Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 17:21, доклад
Сущность категорического императива. Итак, единственным основанием истинно моральных действий человека может быть только его свободное долженствование, не зависящее ни от каких соображений, целей и интересов. А как же быть с религиозными предписаниями, носящими явно моральный характер? К примеру, десять библейских заповедей разве не являются подлинно моральными с точки зрения категорического императива? Нет, отвечает Кант, не являются. Если человек не убивает, не крадет, не прелюбодействует только потому, что боится Божьего наказания, то он поступает, конечно же, правильно и хорошо, но не морально! А если человек, движимый чувством сострадания, подает милостыню нищему, то это также хорошо, но не морально. Ведь если бы не чувство сострадания (или какое-либо иное), то получается, что он и не подал бы нищему. Или, если вы что-то совершенно бескорыстно делаете для своего друга, то вами движет чувство симпатии к нему, что также извращает моральность ваших действий. Другими словами, не убивать, не грабить, почитать своих родителей, подавать милостыню нищим необходимо только по чувству долга, и никак иначе! Все остальные действия, искаженные привнесенными извне соображениями, будут очень хорошими, но не моральными.
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Прожил всю жизнь в Кёнигсберге, где окончил университет и был в 1755- 1770 гг. доцентом, а в 1770-1796 гг. профессором университета.
Сущность категорического императива. Итак, единственным основанием истинно моральных действий человека может быть только его свободное долженствование, не зависящее ни от каких соображений, целей и интересов. А как же быть с религиозными предписаниями, носящими явно моральный характер? К примеру, десять библейских заповедей разве не являются подлинно моральными с точки зрения категорического императива? Нет, отвечает Кант, не являются. Если человек не убивает, не крадет, не прелюбодействует только потому, что боится Божьего наказания, то он поступает, конечно же, правильно и хорошо, но не морально! А если человек, движимый чувством сострадания, подает милостыню нищему, то это также хорошо, но не морально. Ведь если бы не чувство сострадания (или какое-либо иное), то получается, что он и не подал бы нищему. Или, если вы что-то совершенно бескорыстно делаете для своего друга, то вами движет чувство симпатии к нему, что также извращает моральность ваших действий. Другими словами, не убивать, не грабить, почитать своих родителей, подавать милостыню нищим необходимо только по чувству долга, и никак иначе! Все остальные действия, искаженные привнесенными извне соображениями, будут очень хорошими, но не моральными.
Кант о свободе как основе морали. В прямой связи с чувством долга находится и понятие свободы, которой Кант придает особое значение. Согласно его взглядам, долг превыше всего именно потому, что сознание долга является самым первым чувством в характере человека. Долг появляется раньше всех остальных чувств и понятий нашего сознания. В силу этого, говорит Кант, мы и получаем бесконечную, практически ничем не ограниченную свободу воли. Долг делает человека свободным! В самом деле, находясь в состоянии выбора между двумя возможными поступками, мы оказываемся в положении абсолютной свободы. Представьте себе, например, что кассирша в магазине дала вам сдачи намного больше, чем положено, причем вы заметили это только придя домой. Вот здесь для вас и наступает момент истины: вернуться ли в магазин и отдать лишнее или же обрадоваться такому «счастью» как подарку судьбы? Эти мгновения бесконечной свободы вы можете продлить свободным моральным выбором, ведь ничто, кроме чувства долга, не заставляет вас возвращать деньги ошибившемуся продавцу. И если вы решаете поступить в соответствии с долгом и возвращаете деньги, то являетесь в такую минуту абсолютно свободным и морально поступающим человеком.
Кант о совести. При этом никакие соображения материального или морального плана не могут стать причиной вашего неправильного поступка. Все ваши мысли о плохой погоде, которая мешает вернуться в магазин, или о том, что растяпе-продавщице так и надо (в следующий раз будет внимательнее), являются всего лишь искусственно придуманными предлогами для того, чтобы не возвращать деньги. Однако у человека есть одно регулирующее чувство - совесть. Она, считает Кант, обязательно начнет воздействовать на человека, поступившего вопреки чувству долга, станет грызть его. И эти угрызения совести являются первым признаком того, что человек поступил неправильно, аморально. Хотя вполне может статься, что никаких угрызений человек испытывать не будет, что свидетельствует об абсолютной его аморальности в принципе.
