Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 10:05, контрольная работа
Описание работы
Представители другой точки зрения полностью отве гают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы.
Содержание работы
1. Основные факторы развития личности 3 2. Понятие социализации. Этапы социализации личности 8 3. Социальные статусы и роли 14 Список использованной литературы 24
Данный процесс весьма сложен,
поскольку современное общество характеризуется
многими противоречивыми тенденциями
в своем развитии.
Однако существуют оптимальные
способы жизнедеятельности, которые в
наибольшей степени способствуют адаптации
конкретного человека.
На этой стадии складываются
социально-типические свойства личности,
т. е. такие свойства, которые свидетельствуют
о принадлежности данного человека к определенной
социальной группе.
Таким образом, в процессе социализации
осуществляется динамика пассивной и
активной позиции индивида.
Пассивная позиция – когда
он усваивает нормы и служит объектом
социальных отношений; активная позиция
– когда он воспроизводит социальный
опыт и выступает как субъект социальных
отношений; активно-пассивная позиция
– когда он способен интегрировать субъект-объектные
отношения.
Социализация человека происходит
посредством механизмов социализации
– способов сознательного или бессознательного
усвоения и воспроизводства социального
опыта.
Одним из первых был выделен
механизм единства подражания, имитации,
идентификации.
Сущность заключается в стремлении
человека к воспроизводству воспринимаемого
поведения других людей.
Выделяют механизм полоролевой
идентификации (половой идентификации)
или полоролевой типизации.
Его сущность состоит в усвоении
субъектом психологических черт, особенностей
поведения, характерных для людей определенного
пола.
В процессе первичной социализации
индивид усваивает нормативные представления
о психологических, поведенческих свойствах,
характерных для мужчин и женщин.
Механизм социальной оценки
желаемого поведения осуществляется в
процессе социального контроля (С. Парсонс).
Он работает на основе изученного
З. Фрейдом принципа удовольствия страдания
– чувств, которые испытывает человек
в связи с вознаграждениями (положительными
санкциями) и наказаниями (отрицательными
санкциями), поступающими от других людей.
Люди по-разному воспринимают
друг друга и по-разному стремятся влиять
на других.
Это эффекты действия механизма
социальной оценки: социальная фасилитация
(или фацилитация) и социальной ингибиция.
Социальная фасилитация предполагает
стимулирующее влияние одних людей на
поведение других.
Социальная ингибиция (психологический
эффект обратного действия) проявляется
в негативном, тормозящем влиянии одного
человека на другого.
Наиболее распространенным
механизмом социализации является конформность.
Понятие конформности связано
с термином «социальный конформизм» т.
е. некритическое принятие и следование
господствующим в обществе стандартам,
авторитетам идеологии.
Посредством группового давления
и распространения стереотипов массового
сознания формируется тип обезличенного
обывателя, лишенного самобытности и оригинальности.
Мера развития конформности
может быть разной.
Есть внешняя конформность,
которая проявляется лишь во внешнем согласии,
но при этом индивид остается при своем
мнении. При внутренней индивид действительно
меняет свою точку зрения и преобразует
внутренние установки в зависимости от
мнения окружающих.
Негативизм – это конформизм
наоборот, стремление во что бы то ни стало
поступать вопреки позиции большинства
и любой ценой утверждать свою точку зрения.
Определены и другие явления,
рассматриваемые как механизмы социализации:
внушение, групповые экспектации, ролевое
научение и др.
Социальное становление человека
происходит в течение всей жизни и в разных
социальных группах.
Семья, детский сад, школьный
класс, студенческая группа, трудовой
коллектив, компания сверстников – все
это социальные группы, составляющие ближайшее
окружение индивида и выступающие в качестве
носителей различных норм и ценностей.
Такие группы, задающие систему
внешней регуляции поведения индивида,
называются институтами социализации.
Социальные статусы и роли
Социальный статус (от лат. status
- положение, состояние) обычно определяется
как положение индивида или группы в социальной
системе, имеющее специфические для данной
системы признаки. Каждый социальный статус
обладает определенным престижем.
Все социальные статусы можно
подразделить на два основных типа: те,
которые предписываются индивиду обществом
или группой независимо от его способностей
и усилий, и те, которые личность достигает
своими собственными усилиями.
