Основные гендерные стереотипы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

Для осознания проблематики темы в первую очередь необходимо охарактеризовать понятие «гендерные стереотипы». Существует множество различных определений и коннотаций, однако наиболее полное можно наблюдать в энциклопедии по социологии: «Гендерные стереотипы – это упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей».

Содержание работы

1. Описать гендерные стереотипы. 3
2. Свойства гендерных стереотипов (ГС). 4
3. Гендерные стереотипы роли женщин. 5
4. Гендерные стереотипы роли мужчин. 6
5. Найти рекламные образы мужчин (5) и женщин (5) (изображения), 8
определить какой гендерной роли соответствует данный образ. 8
Список использованной литературы: 12

Файлы: 1 файл

Семинар №3.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар № 3

Тема: «Основные гендерные стереотипы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Фуфаева С.В.

Группа ДГ-100

Проверил(а):

Паршукова Г.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Описать гендерные  стереотипы.

 

Для осознания  проблематики темы в первую очередь  необходимо охарактеризовать понятие  «гендерные стереотипы». Существует множество  различных определений и коннотаций, однако наиболее полное можно наблюдать в энциклопедии по социологии: «Гендерные стереотипы – это упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей».

Гендерные стереотипы можно разделить на несколько  групп по своим качествам:

1. качества, связанные с деятельностью и активностью. Мужчинам приписывается предприимчивость, решительность, настойчивость, потребность в достижении цели, нонконформизм, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес; женщинам — пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.

2. характеристики, соотносимые с позициями власти и управления. Мужскими качествами считаются стремление к лидерству, амбициозность, властность, сила, объективность, умение принимать решения, реалистичность; женскими — покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.

3. качества, характеризующие когнитивную сферу. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, объективность и критичность восприятия приписываются мужчинам; интуиция, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщинам.

4. характеристики эмоциональной сферы: «мужские» хладнокровие, сдержанность, умение отделить рациональные доводы от эмоциональных противопоставляются «женским» эмоциональности, восприимчивости, внушаемости, чувствительности, способности к состраданию.

5. характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Женскими считаются как позитивные качества (отзывчивость, жертвенность, доброта, заботливость, дружелюбие, тактичность, мягкость, нежность, любовь к детям), так и негативные (сварливость, хитрость, коварство и т. д.). В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующие с ней бестактность, резкость, как самообладание, взвешенность суждений, справедливость, так и эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.

6. стереотипизации подвергается круг социальных ролей мужчин и женщин.  Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать.

 

 

 

2. Свойства гендерных стереотипов (ГС).

 

Будучи видом  социальных стереотипов, ГС обладают основными  их свойствами.

Во-первых, ГС устойчивы. Вместе с тем они эволюционируют вместе с изменением прочих социальных представлений и норм (например, ушли в прошлое представления о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено возрастанием роли женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни в новейшее время).

Во-вторых, ГС оценочны. Оценочными являются суждения о женской  слабости или мужской отваге, женской  чувствительности или мужском самообладании.

В-третьих, ГС схематичны: фиксируются лишь важнейшие черты  представителей группы.

В-четвертых, ГС разделяемы внутри стереотипизирующих групп. Какое-либо представление считается стереотипным тогда, когда его разделяют не менее 75 % членов группы.

В-пятых, ГС полярны, поскольку отражают взаимодействие лишь двух групп — мужчин и женщин. Бинарность кодирования мужского и женского (например, эмоциональное и рациональное, интуиция и логика, личное и политическое, мягкость и твердость) — это один из базовых принципов восприятия гендерных различий.

Изучение гендерных  рекламных образов позволяет  провести анализ стереотипов, внедряемых в сознание потребителей, а также тех социальных ролей и моделей поведения, которые «навязываются» рекламой. Реклама часто воздействует на сознание людей путём использования гендерных стереотипов, способствующих более эффективному построению рекламной коммуникации. В итоге такое рекламное сообщение способствует хорошим результатам рекламной компании, резко повышая её успешность.

Можно выделить несколько основных гендерных образов-стереотипов, использующих в рекламной индустрии  и привести визуальный пример для каждого из них.

3. Гендерные стереотипы роли женщин.

 

Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это  девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем  ее бабочками и куклами барби. Мы считаем, что наша дочь будет типичной «девчушкой» и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами. Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что делают из своего ребенка типичную «Прекрасную Леди». Мы учим ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях, это самые большие и наиболее распространенные стереотипы по отношению к женщинам.

