Основные компоненты рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:59, реферат

Описание работы

Рынок труда - это способы, механизмы и институты (государственные и общественные), позволяющие работникам найти поле деятельности в соответствии со своими навыками, способностями и умениями, а работодателям нанять рабочую силу для достижения целей организации. В узком смысле слова рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда

Содержание работы

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНКА ТРУДА. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЫНКА ТРУДА……..3
2. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА И ЕЕ РОЛЬ КАК ПОСРЕДНИКА……………….8
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………15

Файлы: 1 файл

реферат экономика и социология труда.docx

— 41.27 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Снежинский физико-технический институт -

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский  ядерный университет «МИФИ»  
(СФТИ НИЯУ МИФИ)

 

Кафедра Экономики и управления

(наименование кафедры)

 

 

Реферат

по курсу: «Экономика и социология труда»

тема: «Основные компоненты рынка  труда»

 

 

Группа: _______МО-48з_______

 

Студент:     Бочкова А.Д.

(подпись)

Преподаватель:    Долгоруков В.В.

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Снежинск, 2012г.

Содержание

 

1. Определение рынка труда. Основные компоненты рынка труда……..3

2. Инфраструктура рынка труда и ее роль как посредника……………….8

Библиографический список…………………………………………………15

 

1. Определение рынка труда. Основные компоненты рынка труда

 

Рынок труда - это способы, механизмы и институты (государственные и общественные), позволяющие работникам найти поле деятельности в соответствии со своими навыками, способностями и умениями, а работодателям нанять рабочую силу для достижения целей организации. В узком смысле слова рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда.

Рынок труда - это система социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по поводу всего комплекса трудовых отношений, т.е. это касается не только найма и использования работников, но и регулирования социально-трудовых отношения, способствующих соблюдению интересов выше указанных субъектов.

Рынок труда - это система экономических и правовых отношений по поводу купли - продажи какого-либо товара, в процессе функционирования которой формируется спрос, предложение и цена на этот товар.

Существует два подхода к определению товара на рынке труда, предлагаемые разными авторами:

  1. товар - это способность человека к выполнению определенной работы, и тогда этот товар называют рабочей силой,
  2. товар - это сам труд (покупка предстоящего труда работника работодателем)

Рынок труда обеспечивает функционирование всех других рынков и занимает центральное место в системе рынков.

Виды рынка труда:

  1. открытый рынок труда - трудоспособное население фактически ищет работу и нуждается в переподготовке. Этот вид рынка подразделяется на официальный (лица, состоят на учете в Службе занятости населения) и неофициальный (незарегистрированные лица);
  2. скрытый рынок труда - работники сохраняют статус занятых, но риск потери работы для которых очень высок (неполный рабочий день, вынужденные отпуска);
  3. внешний (профессиональный) рынок - охватывает сферу обращения рабочей силы между предприятиями и ориентирован на профессиональное и географическое движение рабочей силы;
  4. внутренний рынок труда - внутрифирменное движение персонала по горизонтали либо по вертикали;
  5. гибкий рынок труда - это современная форма функционирования рынка, которая предполагает комплекс мер социально-экономического, производственного, юридического характера для быстрого приспособления предприятия к изменениям условий хозяйствования. Особенностью этого является широкое применение нестандартных форм занятости, гибких форм найма, стимулирование продвижения работников, а также подготовка и переподготовка работников.

Формирование рынка труда находится под влиянием следующих факторов:

  1. экономические факторы
  1. кризис в экономике, спад объемов производства, снижение инвестиционных вливаний, кризис неплатежей,
  1. формирование альтернативных секторов экономики относительно государственного,
  2. конверсия военно-промышленного комплекса,
  3. структурная перестройка экономики,
  4. банкротство предприятий.
  1. демографические факторы - рождаемость, смертность, миграция, старение населения и т.д.
  1. социально-политические факторы, например, большой приток беженцев.

Основными компонентами рынка труда являются:

  1. субъекты рынка труда,
  2. экономические программы, решения, принятые субъектами,
  3. рыночный механизм,
  4. безработица и социальные выплаты безработным,
  5. рыночная инфраструктура.

Субъектами рынка труда являются как наемные работники и их объединения - профсоюзы, так и работодатели, а так же государство и его органы.

Наемные работники - это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы.

Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Этими институтами являются профсоюзы.

Работодатель - это индивидуум, самостоятельно работающий и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На малом предприятии работодатель является обычно и собственником производства. На государственных предприятиях, а также в крупных акционерных компаниях работодатель является наемным работником государства, при этом он не владеет средствами производства, или акционеров, может иметь часть акций общества, соответственно, осуществляя прием и увольнение работников от имени акционеров или государства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:

  • социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
  • законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;
  • регулирование рынка труда косвенными методами;
  • защиты прав всех субъектов рынка труда;
  • функции работодателя на государственных предприятиях.