Существует широкий диапазон
статусов: предписанные, достигаемые,
смешанные, личные, профессиональные,
экономические, политические, демографические,
религиозные и кровно-родственные, которые
относятся к разновидности основных статусов.
Кроме них существует огромное
множество эпизодических, неосновных
статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего,
пациента, свидетеля, участника демонстрации,
забастовки или толпы, читателя, слушателя,
телезрителя и т. д. Как правило, это временные
состояния. Права и обязанности носителей
таких статусов часто никак не регистрируются.
Они вообще трудно определимы, скажем,
у прохожего. Но они есть, хотя влияют не
на главные, а на второстепенные черты
поведения, мышления и чувствования. Так,
статус профессора определяет очень многое
в жизни данного человека. А его временный
статус прохожего или пациента? Конечно
же нет.
Итак, человек имеет основные
(определяющие его жизнедеятельность)
и неосновные (влияющие на детали поведения)
статусы. Первые существенно отличаются
от вторых.
За каждым статусом - постоянным
или временным, основным или неосновным
- стоит особая социальная группа либо
социальная категория. Католики, консерваторы,
инженеры (основные статусы) образуют
реальные группы. Например, пациенты, пешеходы
(неосновные статусы) образуют номинальные
группы или статистические категории.
Как правило, носители неосновных статусов
никак не согласуют поведение друг с другом
и не взаимодействуют.
Люди обладают множеством статусов
и принадлежат ко множеству социальных
групп, престиж которых в обществе неодинаков:
коммерсанты ценятся выше сантехников
или разнорабочих; мужчины обладают большим
социальным "весом", чем женщины;
принадлежность к титульному этносу в
государстве не одно и то же, что принадлежность
к национальному меньшинству, и т. д.
Со временем в общественном
мнении вырабатывается, передается, поддерживается,
но, как правило, ни в каких документах
не регистрируется иерархия статусов
и социальных групп, где одних ценят и
уважают больше других.
Место в такой незримой иерархии
называется рангом, который бывает высоким,
средним или низким. Иерархия может существовать
между группами в рамках одного общества
(интергрупповая) и между индивидами в
рамках одной группы (интрагрупповая).
И место человека в них выражают также
термином "ранг".
Несовпадение статусов вызывает
противоречие в интергрупповой и интрагрупповой
иерархии, которое возникает при двух
обстоятельствах:
• когда индивид занимает в
одной группе высокий ранг, а во второй
- низкий;
• когда права и обязанности
статуса одного человека противоречат
или мешают выполнению прав и обязанностей
другого.
Высокооплачиваемый чиновник
(высокий профессиональный ранг) скорее
всего будет обладателем также высокого
семейного ранга как человек, обеспечивающий
материальный достаток семьи. Но отсюда
автоматически не следует, что у него будут
высокие ранги в других группах - среди
друзей, родственников, сослуживцев.
Хотя статусы вступают в социальные
отношения не прямо, а только косвенно
(через их носителей), они главным образом
определяют содержание и характер социальных
отношений.
Человек смотрит на мир и относится
к другим людям в соответствии со своим
статусом. Бедные презирают богатых, а
богатые с пренебрежением относятся к
бедным. Владельцы собак не понимают людей,
любящих чистоту и порядок на газонах.
Профессиональный следователь, хотя и
бессознательно, делит людей на потенциальных
преступников, законопослушных и свидетелей.
Русский скорее проявит солидарность
с русским, чем с евреем или татарином,
и наоборот.
Политические, религиозные,
демографические, экономические, профессиональные
статусы человека определяют интенсивность,
продолжительность, направленность и
содержание социальных отношений людей.
Социальная роль (франц. role)
- это поведение, ожидаемое от того, кто
имеет определенный социальный статус.
Социальные роли - это совокупность требований,
предъявляемых индивиду обществом, а также
действий, которые должен выполнить человек,
занимающий данный статус в социальной
системе. У человека может быть множество
ролей.
