность приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности социальных общностей (классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных), членом которых она является. Усвоение черт присущих этим многообразным общностям, и социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, выражается в социально-типическом поведении. Социально значимые качества и свойства личности существуют через многообразие их индивидуального воплощения. В известной мере, личность неповторима в силу присущих только ей комбинаций социально — значимых черт.
Личность характеризуется
автономностью, определенной
Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы:
1) биологическая
2) физическое окружение;
3) социальное окружение
4) уникальный индивидуальный опыт.
Проанализируем влияние этих факторов на личность.
Опыт социальной изоляции
человеческого индивида доказывает
то, что личность развивается не
просто путем автоматического
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
Черты биологического наследия
дополняются врожденными
Однако биологическую наследственность необходимо учитывать, так как она, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Наследственность проявляется
в том, что человеку передаются основные
биологические признаки человека (способность
разговаривать, работать рукой). С помощью
наследственности человеку передаются
от родителей
К биологической наследственности относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.
Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.
Однако следует особо
подчеркнуть, что все трудности
вполне преодолимы, если будущая мать
осознает, что только она служит
ребенку средством абсолютной защиты,
неисчерпаемую энергию для
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
После рождения ребенка
процесс его развития
2) Физическое окружение.
Некоторые исследователи
придавали физическому
3)Социальное окружение.
Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации.
Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.
При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.
Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.
1. Первичная социализация
- стадия адаптации к
2. Стадия индивидуализации
- стремление к выделению.
На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружающей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.
Юношеский возраст (18-25 лет) - устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.
3. Стадия интеграции - стремление
найти свое место в обществе.
Успешность интеграции
- усиление агрессивности
личности по отношению к
- отказ от своей
- конформизм, внешнее согласие
с требованиями социального
4. Трудовая стадия социализации
- наиболее продолжительная
Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.
5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.
Существует и другой подход.
В соответствии с ним выделяются
восемь периодов, связанных с определенными
видами деятельности, которые определяют
главные изменения в
В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.