Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:59, реферат
Рынок труда - это способы, механизмы и институты (государственные и общественные), позволяющие работникам найти поле деятельности в соответствии со своими навыками, способностями и умениями, а работодателям нанять рабочую силу для достижения целей организации. В узком смысле слова рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНКА ТРУДА. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЫНКА ТРУДА……..3
2. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА И ЕЕ РОЛЬ КАК ПОСРЕДНИКА……………….8
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Снежинский физико-технический институт -
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский
ядерный университет «МИФИ»
(СФТИ НИЯУ МИФИ)
Кафедра Экономики и управления
(наименование кафедры)
Реферат
по курсу: «Экономика и социология труда»
тема: «Основные компоненты рынка труда»
Группа: _______МО-48з_______
Студент: Бочкова А.Д.
(подпись)
Преподаватель: Долгоруков В.В.
(подпись)
г. Снежинск, 2012г.
Содержание
1. Определение рынка труда. Основные компоненты рынка труда……..3
2. Инфраструктура рынка труда и ее роль как посредника……………….8
Библиографический список…………………………………………………15
Рынок труда - это способы, механизмы и институты (государственные и общественные), позволяющие работникам найти поле деятельности в соответствии со своими навыками, способностями и умениями, а работодателям нанять рабочую силу для достижения целей организации. В узком смысле слова рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда.
Рынок труда - это система социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по поводу всего комплекса трудовых отношений, т.е. это касается не только найма и использования работников, но и регулирования социально-трудовых отношения, способствующих соблюдению интересов выше указанных субъектов.
Рынок труда - это система экономических и правовых отношений по поводу купли - продажи какого-либо товара, в процессе функционирования которой формируется спрос, предложение и цена на этот товар.
Существует два подхода к определению товара на рынке труда, предлагаемые разными авторами:
Рынок труда обеспечивает функционирование всех других рынков и занимает центральное место в системе рынков.
Виды рынка труда:
Формирование рынка труда находится под влиянием следующих факторов:
Основными компонентами рынка труда являются:
Субъектами рынка труда являются как наемные работники и их объединения - профсоюзы, так и работодатели, а так же государство и его органы.
Наемные работники - это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы.
Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Этими институтами являются профсоюзы.
Работодатель - это индивидуум, самостоятельно работающий и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На малом предприятии работодатель является обычно и собственником производства. На государственных предприятиях, а также в крупных акционерных компаниях работодатель является наемным работником государства, при этом он не владеет средствами производства, или акционеров, может иметь часть акций общества, соответственно, осуществляя прием и увольнение работников от имени акционеров или государства.
Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:
Юридические нормы и экономические программы, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка, определяющие их права и обязанности, необходимы для нормального функционирования рынка труда.
Нормы предусмотрены в Конституции РФ, в Законе "О занятости населения РФ", а также в Указах Президента, решениях правительства, в Генеральном, региональном, отраслевом соглашениях, в коллективных договорах на предприятии.
Существенным следствием происходящих
на рынке труда процессов, является безработица
- в целом негативное социально-экономическое
явление, однако ряд потоков безработицы
неизбежен. Занятость является необходимым
условием для воспроизводства населения,
от нее зависят уровень жизни, издержки
общества, работодателей и граждан на
подбор, подготовку, переподготовку и
повышение квалификации кадров, на их
трудоустройство, на материальную поддержку
лиц, оставшихся без работы. Занятость
населения, безработица, конкурентоспособность
рабочей силы и, в целом ситуация на рынке
труда относятся к ключевым макроэкономическим
показателям. Рынок труда является одним
из индикаторов, состояние которого позволяет
судить о национальном благополучии, стабильности,
эффективности социально-экономических
процессов. Складывающаяся многоукладная
экономика России предъявляет новые требования
к качеству рабочей силы, ее профессионально-
Рыночная инфраструктура - это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров, сеть фондов, центров занятости, центров подготовки и переподготовки рабочей силы.
Основной элемент инфраструктуры рынка труда - это государственная служба занятости, которая включает в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Кроме этого развиваются и негосударственные структуры занятости - молодежная биржа труда, биржа труда для инвалидов и т.д.
Государственная политика на рынке труда охватывает два направления. Во-первых, регулирование уровня и продолжительности безработицы, во-вторых, социальную защиту безработных. Важнейшей макроэкономической задачей является снижение уровня безработицы до естественного уровня, т.к. к естественной безработице относятся те ее виды, которые полностью неустранимы и сопутствуют долговременному равновесию рынка труда.
Механизм функционирования рынка труда основан, как и на всех других рынках, на действии законов спроса и предложения.
Закон спроса на рынке труда гласит:
Чем выше требования работников по заработной плате (цене товара "рабочая сила"), тем меньшую численность персонала смогут привлечь работодатели.
И, соответственно, закон предложения формулируется следующим образом: чем ниже заработная плата, которую работодатели согласны и в состоянии платить за исполнение определенного круга задач (работ), тем меньше лиц, желающих выполнять эти виды работ.
На пересечение интересов работников и работодателей проявляются контуры равновесной цены рабочей силы, т.е. того уровня оплаты труда, который соответствует числу людей, согласных трудиться, а также количеству рабочих мест, которые готовы предоставить предприниматели.
Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. Взаимодействие этих компонентов направлено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.
В структуре рынка труда можно выделить:
рыночный блок (обмен способности к труду на фонд жизненных средств, требуемых для воспроизводства рабочей силы);
блок муниципального, государственного и общественного регулирования занятости и безработицы;
Остановимся на Федеральной государственной службе занятости населения. Это структура, действующая в рамках Министерства здравоохранения и социального развития, призвана обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости:
1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
4. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.
5. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
6. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
7. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
Инфраструктура рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего, качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования. К факторам внешней среды относятся макроэкономические факторы, демографические и социально-психологические (к ним относятся и мотивационные установки по выбору политики занятости руководителями предприятий). Факторы внутреннего влияния делятся на организационные, нормативно-правовые, финансовые. Они, в свою очередь, определяют стратегию государства на рынке труда.
Рассмотрим макроэкономические факторы влияния внешней среды.
1. Фактор инфляции и бюджетного дефицита. Сдерживание темпов инфляции и не инфляционные покрытия бюджетного дефицита, с одной стороны, могут оказать положительное воздействие на инвестиционную активность и создание рабочих мест. Однако этот процесс достаточно противоречив: наряду с перспективными предприятиями, способными привлечь инвестора, имеется большое количество производств, не представляющих инвестиционного интереса, но сохраняющих значительное число рабочих мест, риск сокращения которых увеличивается.
В качестве неинфляционного пути снижения бюджетного дефицита Правительством выбрано сокращение бюджетных расходов, что, в свою очередь, оборачивается резким снижением уровня занятости в этой отрасли. Таким образом, бюджетный сектор остается существенным источником безработицы.
2. Внешнеэкономические факторы. Экспортная ориентация ряда предприятий и отраслей способствует дальнейшей стабилизации производства и повышению спроса на рабочую силу. Сохранению занятости на большинстве перспективных производств, ориентированных на внутренний рынок, могут способствовать, наряду с реструктуризацией внешнего долга, стимулирование прямых и "портфельных" инвестиций, создание системы государственного контроля за экспортом и импортом, стимулирование импорта с целью повышения конкурентоспособности отечественных производств.