Основные этапы развития социологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:52, реферат

Описание работы

С середины 1890х годов народническая социология под напором марксистской критики приходит в упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм, требовали уничтожения феодально - крепостнических пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом социализма. Их взгляды расходились только в вопросах подготовки и осуществления революции, форм и способов революционной деятельности:

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития социологии в России.docx

— 40.41 Кб (Скачать файл)

Основные этапы  развития социологии в России. (по материалам книги С.С.Новиковой "История развития социологии в России")

 

Первый этап: 1869-1890гг.

1. Социологические теории народников

Все главные положения  социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря  активному вмешательству в ход  исторического процесса.

Конец 1860х - начало 1880х годов: революционное направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.

Середина 1880х - середина 1890х  годов: либеральное направление народничества.

С середины 1890х годов народническая  социология под напором марксистской критики приходит в упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм, требовали уничтожения феодально - крепостнических пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом социализма. Их взгляды расходились только в вопросах подготовки и осуществления революции, форм и способов революционной деятельности:

П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: "Знание и революции", "Социальная революция и задачи нравственности", "Кому принадлежит будущее".

Был теоретиком подготовительно - пропагандистского направления. Выступал за длительную пропаганду социалистических идей, так как народ еще не готов  к социалистическому перевороту. Революция возможна только тогда, когда  большинство населения осознает полностью ее необходимость.

М.А.Бакунин (1814-1876). Основные социологические работы:

"Кнуто-Германская империя и социальная революция", "Государственность и анархия", "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена).

Был теоретиком бунтарско - анархического направления, родоначальником отечественного анархизма. Считал, что социология - наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества, а общество - естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.

Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства  как силы, которая подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство  таит в себе опасность развития деспотизма управляющих и рабства управляемых  и является главным препятствием на пути социального освобождения человека. Основная сила, способная уничтожить государство - революция, которая возможна при любом экономическом строе  общества. Верил, что народный взрыв разрушит до основания старый строй, а вместо государства будут созданы независимые общины. Бакунин отвергал не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет "сверху вниз".

Считал, что религия - социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.

П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: " Задачи революционной пропаганды в России", "Что такое партия прогресса", "Накануне и на другой день революции", "Производительные силы Европы", "Анархическое государство".

Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение  в трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса - приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения.

2. Субъективная школа

П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: "Социологи-позитивисты", "Введение в историю мысли", "Теория и практика прогресса", "Социальная революция и задачи нравственности", "Задачи понимания истории".

Считал, что социология - это наука о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство  и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить  подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью  ее интересов. Движущая сила истории - "критически мыслящая личность", элитарное меньшинство, а большинство  служит и трудится, создавая меньшинству  возможность служить народу для  искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.

Н.К.Михайловский (1842-1904). Основные социологические работы: "Аналогический метод в общественной науке", "Теория Дарвина и общественная наука", "Герои и толпа", "Орган, неделимое, общество".

При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность  человека в его взаимодействии с  социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать  уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности.

Идеал общественного развития - создание таких отношений, которые  способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при  социализме, когда будут реализованы  идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм - это "творчество личного начала при посредстве начала общинного".

С середины 1870х годов занялся  психологией "толпы", изучением  психологии масс, анализом психологических  путей и средств воздействия  личностей на народ. Проводил различие между понятиями "герой" и "великая  личность".

Михайловский первый в  социологии разработал теорию подражания.

3. Натуралистическое направление.

Его представители выдвигали  на первый план географический фактор.

Л.И.Мечников (1838-1888). Основная социологическая работа: "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества".

Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм социального прогресса. Мерилом  прогресса выступает солидарность. Главный показатель социального  прогресса - степень свободы при  образовании кооперации. Считал, что  социальный прогресс проходит те же ступени  солидарности, что и в органическом мире.

Пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Выделял 3 периода в истории  цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития культуры.

По мнению Мечникова, социологические  законы не сводимы с законами природы, выступал против социал-дарвинизма.

Пытался связать проблему географического фактора с условиями  материальной жизни общества.

4. Органицизм.

Исходный путь органицизма - гипотетическое отождествление общества с организмом.

А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: "История и метод", "Политика как наука", "История и общественность".

По мнению Стронина, общество - это организм, а социальные институты - отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково.

