Основные этапы становления и развития образования как социального института

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Образование – один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие – ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли.

Содержание работы

Введение 2
1. Образование как социальный институт. Понятие, сущность и функции 3
2. Развитие образования 8
3.Основные виды образовaния 11
4.Функции образования 14
5. Проблемы социологии образования 18
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

соц.образования.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

- утрате привычных  целей школьного образования;

- остром недостатке  финансирования;

- инертности, присущей  всем образовательным системам  и обществу в целом.

Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного устройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:

- проблема оптимизации  взаимодействия личности и социума  как поиск баланса между социально-нормативным  давлением и стремлением личности  к социально-психологической автономии,  преодоление противоречивости "потребностей" социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя);

- проблема преодоления  дезинтегрированности содержания  школьного образования в процессе  создания и реализации новой  социально-образовательной парадигмы,  способной стать отправной точкой  в деле формирования у ученика целостной картины мира;

- проблемы согласования  и интеграции педагогических  технологий;

- проблема развития  проблемного мышления у учащихся  через постепенный отход от  монологического общения к диалогичекому  на уроке;

- проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса.

Поиск причин критического состояния школьного образования заставляет многих исследователей обращаться не только к социально-экономическим проблемам конкретного общества, но и к анализу цивилизационного развития, определяющего способ мышления человека, развитость общественных институтов, в том числе и системы школьного образования. Однако, находясь в преддверии нового тысячелетия, перед лицом новой "антропогенной эры", обыватель смутно представляет природу и сущность цивилизационных процессов, в центре которых он находится. Поэтому необходимо еще раз обратиться к самому понятию цивилизации и определить значение цивилизационных процессов в природе проблем школьного образования.

 

Заключение

 

 

Качественное образование  выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в  целом. Благодаря ему, индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.

Образование должно иметь  абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. В развивающихся  странах расходы на образование  ниже в десятки раз, причем разрыв с каждым годом возрастает. За счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образования представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу.

 

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2008;
  2. Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2010;
  3. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2009;
  4. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 2010.;
  5. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. – М.: Юристь, 2007.

Информация о работе Основные этапы становления и развития образования как социального института