 

Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка  играет дома? Даже в возрасте пяти-шести  лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, е муж должен ходить на работу, и к его возращению должен быть готов обед, все как  у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу. Хотя есть миллионы гендерных стереотипов о женщинах, это, безусловно, крупнейший и наиболее обсуждаемый феминистками стереотип. Некоторые другие стереотипы включают в себя:

 

  • Женщины должны иметь «чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари
  • Женщины медсестры и врачи
  • Женщины не так сильны, как мужчины
  • Женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины
  • Женщины не должны идти в колледж
  • Женщины не занимаются спортом
  • Женщины не являются политиками
  • Женщины тише, чем мужчины и не предназначены для ораторства
  • Женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины
  • Женщины должны готовить и делать работу по дому
  • Женщины несут ответственность за воспитание детей
  • Женщины не имеют технических навыков и не очень хорошо разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач.
  • Женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини.
  • Женщины должны выглядеть красиво
  • Женщины любят петь и танцевать
  • Женщины не играют в видеоигры
  • Женщины флиртует
  • Женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться

4. Гендерные стереотипы роли мужчин.

 

Типичные мужские  стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого начала мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

 

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей  признают, что они не учат своих  сыновей, как мыть посуду или складывать вещи в прачечную? Вместо этого, они  учат их, выносить мусор или косить газон, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «»женской работы». Это главный стереотип, но большинство русских семей сегодня ведут воспитание именно так. Мужчины должны делать грязную работу и все, что требует мышц, они также должны идти на работу и обеспечить семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

 

Другие гендерные  стереотипы, касающиеся мужчин:

  • Все мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях
  • Мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами
  • Мужчины делают «грязную работу», такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами
  • Мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми
  • Мужчины играют в видео игры
  • Мужчины занимаются спортом
  • Мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка
  • Мужчины несут ответственность за все
  • Как мужья, мужчины говорят своим женам, что делать
  • Мужчины ленивые и грязные
  • Мужчины хороши в математике
  • Мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях
  • Мужчины не готовят и не шьют

Вспомните всех своих знакомых и друзей обоих  полов, и как много стереотипов  относиться к ним или к вам  самим? Вы должны понимать, что все  эти стереотипы не относятся к  каждому мужчине или к каждой женщине. То, что превращает эти вещи в стереотипы, это то, что мы считаем это нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины. Каждый человек является индивидуальным, и это совершенно нормально для женщины, чтобы начать свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми. С другой стороны, это также вполне приемлемо для мужчины, чтобы быть медбратом или не любить спорт, или заниматься готовкой пищи.

 

Мужчины и женщины  являются физические лица, они больше, чем просто мужчина или женщина. Наш пол является лишь частью того, кто мы есть, но он не полностью определяет нас как людей.

 

 

 

 

5. Найти рекламные образы мужчин (5) и женщин (5) (изображения),

определить  какой гендерной роли соответствует  данный образ.

 

 1. Образ «Женщина-соблазнительница»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Образ «Деловая женщина»


 

 

 

 

 

 

3. Образ «романтичная особа»

 

 

 

 

3. Образ «Романтичная  особа»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Образ «Домохозяйка»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Образ «женщина-вамп»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Образ «Соблазнитель»


 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Образ «Брутал»

 

3.  Образ «Семьянин, отец»


 

 

 

 

 

 

 

 

4. Образ «Деловой мужчина»


 

 

 

 

 

 

 

 

5. Образ «Спортивный  человек»

 

 

     Список использованной литературы:

  1. Максимова О.Б. Гендерные стереотипы в рекламе: постановка проблемы и основные концепции. // Вестник РУДН. Серия Социология 2002 №1. С. 169 – 173.
  2. Петров М.С. Гендерные образы и стереотипы современной российской рекламы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 124. С. 401-407.
  3. Рогозина И.В., Пицун М.А. Роль СМИ в формировании гендерных когнитивных эталонов // Филология и человек, 2008. № 2. С. 124-131.
  4. Неговорова И.В. Гендерный стереотип женщины в контексте современной рекламы косметических средств // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. № 3. С. 187-189.
  5. Розанова Т.П., Андреева М.М. Психологическое восприятие гендерных различий в рекламе // Инициативы XXI века. 2009. № 4. С. 78-81.
  6. Грошев И. В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 172-187
  7. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М.: РИП-холдинг, 2003. 217 с.
  8. Белова С. Виртуальные образы в рекламе [Электронный ресурс] // Школа рекламиста: [сайт]. [2009] URL: http://www.advschool.ru/articles/ article688.htm (дата обращения: 12.11.2013).
  9. Грошев И. В. Рекламные технологии гендера // Общественные науки и современность, 2000, №4. С. 172 – 187.
  10. Грошев И. В. Образ женщины в рекламе // Женщина Гендер Культура. – М.: МЦГИ, 1999. – С. 331-343.

Информация о работе Основные гендерные стереотипы