Структуру общества представлял  в виде пирамиды. Вершина - привилегированное  меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты. Основание- большинство общества( земледельцы и ремесленники).

П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: "Мысли о социальной науке будущего", "Социальная патология".

Так как общество - организм, оно обладает всеми отличительными чертами организма. Выделял в  жизни общества 3 главные функции:

    • Физиологическая или экономическая
    • Морфологическая или юридическая
    • Индивидуальная или политическая

Считал, что классовая  борьба и революция - это патология, ненормальное развитие.

5. Психологическое направление.

Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма  и социальных форм проявления поведения  индивида или группы.

Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: "Социология", "Прошедшее философии", "Новая постановка основных вопросов социологи".

Положение о социальной эволюции как об основном факторе социологии.

Все социальные явления и  процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое  взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - искусство - практическая деятельность.

Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы: "Историко-философские и социологические этюды", "Введение в изучение социологии", "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", "Историка. Теория исторического знания", "Общие основы социологи".

Общество - сложная система  психологических и практических взаимодействий личностей, "надорганическая среда". Она делится на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы - предмет изучения психологии, социальные организации - предмет изучения социологии.

6. Плюралистическая школа Ковалевского

М.М.Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы:

" Очерк развития социологических  учений", "Очерк происхождения  и развития семьи и собственности", "Современные социологи", "Происхождение  семьи, рода, племени, собственности,  государства и религии".

Считал, что социология - синтез результатов, полученных конкретными  общественными науками, наука, имеющая  своей целью установление законов  и тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс  параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место выдвигались разные факторы.

Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился  к революции, как к источнику  социального прогресса. Считая, что  только система продуманных реформ является необходимым благом для  общества.

В центре соц. теории Ковалевского - учение о солидарности.

Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены  стадий общественного развития.

7. Ортодоксальный марксизм.

Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: "Социализм и политическая борьба", "Очерки по истории материализма", "Основные вопросы марксизма", "Искусство и общественная жизнь", "К вопросу о роли личности в истории".

Глубокая и основательная  критика методологических основ  буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).

Критика буржуазной философии.

Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма, рассматривал методологию научного предвидения  в социальном познании.

Критиковал теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды  Ковалевского, субъективную социологию народничества.

Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости  в действиях личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на определенном этапе развития общества.

Второй этап: 1890е годы - начало ХХ века.

1. Неокантианство.

Основные моменты неокантианской концепции:

    • Приоритет логических основ
    • Критика понятий и языка социологии
    • Гносеологическое философствование

Неокантианство в России можно разбить на 3 группы:

1.1 Ортодоксальное ядро (социологическая  гносеология)

А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919). Основная социологическая работа: "Методология истории".

Он выступил за переход  от "публицистического любительства" в социологии к ее специализации, то есть к научному профессионализму. В центре его внимания - вопросы  синтеза истории и социологии.

Считал, что социология - это абстрактная, обобщающая наука, которая не может опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.

Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: "Общество и личность", "Социальные науки и право".

Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей, и его нельзя рассматривать  с помощью пространственных категорий.

Отмечал наличие кризиса  в современном социальном познании, выход из которого надо искать в  области методологии.

Настаивал на пересмотре всех основ социального знания.

1.2 Субъективно -нормативная концепция.

П.И.Новгородцев (1866-1924)

Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир  личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Общество - сознание отдельных лиц.

Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их концепции права о том, что  социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Эту идею он положил в основу "системы  нравственного идеализма". Поворот  к идеализму возможен только в  результате разрыва с позитивизмом.

В.М.Хвостов (1868-1920)

Социология - особая промежуточная  наука, которая использует типологические методы.

Личность - социокультурное  образование, на которое общество и  культура ставят свой отпечаток.

Хвостов отрицательно относился  к революции как форме разрешения социальных противоречий. Необходимо учитывать, что она ведет к  разрушению культуры и гибели людей. Отдавал предпочтение реформам. Подверг  критике марксизм и субъективную школу.

1.3 Концепция индивидуального  психологизма.

Л.И.Петражицкий (1867 - 1931)

Социология - наука, призванная изучать человеческое участие в  процессах социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.

Центральным научным термином социологии считал социальное поведение  и мотивы (эмоции), а не общество и  ценности, как принято.

Информация о работе Основные этапы развития социологии в России