Юридические нормы и экономические программы, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка, определяющие их права и обязанности, необходимы для нормального функционирования рынка труда.

Нормы предусмотрены в Конституции РФ, в Законе "О занятости населения РФ", а также в Указах Президента, решениях правительства, в Генеральном, региональном, отраслевом соглашениях, в коллективных договорах на предприятии.

Существенным следствием происходящих на рынке труда процессов, является безработица - в целом негативное социально-экономическое явление, однако ряд потоков безработицы неизбежен. Занятость является необходимым условием для воспроизводства населения, от нее зависят уровень жизни, издержки общества, работодателей и граждан на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку лиц, оставшихся без работы. Занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом ситуация на рынке труда относятся к ключевым макроэкономическим показателям. Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических процессов. Складывающаяся многоукладная экономика России предъявляет новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками, что с неизбежностью актуализирует задачи оценки закономерностей и тенденций развития рынка труда.

Рыночная инфраструктура - это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров, сеть фондов, центров занятости, центров подготовки и переподготовки рабочей силы.

Основной элемент инфраструктуры рынка труда - это государственная служба занятости, которая включает в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Кроме этого развиваются и негосударственные структуры занятости - молодежная биржа труда, биржа труда для инвалидов и т.д.

Государственная политика на рынке труда охватывает два направления. Во-первых, регулирование уровня и продолжительности безработицы, во-вторых, социальную защиту безработных. Важнейшей макроэкономической задачей является снижение уровня безработицы до естественного уровня, т.к. к естественной безработице относятся те ее виды, которые полностью неустранимы и сопутствуют долговременному равновесию рынка труда.

Механизм функционирования рынка труда основан, как и на всех других рынках, на действии законов спроса и предложения.

Закон спроса на рынке труда гласит:

Чем выше требования работников по заработной плате (цене товара "рабочая сила"), тем меньшую численность персонала смогут привлечь работодатели.

И, соответственно, закон предложения формулируется следующим образом: чем ниже заработная плата, которую работодатели согласны и в состоянии платить за исполнение определенного круга задач (работ), тем меньше лиц, желающих выполнять эти виды работ.

На пересечение интересов работников и работодателей проявляются контуры равновесной цены рабочей силы, т.е. того уровня оплаты труда, который соответствует числу людей, согласных трудиться, а также количеству рабочих мест, которые готовы предоставить предприниматели.

Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. Взаимодействие этих компонентов направлено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

2. Инфраструктура рынка труда и ее роль как посредника

 

В структуре рынка труда можно выделить:

рыночный блок (обмен способности к труду на фонд жизненных средств, требуемых для воспроизводства рабочей силы);

блок муниципального, государственного и общественного регулирования занятости и безработицы;

  • вектор социальной защиты населения (гарантии занятости, установление минимальной оплаты труда, обеспечение нормальных санитарно-гигиенических условий труда, выплата пособий по безработице и т.д.)

Остановимся на Федеральной государственной службе занятости населения. Это структура, действующая в рамках Министерства здравоохранения и социального развития, призвана обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

5. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

6. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

7. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Инфраструктура рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего, качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования. К факторам внешней среды относятся макроэкономические факторы, демографические и социально-психологические (к ним относятся и мотивационные установки по выбору политики занятости руководителями предприятий). Факторы внутреннего влияния делятся на организационные, нормативно-правовые, финансовые. Они, в свою очередь, определяют стратегию государства на рынке труда.

Рассмотрим макроэкономические факторы влияния внешней среды.

1. Фактор инфляции и бюджетного дефицита. Сдерживание темпов инфляции и не инфляционные покрытия бюджетного дефицита, с одной стороны, могут оказать положительное воздействие на инвестиционную активность и создание рабочих мест. Однако этот процесс достаточно противоречив: наряду с перспективными предприятиями, способными привлечь инвестора, имеется большое количество производств, не представляющих инвестиционного интереса, но сохраняющих значительное число рабочих мест, риск сокращения которых увеличивается.

В качестве неинфляционного пути снижения бюджетного дефицита Правительством выбрано сокращение бюджетных расходов, что, в свою очередь, оборачивается резким снижением уровня занятости в этой отрасли. Таким образом, бюджетный сектор остается существенным источником безработицы.

2. Внешнеэкономические факторы. Экспортная ориентация ряда предприятий и отраслей способствует дальнейшей стабилизации производства и повышению спроса на рабочую силу. Сохранению занятости на большинстве перспективных производств, ориентированных на внутренний рынок, могут способствовать, наряду с реструктуризацией внешнего долга, стимулирование прямых и "портфельных" инвестиций, создание системы государственного контроля за экспортом и импортом, стимулирование импорта с целью повышения конкурентоспособности отечественных производств.

Информация о работе Основные компоненты рынка труда