Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:50, контрольная работа
Проблема социальных отношений и социальных изменений, которые существуют и происходят в обществе, актуальна в наше время. Это объясняется тем, что социальные отношения определяют социальную структуру общества, его качественную определенность. Кроме того, общество представляет собой не статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы. Как правило, результатом таких однонаправленных взаимосвязанных изменений, определяющихся мотивами и ориентациями людей, является смена состояния социальной системы, а значит и изменение ее структуры, элементов и отношений.
Введение…………………………….……………………………………….….3
Содержание понятия «социальные отношения»………..…..……..….5
Основные формы социальных деформаций……………………….…11
Заключение……………………………………………………………..…..…20
Список использованной литературы………………………………..………22
Содержание
Введение…………………………….…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..………22
Введение
Проблема социальных отношений и социальных изменений, которые существуют и происходят в обществе, актуальна в наше время. Это объясняется тем, что социальные отношения определяют социальную структуру общества, его качественную определенность. Кроме того, общество представляет собой не статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы. Как правило, результатом таких однонаправленных взаимосвязанных изменений, определяющихся мотивами и ориентациями людей, является смена состояния социальной системы, а значит и изменение ее структуры, элементов и отношений.
Процессы реформирования проходят в нашей стране в сложных экономических и политических условиях, выявляя резкое обострение социальных противоречий между идеями гуманизма, демократизации и тенденциями, связанными с усилением социального расслоения, кризисными явлениями экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, ростом преступности и бездуховности детства, обнищанием семей, политической нестабильностью. Обострились и другие противоречия, например, между потребностью в работе и ее представлением; между требованием своевременной и достойной оплаты за труд и ее реальным получением; между потребностью в нормальном функционировании семьи, исполнением ею своих функций и материальными возможностями семьи; между потребностью пожилых и старых людей иметь достойную и обеспеченную старость и реальной возможностью государства и общества предоставить такие условия и др.
Вследствие этого нарушается нормальное функционирование социальных отношений, которое изменяет образ жизни и нормы поведения людей, ведет к различным социальным откликам и реакциям. В обществе нарастает вал социальных проблем.
Итак, современный этап развития общества и формирования социальных отношений неразрывно связан с деформацией социальных отношений, обусловленной в свою очередь политическими, экономическими, социальными и культурными особенностями общественного развития.
Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Более того, одно лишь знание о присутствии где-то других людей может весьма существенно изменить поведение индивида. Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или спорадически, активно или пассивно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. По мере усложнения эти взаимосвязи укрепляются, и индивиду все труднее становится избегать их.
Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни, например, политических партий и т.д.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.
Под социальными отношениями понимается определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения объективны по своей природе, преломляются через внутреннее содержание или состояние человека и выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей действительности.
Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни социальные отношения. Индивиды выступают во взаимодействие друг с другом не как чистые «Я», а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития производительных сил и потребностей.
В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно, через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений, любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т.д.
Каждый из членов социальной группы после ряда взаимодействий вступает с другими членами группы в определенные отношения, которые крайне разнообразны по форме и содержанию.
Совокупность социальных отношений представляет собой структуру общества. Социальная структура охватывает размещение всех отношений,
зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов, базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.
Социальные нормы – это средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. Социальные нормы обеспечивают стабильность общества, его воспроизводство, защиту его от внешних и внутренних разрушительных воздействий. Важным моментом природы социальных отношений является необходимость социализации каждого поколения, обучение социальным нормам.
Социальная группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Социальные группы как элементы социальной структуры в каждый данный момент развития общества имеются в определенном и обозримом количестве, но бесконечно множество их связей, взаимоотношений1.
Любой человек занимает много позиций в обществе. Каждая из этих
позиций, предполагающая определенные права и обязанности, - есть «статус». Со «статусом» человека связано ожидаемое от него другими людьми поведение, т.е. «роль». Ещё на заре истории люди обнаружили, что разделение функций и труда увеличивает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом все члены общества распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.
Поэтому основой разделения людей на группы послужило разделение труда, на которое влияли первоначально только такие характеристики как возраст, пол, состояние здоровья, а впоследствии - социальное происхождение, жизненный опыт, образование и т.д.
Различные группы приобретали признаки, отличающие их от других групп людей в данном обществе, в первую очередь уровень благосостояния и размер полномочий. Поэтому любое общество более или менее сложно структурировано, оно состоит из различных групп (каст, классов, слоев и т.п.).
Социальная роль – это социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных и межличностных отношений. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску»2.
Понятие социального института охватывает крупные группировки социальных ролей. Выполнение индивидами своих социальных ролей является необходимым условием деятельности социального института.
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания неравенства между группами (общностями) людей применяется понятие социальной стратификации.
Сам термин «социальная стратификация» был заимствован из геологии, где означает последовательную смену пластов горных пород разного возраста. Но первые идеи о социальной стратификации встречаются у Платона (выделяет три класса: философы, стражи, земледельцы и ремесленники) и Аристотеля (также три класса: «очень зажиточные», «крайне неимущие», «средний слой»).
Окончательно идеи теории социальной стратификации оформились в конце XVIII в. благодаря появлению метода социологического анализа. «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества».
В рамках этого подхода существует более узкое понятие «социальных отношений». Под социальными отношениями понимается отношения сходства и различия, равенства и неравенства, господства и подчинения между индивидами и социальными группами3.
Существует множество критериев, по которым осуществляется стратификация. Это – власть, собственность, этническая, классовая, сословная принадлежность, престиж профессии, образ жизни, отношение к умственному и физическому труду и т.д. С социальной стратификацией связано понятие «социальной мобильности».
Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.
Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. Высокая интенсивность вертикальной мобильности есть степень демократичности общества. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере, теоретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет их занять; в них нет юридических, расовых, религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. В то же время, социальная мобильность является формой латентного процесса, образующего сердцевину преобразований в социальных системах. За мобильностью скрыты структурные изменения в обществе.
Социальная структура есть качественная определенность общества, поэтому ее изменение выражает коренной качественный сдвиг в обществе. Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных элементов, позволяющую накапливать количественные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе.
Целостные социальные системы динамичны, что означает, что в них протекают процессы, т.е. имеет место изменение структурных элементов и связей между ними, которое постепенно переводит систему из одного состояния в другое. Целое представляет собой процесс, а поэтому структура является организацией его во времени.
Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга сдвигов в обществе. Относительный консерватизм социальной структуры выступает как момент динамизма общественных процессов в целом.
Информация о работе Основные формы социального общения. Формы социальных деформаций