Выводы. Значение морального учения Канта поистине колоссально. Он стал едва ли не первым из мыслителей человечества, кто показал и теоретически обосновал необходимость полной личной свободы, указал на обязательное для любого человека чувство долга, дал людям аргументированные законы морали и нравственности. Другое дело, что соблюдать их в жизни крайне тяжело, если вообще возможно. Хотя сам Кант, по многочисленным свидетельствам его современников, всегда следовал этим правилам поведения. Он говорил: «Человек всегда должен рассматриваться как цель, а не как средство!» И наконец, именно Канту принадлежит одно из самых величественных и, как ни странно, романтических высказываний в истории мировой философии. Эта ставшая классической фраза относится к его излюбленной теме о врожденном чувстве долга, которое мы порой с удивлением обнаруживаем в себе: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Особенности философии Канта
Основные работы. «Критика чистого разума», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука», «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Религия в пределах только разума», «Метафизика нравов», «К вечному миру».
Учение. Наследие кантовской мысли поистине огромно. В целом его можно разделить на три большие части:
1. Критика теоретического разума - учение о возможностях и пределах мышления.
2. Критика
практического разума - учение о
вопросах морали и
3. Критика эстетического суждения - учение о вопросах эстетического восприятия.
Иными словами, содержание кантовской философской системы можно определить как последовательное отрицание всех предыдущих устаревших метафизических учений, переходящее в дальнейшие размышления об этике (критика практического разума) и эстетике (критика способности суждения).
Сущность учения Канта. Основой учения Канта является исследование познавательных способностей человеческого разума. С этой целью Кант предпринял основательную «критику» тех областей знания, которые накоплены человечеством за тысячи лет мыслительной деятельности. Главная задача такой критики - выяснить пределы, дальше которых не могут простираться способности нашего разума в его теоретической и практической деятельности. Иными словами, Кант поставил себе задачу определить, какие виды знания являются абсолютно достоверными, а какие - нет. Таким образом, главной проблемой всякой философской системы Кант считает именно теорию познания, характер, границы и возможности которой должны быть определены заранее.
Четыре кантовских вопроса. Прежде чем приступить к критическому исследованию, надо задаться конкретной целью, во имя которой оно проводится. Такую цель (или цели) легче всего поставить в виде вопроса, т. к. именно вопросительная форма является наиболее критической. В соответствии с тремя основными разделами своего учения Кант формулирует три знаменитых вопроса:
1. «Что
я могу знать?» - На это вопрос
призвана ответить критика
2. «Что я должен делать?» - На этот вопрос отвечает критика практического разума.
3. «На что я могу надеяться?» - На этот вопрос отвечает критика способности суждения и работа «Религия в пределах только разума».
Но это еще не все. В самом конце своей фундаментальной критики Кант замыслил исследовать сущность и природу человека. С этой целью он задался еще одним вопросом: «Что такое человек?» Однако до собственно антропологических задач он так и не добрался.
Априорные и апостериорные формы познания. Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо исследовать познавательные способности человека. Кант убежден, что человек обладает т.н. априорными и апостериорными формами познания, т.е. теми, которые присущи человеку изначально (в том числе и до его рождения), и теми, которые формируются в результате постижения материального мира, в результате опыта. Выяснением роли этих форм в процессе познания и должна, по мнению Канта, заниматься настоящая философия. При этом именно априорные формы Кант считает главными, т.к. именно они обладают качествами всеобщности и необходимости, на которых должна основываться настоящая наука.
Пространство и время. Определяющую роль в мировосприятии человека, говорит Кант, играют две априорные формы познания - пространство и время. В самом деле, утверждает Кант, как только человек появляется на свет, то сразу же оказывается в рамках пространства и времени, «выйти» из которых он уже не в силах. Отныне всякий чувственный опыт человека (апостериорный) будет протекать в этих пространственно-временных (априорных) формах, поэтому Кант и называет их главными. В теоретическом отношении он придумал для них специальное обозначение - трансцендентальные. Однако они не могут рассматриваться в качестве объективной и абсолютной реальности, т. к. можно представить себе иные существа, говорит Кант, у которых иначе устроены органы чувств и которые постигают мир вне пространства и времени.
