Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:52, реферат
С середины 1890х годов народническая социология под напором марксистской критики приходит в упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм, требовали уничтожения феодально - крепостнических пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом социализма. Их взгляды расходились только в вопросах подготовки и осуществления революции, форм и способов революционной деятельности:
Основные этапы развития социологии в России. (по материалам книги С.С.Новиковой "История развития социологии в России")
Первый этап: 1869-1890гг.
1. Социологические теории народников
Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.
Конец 1860х - начало 1880х годов: революционное направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.
Середина 1880х - середина 1890х годов: либеральное направление народничества.
С середины 1890х годов народническая
социология под напором марксистской
критики приходит в упадок, ее заменяет
созданная в 1902 году партия социалистов-революционеров.
Объединяло революционных народников
то, что они критиковали царизм,
требовали уничтожения
П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: "Знание и революции", "Социальная революция и задачи нравственности", "Кому принадлежит будущее".
Был теоретиком подготовительно
- пропагандистского направления. Выступал
за длительную пропаганду социалистических
идей, так как народ еще не готов
к социалистическому
М.А.Бакунин (1814-1876). Основные социологические работы:
"Кнуто-Германская империя и социальная революция", "Государственность и анархия", "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена).
Был теоретиком бунтарско - анархического направления, родоначальником отечественного анархизма. Считал, что социология - наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества, а общество - естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.
Центральная проблема социологии:
проблема уничтожения государства
как силы, которая подавляет абсолютную
свободу личности. Всякое государство
таит в себе опасность развития деспотизма
управляющих и рабства
Считал, что религия - социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.
П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: " Задачи революционной пропаганды в России", "Что такое партия прогресса", "Накануне и на другой день революции", "Производительные силы Европы", "Анархическое государство".
Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса - приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения.
2. Субъективная школа
П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: "Социологи-позитивисты", "Введение в историю мысли", "Теория и практика прогресса", "Социальная революция и задачи нравственности", "Задачи понимания истории".
Считал, что социология - это наука о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее интересов. Движущая сила истории - "критически мыслящая личность", элитарное меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.
Н.К.Михайловский (1842-1904). Основные социологические работы: "Аналогический метод в общественной науке", "Теория Дарвина и общественная наука", "Герои и толпа", "Орган, неделимое, общество".
При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности.
Идеал общественного развития - создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм - это "творчество личного начала при посредстве начала общинного".
С середины 1870х годов занялся психологией "толпы", изучением психологии масс, анализом психологических путей и средств воздействия личностей на народ. Проводил различие между понятиями "герой" и "великая личность".
Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.
3. Натуралистическое направление.
Его представители выдвигали на первый план географический фактор.
Л.И.Мечников (1838-1888). Основная социологическая работа: "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества".
Две основные проблемы: социальный
прогресс и его критерий, механизм
социального прогресса. Мерилом
прогресса выступает
Пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития культуры.
По мнению Мечникова, социологические законы не сводимы с законами природы, выступал против социал-дарвинизма.
Пытался связать проблему
географического фактора с
4. Органицизм.
Исходный путь органицизма - гипотетическое отождествление общества с организмом.
А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: "История и метод", "Политика как наука", "История и общественность".
По мнению Стронина, общество - это организм, а социальные институты - отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково.
Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты. Основание- большинство общества( земледельцы и ремесленники).
П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: "Мысли о социальной науке будущего", "Социальная патология".
Так как общество - организм, оно обладает всеми отличительными чертами организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:
Считал, что классовая борьба и революция - это патология, ненормальное развитие.
5. Психологическое направление.
Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.
Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: "Социология", "Прошедшее философии", "Новая постановка основных вопросов социологи".
Положение о социальной эволюции как об основном факторе социологии.
Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - искусство - практическая деятельность.
Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы: "Историко-философские и социологические этюды", "Введение в изучение социологии", "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", "Историка. Теория исторического знания", "Общие основы социологи".
Общество - сложная система психологических и практических взаимодействий личностей, "надорганическая среда". Она делится на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы - предмет изучения психологии, социальные организации - предмет изучения социологии.
6. Плюралистическая школа Ковалевского
М.М.Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы:
" Очерк развития
Считал, что социология -
синтез результатов, полученных конкретными
общественными науками, наука, имеющая
своей целью установление законов
и тенденций общественного
Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику социального прогресса. Считая, что только система продуманных реформ является необходимым благом для общества.
В центре соц. теории Ковалевского - учение о солидарности.
Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития.
7. Ортодоксальный марксизм.
Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: "Социализм и политическая борьба", "Очерки по истории материализма", "Основные вопросы марксизма", "Искусство и общественная жизнь", "К вопросу о роли личности в истории".
Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).
Критика буржуазной философии.
Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма, рассматривал методологию научного предвидения в социальном познании.
Критиковал теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды Ковалевского, субъективную социологию народничества.
Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на определенном этапе развития общества.
Второй этап: 1890е годы - начало ХХ века.
1. Неокантианство.
Основные моменты
Неокантианство в России можно разбить на 3 группы:
1.1 Ортодоксальное ядро (социологическая гносеология)
А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919). Основная социологическая работа: "Методология истории".
Он выступил за переход
от "публицистического
Считал, что социология - это абстрактная, обобщающая наука, которая не может опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.
Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: "Общество и личность", "Социальные науки и право".
Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей, и его нельзя рассматривать с помощью пространственных категорий.
Отмечал наличие кризиса в современном социальном познании, выход из которого надо искать в области методологии.
Настаивал на пересмотре всех основ социального знания.
1.2 Субъективно -нормативная концепция.
П.И.Новгородцев (1866-1924)
Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Общество - сознание отдельных лиц.
Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их концепции права о том, что социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Эту идею он положил в основу "системы нравственного идеализма". Поворот к идеализму возможен только в результате разрыва с позитивизмом.
В.М.Хвостов (1868-1920)
Социология - особая промежуточная наука, которая использует типологические методы.
Личность - социокультурное образование, на которое общество и культура ставят свой отпечаток.
Хвостов отрицательно относился
к революции как форме
1.3 Концепция индивидуального психологизма.
Л.И.Петражицкий (1867 - 1931)
Социология - наука, призванная изучать человеческое участие в процессах социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.
Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы (эмоции), а не общество и ценности, как принято.
Информация о работе Основные этапы развития социологии в России