Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:19, реферат
Биологическая наследственность.Биологическое наследие представляет собой врожденные потребности человеческого существования, которые включают потребности в воздухе, пище,воде,сне,безопасности.Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура,ни социальный опыт не передается с генами.Однако,биологический фактор необходимо учитывать так как он,во-первых создает ограничения для социальных общностей (например,невозможность долго находится под водой),а во-вторых,благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие способностей которые делают из человеческой личности индивидуальность,т.е.неповторимое,уникальное создание.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
доц., к.и.н. |
И.А.Тропов | |||
должность, уч. степень, звание |
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
РЕФЕРАТ |
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ |
по дисциплине: СОЦИОЛОГИЯ |
СТУДЕНТ ГР. |
8932 |
Д.В.Стрихарчук | |||
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург2012
Личность
является одним из тех феноменов,
которые редко истолковываются одинаково
двумя разными авторами. В основу доклада
взято определение личности данное Владимиров
Ядовым: «Личность – это целостность социальных
свойств человека, продукт общественного
развития и включения индивида в систему
социальных отношений посредством активной
деятельности и общения». В соответствии
с этим взглядом личность развивается
из биологического организма исключительно
благодаря различным видам социального
и культурного опыта.При этом не отрицается
наличие у личности врожденных способностей,темперамента
и предрасположенности,
Для анализа факторов развития личности разделим их условно на две группы:
1) макрофакторы развития;
2)микрофакторы развития.
К первой группе относятся такие факторы как биологическая наследственность, физическое окружение, государство и страна.
Биологическая наследственность.Биологическое
наследие представляет собой врожденные
потребности человеческого существования,
которые включают потребности в воздухе,
пище,воде,сне,безопасности.
Физическое окружение.Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности.Например, Питирим Сорокин в нескольких работах опубликованных в 1928году,обобщил теории многих ученых,согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате,географических особенностях и природных ресурсах.Действительно в сходных физических и географическихусловиях формируются различные типы личностей и наоборот очень часто бывает так что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.В связи с этим можно сказать,что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы,но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы,группового или индивидуального опыта.
Государство и страна. В повседневной жизни понятия «страна» и «государство» обычно употребляются как синонимы. Но на самом деле эти понятия обозначают различные реалии каждая из которых играет роль в процессе социализации личности.
Страна – это главным образом понятие географическое. Природно-географические условия оказывают прямое влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические условия влияют на плотность населения, распространение тех или иных условия труда, на состояние здоровья людей. Тем не менее природно-географические условия – всего лишь своеобразные рамки процесса социализации, не играя самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности.
Государство – понятие политико-
В качестве фактора социализации государство можно рассматривать как минимум в двух аспектах.
С одной стороны оно является
таковым так как политика, идеология
создают для граждан
И с другой стороны государство осуществляют эффективную целенаправленную социализацию подрастающих поколений, создавая для них систему воспитательных институтов.
Ко второй группе факторов ,влияющих на развитие личности, относятся
Семья.Отношения детей и родителей в течении
последних десятилетий меняютсястановясь
более эмоционально-психологическими,
В семье происходит болезненная ломка привычных позиций.Отец как правило перестал быть ее экономической главой,запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми,все это осложняет ситуацию и делает позицию отца и матери в отношениях с детьми не редко драматичной.
Современные семьи весьма разнообразны.
Есть семьи, в которых старшие стремятся не только сформировать личность ребенка, но и помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости. У других родителей целью является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужными и полезными умениями согласно родительским представлениям. Также есть много других семей в которой дети оказываются в антисоциальной среде.
Стиль семейной социализации тесно
связан с национальными традициями,
Общество сверстников.В последние десятилетия общество сверстников стало одним из решающих факторов социализации подрастающих поколений. Урбанизация ведет к тому,что все большее число подростков живет в городах,где имеет возможность общаться с большим числом сверстников и это общение, как правило, неподконтрольно взрослым.
Общество сверстников отражает в гипертрафированном виде основным тенденции взрослого общества,дети усваивают нормы морали, которые превалируют в мире взрослых. Между тем подрастающие поколения много быстрее и легче, чем старшие, осваиваются в меняющих социальных реалиях.И поэтому естественно то, что ряд норм, еще далеко не принятых во взрослом обществе, уже усвоены в подростково-юношеской среде.
В результате возросла автономия различия между взрослыми и юными в мировосприятии,в стиле жизни,в восприятии себя и в самореализации.
Культура.Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. К примеру, личность, сформированная в условиях православной культуры, будет иметь иные черты в сравнении с личностью, воспитанной в исламской традиции.По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.
Религиозные организации. Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации подрастающих поколений религиозные организации были важнейшим — после семьи — институтом.В современном мире роль религии остается важной и в ряде стран ее влияние стало опять расти.
В молодежной среде религиозные процессы проявляются в трех, как минимум, тенденциях. Во-первых, растет религиозность. Во-вторых, партии христианского и исламского верования среди своих последователей имеют немало молодых людей.В-третьих, среди юношества и даже подростков растет интерес к религии, который проявляется по-разному, в том числе и в посещении занятий в воскресных школах, факультативов по истории религии.
Все эти тенденции в целом положительные и могут внести свой вклад в развитие личности и в нравственное оздоровление общества.
Средства массовой коммуникации. В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы.На первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.
Это явление, однако, не следует оценивать только негативно. Например, телевидение в ряде случаев стимулирует чтение: показ экранизацией классических произведений резко повышает спрос на эти книги в библиотеках. Также средства массовой коммуникации, такие как интернет и социальные сети в частности, образуют систему неформального общения, существенно отличающуюся от системы в учебных заведениях.
Новая картина мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин “компьютерная психология”. А можно добавить сюда и видео, и космическую связь и употребить какой-то более обобщающий термин — например, технопсихология. Для этой новой психологии, очевидно, будут характерны иные, по сравнению с нынешними, механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.
И без того сложное положение взрослых усугубиться тем, что изучать эти новые тенденции им придется одновременно с овладением новыми техническими средствами.Освоение новых элементов техносферы, в которой растут дети, требует не только соответствующих затрат, не только существенного пересмотра содержания, форм организации и методов образования, но и новых идей в сфере социализации и воспитания молодежи.
Групповой опыт. В начале жизненного пути человек еще не имеет своего собственного “Я”. Ребенок начинает использовать понятия “Я” в возрасте около полутора лет, при этом он становится отдельным человеческим существом. Формирование образов различных личностей, в том числе и собственного “Я — образа”, происходит благодаря накоплению социального опыта ребенка. Все дальнейшее формирование личности — это построение собственного “Я” на основе сопоставления себя с другими личностями.
Уникальный индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается его повторить. Не являются исключением даже близнецы, имеющие одинаковую наследственность. Ведь воспитываются они всегда по-разному, т.к. не могут встречаться постоянно одни и те же огорчения и радости. Картина индивидуального опыта усложняется еще и тем, что личность не просто суммирует опыт, а интегрирует его.
Таким образом, мы понимаем, что проблема развития и формирования личности – проблема значимая и сложная,охватывающая огромное поле исследований.
Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых,с ее наследственными особенностями и во-вторых с неповторимыми условиями микросреды.
Список литературы.