Аналитические и синтетические суждения. Далее, в процессе познания человек вырабатывает суждения о том или ином своем опыте. Их Кант также разделяет на две категории: суждения бывают аналитические и синтетические. Первые, по мнению Канта, совершенно ничего не дают нам в деле познания. К аналитическим относятся все суждения, заключающие в самих себе характеристику предмета или явления, например: всякое тело имеет протяженность. В самом деле, для того чтобы это узнать, нам не требуется специально проводить эксперимент или анализ, т. к. уже само понятие «тело» заключает в себе идею протяженности. А вот синтетические суждения требуют проверки на опыте. Классическим примером здесь является сложение двух цифр: например, 5 + 7 = 12. Когда мы глядим на эти пять математических знаков, то не можем быть совершенно уверенными, что их сумма правильна. Для того чтобы убедиться в ее правильности, необходимо поставить опыт, т.е. сложить 5 яблок и 7 яблок и получить в сумме 12.
Три ступени познания. В процессе познания, по Канту, участвуют органы чувств, рассудок и разум. Самая первая ступень знания образуется в результате работы всех пяти органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Далее, полученная информация обрабатывается рассудком, в результате чего мы воспринимаем картину мира в ее целостности. А на стадии включения разума человек уже не просто отображает и классифицирует то, что воспринимает, он может создавать собственные мыслительные конструкции. Так появляются философские, религиозные и научные системы, теории, идеи, понятия и т.д.
Кант о чувственном восприятии. На этой стадии, говорит Кант, никакого познания не существует. Мы только воспринимаем то, что нам поступает от органов чувств. Причем до тех пор, пока в работу не вступит рассудок, этот чувственный материал носит разрозненный, хаотический характер. Восприняв какой-либо объект, человек на этой стадии еще не осознает, не классифицирует его. Эту работу выполняет рассудок.
Кант
о рассудочном
познании. Итак, благодаря действию
рассудка человек начинает мыслить тот
объект, который он воспринял органами
чувств. Здесь и рождается, говорит Кант,
познание как таковое, т. к. рассудок изначально
обладает специальными логическими формами
- категориями. Всего таких рассудочных
категорий Кант насчитывает 12. Он делит
их на четыре группы - категории количества,
качества, отношения и модальности. В соответствии
с ними подразделяются все 12 категорий
- единства, множества, отрицания, причинности,
возможности, необходимости и т.д. Таким
образом, весь чувственный материал, поступающий
в наше сознание, обрабатывается рассудком,
который «сортирует» данные опыта по соответствующим
«ячейкам».
Кант о разуме. Роль разума в процессе познания исключительно велика. Если рассудок упорядочивает общую картину мира с помощью своих априорных форм, то разум стремится к выработке собственных идей. Он в этом стремлении как бы отрывается от чувственного опыта, который, согласно Канту, является основой всякого подлинного знания. Таким образом, разум заводит человека в такие области мысли, в которых невозможен никакой чувственно-рассудочный опыт и, следовательно, знание. Кант выделяет три такие идеи разума:
1. Идея
о душе - Кант называет ее
2. Идея о мире - или идея космологическая.
3. Идея о Боге - теологическая идея.
Однако,
согласно Канту, ни одна из этих идей не
может быть подтверждена на практике,
поэтому ни психология, ни космология,
ни теология не могут называться науками.
О них можно спорить, рассуждать,
можно создавать различные
Антиномии Канта. В связи с принципиальной невозможностью проверить на опыте наличие души, мира и Бога Кант разработал учение об антиномиях. Антиномии - это такие положения разума, которые не могут быть доказаны или опровергнуты чувственно-рассудочным путем, и поэтому ни одна из спорящих сторон не в силах отстоять свою точку зрения. Всего Кант насчитал четыре возможные антиномии:
1. Мир конечен и бесконечен.
2. Вещество делимо и неделимо.
3. В мире царит свобода и в мире не существует свободы.
4. Бог существует и Бога нет.
Кант о принципиальной непознаваемости объективного мира. Из учения об антиномиях видно, куда клонит Кант. Если наш разум не в состоянии разобраться в тех областях, которые закрыты для чувств и рассудка, то не может быть и речи ни о каком объективном познании мира. Такой подход называется агностицизмом, который является поистине сердцевиной всего кантианства. Человек, согласно Канту, оказывается как бы «запертым» в мире материальных вещей, из которого он не в силах выбраться и достичь нематериальных, духовных областей. Поэтому все, что ему остается, - это познавать физический мир с его физическими предметами и явлениями.