Статус детей обычно подчинен
взрослым, и от детей ожидается почтительность
по отношению к последним. Статус солдат
отличен от статуса штатских; роль солдат
связана с риском и выполнением присяги,
чего нельзя сказать о других группах
населения. Статус женщин отличается от
статуса мужчин, и потому от них ожидают
иного поведения, чем от мужчин. Каждый
индивид может иметь большое число статусов,
и окружающие вправе ожидать от него исполнения
ролей в соответствии с данными статусами.
В этом смысле статус и роль - это две стороны
одного феномена: если статус является
совокупностью прав, привилегий и обязанностей,
то роль - действием в рамках этой совокупности
прав и обязанностей. Социальная роль
состоит:
• из ролевого ожидания (экспектации)
и
• исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть:
• Институционализированные:
институт брака, семьи (социальные роли
матери, дочери, жены)
• Конвенциональные: принимаются
по соглашению (человек может отказаться
принять их)
Нормы культуры усваиваются
в основном через обучение ролям. Например,
человек, осваивающий роль военного, приобщается
к обычаям, нравственным нормам и законам,
характерным для статуса данной роли.
Только немногие нормы принимаются всеми
членами общества, принятие большинства
норм зависит от статуса той или иной личности.
То, что приемлемо для одного статуса,
оказывается неприемлемым для другого.
Таким образом, социализация как процесс
обучения общепринятым способам и методам
действий и взаимодействий является важнейшим
процессом обучения ролевому поведению,
в результате чего индивид действительно
становится частью общества.
Рассмотрим некоторые определения
социальной роли:
• фиксация отдельного положения,
которое занимает тот или иной индивид
в системе общественных отношений;
• общественно необходимый
вид деятельности и способ поведения личности,
которые несут печать общественной оценки
(одобрение, осуждение и т. д.);
• поведение личности в соответствии
с ее общественным статусом;
• обобщенный способ выполнения
определенной социальной функции, когда
от человека ожидаются определенные действия;
• устойчивый стереотип поведения
в определенных социальных ситуациях;
• совокупность объективных
и субъективных ожиданий (экспектаций),
производных от социально-политической,
экономической или какой-либо другой структуры
общества;
• социальная функция личности,
соответствующая принятым представлениям
людей в зависимости от их статуса или
позиции в обществе, в системе межличностных
отношений;
• существующая в обществе
система ожиданий относительно поведения
индивида, занимающего определенное положение,
в его взаимодействии с другими индивидами;
• система специфических ожиданий
по отношению к себе индивида, занимающего
определенное положение, т. е. как он представляет
модель своего собственного поведения
во взаимодействии с другими индивидами;
• открытое, наблюдаемое поведение
индивида, занимающего определенное положение;
• представление о предписанном
шаблоне поведения, которое ожидается
и требуется от человека в данной ситуации;
• предписанные действия, характерные
для тех, кто занимает определенную социальную
позицию;
• набор норм, определяющих,
как должен вести себя человек данного
социального положения.
Таким образом, социальная роль
трактуется как ожидание, вид деятельности,
поведение, представление, стереотип,
социальная функция и даже набор норм.
Мы рассматриваем социальную роль как
функцию социального статуса личности,
реализуемую на уровне общественного
сознания в экспектациях, нормах и санкциях
в социальном опыте конкретного человека.
Виды социальных ролей определяются
разнообразием социальных групп, видов
деятельности и отношений, в которые включена
личность. В зависимости от общественных
отношений выделяют социальные и межличностные
социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным
статусом, профессией или видом деятельности
(учитель, ученик, студент, продавец). Это
стандартизированные безличные роли,
строящиеся на основе прав и обязанностей,
независимо от того, кто эти роли исполняет.
Выделяют социально-демографические роли:
муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина
- это тоже социальные роли, биологически
предопределенные и предполагающие специфические
способы поведения, закрепленные общественными
нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны
с межличностными отношениями, которые
регулируются на эмоциональном уровне
(лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир
семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях,
каждый человек выступает в какой-то доминирующей
социальной роли, своеобразном социальном
амплуа как наиболее типичном индивидуальном
образе, привычном для окружающих. Изменить
привычный образ крайне трудно как для
самого человека, так и для восприятия
окружающих его людей. Чем более длительный
период времени существует группа, тем
привычнее становятся для окружающих
доминирующие социальные роли каждого
участника группы и тем сложнее изменить
привычный для окружающих стереотип поведения.