Основные факторы развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:19, реферат

Описание работы

Биологическая наследственность.Биологическое наследие представляет собой врожденные потребности человеческого существования, которые включают потребности в воздухе, пище,воде,сне,безопасности.Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура,ни социальный опыт не передается с генами.Однако,биологический фактор необходимо учитывать так как он,во-первых создает ограничения для социальных общностей (например,невозможность долго находится под водой),а во-вторых,благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие способностей которые делают из человеческой личности индивидуальность,т.е.неповторимое,уникальное создание.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД ЧИСТОВИК.docx

— 28.88 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

доц., к.и.н.

     

И.А.Тропов

должность, уч. степень, звание

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

РЕФЕРАТ

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

по дисциплине: СОЦИОЛОГИЯ

 
 

СТУДЕНТ ГР.

8932

     

Д.В.Стрихарчук

     

подпись, дата

 

инициалы, фамилия





Санкт-Петербург2012

Личность  является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. В основу доклада взято определение личности данное Владимиров Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта.При этом не отрицается наличие у личности врожденных способностей,темперамента и предрасположенности,значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Для анализа факторов развития личности разделим их условно на две группы:

1) макрофакторы развития;

2)микрофакторы развития.

К первой группе относятся такие  факторы как биологическая наследственность, физическое окружение, государство и страна.

Биологическая наследственность.Биологическое наследие представляет собой врожденные потребности человеческого существования, которые включают потребности в воздухе, пище,воде,сне,безопасности.Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура,ни социальный опыт не передается с генами.Однако,биологический фактор необходимо учитывать так как он,во-первых создает ограничения для социальных общностей (например,невозможность долго находится под водой),а во-вторых,благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие способностей которые делают из человеческой личности индивидуальность,т.е.неповторимое,уникальное создание.

Физическое окружение.Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности.Например, Питирим Сорокин в нескольких работах опубликованных в 1928году,обобщил теории многих ученых,согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате,географических особенностях и природных ресурсах.Действительно в сходных физических и географическихусловиях формируются различные типы личностей и наоборот очень часто бывает так что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.В связи с этим можно сказать,что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы,но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы,группового или индивидуального опыта.

Государство и страна. В повседневной жизни понятия «страна» и «государство» обычно употребляются как синонимы. Но на самом деле эти понятия обозначают различные реалии каждая из которых играет роль в процессе социализации личности.

Страна – это главным образом  понятие географическое. Природно-географические условия оказывают прямое влияние  на жителей и их жизнедеятельность. Географические условия влияют на плотность  населения, распространение тех  или иных условия труда, на состояние  здоровья людей. Тем не менее природно-географические условия – всего лишь своеобразные рамки процесса социализации, не играя самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности.

Государство – понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственных аппарат, финансовые органы, суд) осуществляющих управление обществом и являются звеном политической системы общества.

В качестве фактора социализации государство можно рассматривать как минимум в двух аспектах.

С одной стороны оно является таковым так как политика, идеология  создают для граждан определенные условия жизни, в которых и  происходит социализация, люди вольно или невольно усваивают нормы  и ценности декларируемые государством.

И с другой стороны государство осуществляют эффективную целенаправленную социализацию подрастающих поколений, создавая для них систему воспитательных институтов.

Ко второй группе факторов ,влияющих на развитие личности, относятся

  • семья
  • общество сверстников
  • культура
  • религиозные организации
  • средства-массовой коммуникации
  • групповой опыт
  • уникальный индивидуальный опыт

Семья.Отношения детей и родителей в течении последних десятилетий меняютсястановясь более эмоционально-психологическими,то есть для все большего числа людей именно дети становятся одной из главной ценностей жизни.Но это,как ни парадоксально,не упрощает семейную жизнь,а лишь усложняет ее.

В семье происходит болезненная  ломка привычных позиций.Отец как правило перестал быть ее экономической главой,запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми,все это осложняет ситуацию и делает позицию отца и матери в отношениях с детьми не редко драматичной.

Современные семьи весьма разнообразны.

Есть семьи, в которых старшие  стремятся не только сформировать личность ребенка, но и помогать его индивидуальному  развитию,  добиваясь эмоциональной  близости. У других родителей целью  является подготовка ребенка к жизни  через тренировку его воли, обучение нужными и полезными умениями согласно родительским представлениям. Также есть много других семей в которой дети оказываются в антисоциальной среде.

Стиль семейной социализации тесно  связан с национальными традициями,культуройобщества,а в их рамках-с социальной принадлежностью и уровнем образования родителей.

Общество сверстников.В последние десятилетия общество сверстников стало одним из решающих факторов социализации подрастающих поколений. Урбанизация ведет к тому,что все большее число подростков живет в городах,где имеет возможность общаться с большим числом сверстников и это общение, как правило, неподконтрольно взрослым.

Общество сверстников отражает в гипертрафированном виде основным тенденции взрослого общества,дети усваивают нормы морали, которые превалируют в мире взрослых. Между тем подрастающие поколения много быстрее и легче, чем старшие, осваиваются в меняющих социальных реалиях.И поэтому естественно то, что ряд норм, еще далеко не принятых во взрослом обществе, уже усвоены в подростково-юношеской среде.

В результате возросла автономия различия между взрослыми и юными в мировосприятии,в стиле жизни,в восприятии себя и в самореализации.

Культура.Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. К примеру, личность, сформированная в условиях православной культуры, будет иметь иные черты в сравнении с личностью, воспитанной в исламской традиции.По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Религиозные организации. Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации подрастающих поколений религиозные организации были важнейшим — после семьи — институтом.В современном мире роль религии остается важной и в ряде стран ее влияние стало опять расти.

В молодежной среде религиозные процессы проявляются в трех, как минимум, тенденциях. Во-первых, растет религиозность. Во-вторых, партии христианского и  исламского верования среди своих последователей имеют немало молодых  людей.В-третьих, среди юношества и даже подростков растет интерес к религии, который проявляется по-разному, в том числе и в посещении занятий в воскресных школах, факультативов по истории религии.

Все эти тенденции в целом  положительные и могут внести свой вклад в развитие личности и в нравственное оздоровление общества.

Средства массовой коммуникации. В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы.На первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.

Это явление, однако, не следует оценивать  только негативно. Например, телевидение в ряде случаев стимулирует чтение: показ экранизацией классических произведений резко повышает спрос   на эти книги в библиотеках. Также средства массовой коммуникации, такие как интернет и социальные сети в частности, образуют систему неформального общения, существенно отличающуюся от системы в учебных заведениях.

Новая картина мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин “компьютерная психология”. А можно добавить сюда и видео, и космическую связь и употребить какой-то более обобщающий термин — например, технопсихология. Для этой новой психологии, очевидно, будут характерны иные, по сравнению с нынешними, механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.

И без того сложное положение  взрослых усугубиться тем, что изучать эти новые тенденции им придется одновременно с овладением новыми техническими средствами.Освоение новых элементов техносферы, в которой растут дети, требует не только соответствующих  затрат, не только существенного пересмотра содержания, форм организации и методов образования, но и новых идей в сфере социализации и воспитания молодежи.

Групповой опыт. В начале жизненного пути человек еще не имеет своего собственного “Я”. Ребенок начинает использовать понятия “Я” в возрасте около полутора лет, при этом он становится отдельным человеческим существом. Формирование образов различных личностей, в том числе и собственного “Я — образа”, происходит благодаря накоплению социального опыта ребенка. Все дальнейшее формирование личности — это построение собственного “Я” на основе сопоставления себя с другими личностями.

Уникальный индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается его повторить. Не являются исключением даже близнецы, имеющие одинаковую наследственность. Ведь воспитываются они всегда по-разному, т.к. не могут встречаться постоянно одни и те же огорчения и радости. Картина индивидуального опыта усложняется еще и тем, что личность не просто суммирует опыт, а интегрирует его.

Таким образом, мы понимаем, что проблема развития и формирования личности – проблема значимая и сложная,охватывающая огромное поле исследований.

Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых,с ее наследственными особенностями и во-вторых с неповторимыми условиями микросреды.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Дубинин Н.П. «Что такое человек»,Логос,2009год
  2. Витаньи И.Н. «Общество. Культура. Социология»,2007 год
  3. Мудрик А.В. «Социализация человека» Academia,2006 год
  4. Селиванов В.С. «Основы общей педагогики»,Академия,2005 год
  5. Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте»,Просвещение,2008год

Информация о работе Основные факторы развития личности