Основные конституционные начала организации Российского Государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – охарактеризовать и проанализировать сущность и структуру конституционного строя РФ, его ключевых понятий.
Понятие «конституционный строй» применимо только к такому госу-дарству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Содержание работы

Введение …………………………………………………..………………… 3
1. Основы конституционного строя: понятие и структура……………….. 4
1.1 Принципы, определяющие организацию государственной власти …..5
1.2. Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность…….. 7
2. Основные конституционные начала организации Российского
Государства ………………………………………………………………...9
2.1. Государственный суверенитет…………………………………………. 9
2.2. Народовластие в формах представительной и непосредственной
демократии. …………………………………………………………… 10
2.3. Выборы, референдумы, опросы ……………………………………… 10
2.4. Россия – федеративное государство ………………………………….. 15
2.5.Республиканская форма правления……………………………………. 17
2.6. Российская Федерация как правовое государство…………………….18
2.7. Социальное государство ……………………………………………… .21
2.8. Россия – светское государство …………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………… ..23
Задача …………………………………………………………………………24
Список литературы ………………………………………………………… .26

Файлы: 1 файл

konstitutsionnoe_pravo1.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

В общеправовом смысле суверенитет- верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Верховенство государственной власти - это ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов, на территории государства нет другой конкурирующей власти, издающей параллельные законы, т.е. исключается двоевластие. Суверенитет – это важнейший организационно- политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях. Суверенна именно Россия в целом, а ее субъекты не могут рассматриваться как суверенные образования. Попытки наделять их суверенитетом противоправны. Конституция РФ закрепила прерогативу народа России на всю власть, его полновластие. Народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и интересами.3

2.2. Народовластие в формах  представительной и непосредственной  демократии.

Народовластие в Российской Федерации может осуществляться в двух основных формах: представительная и непосредственная демократия (Ст.3 Конституции).

-представительная демократия –  связана с осуществлением власти через избранных представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

- непосредственная демократия - осуществляется народом путем прямого волеизъявления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3 Конституции).

2.3. Выборы, референдумы, опросы

Выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с федеральным и региональным законодательством, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностных лиц.   

Классификацию выборов в России можно осуществить по критериям:   

а) в зависимости от территории, на которой проводятся выборы:    

• всеобщие (общероссийские, общенациональные); региональные; местные (муниципальные);    

б) в зависимости от формируемого органа (избрания должностного лица):   

• выборы коллегиальных органов публичной власти (парламентские, выборы представительных органов местного самоуправления);   

• выборы единоличных органов публичной власти и должностных лиц (президентские, губернаторские, выборы глав администраций, мировых судей и т. п.);   

в) в зависимости от способа волеизъявления избирателей:   

• прямые и косвенные   

г) в зависимости от срока проведения:    

• очередные и внеочередные (в связи с досрочным прекращением полномочий органа власти или выборного должностного лица);   

• повторные (в связи с признанием очередных или внеочередных выборов несостоявшимися);    

д) в зависимости от масштаба выборов (количества замещаемых мандатов представительного органа):   

• полные (когда обновляется, избирается весь состав представительного органа);    

• частичные (дополнительные) – проводятся для замещения части мандатов (например, если предусмотрена ротация части состава представительного органа, если в результате состоявшихся выборов остались незамещенными депутатские мандаты, если появляется вакансия депутатского мандата и т. п.);    

е) в зависимости от количества зарегистрированных кандидатов:   

• альтернативные и безальтернативные.

В качестве основных принципов проведения выборов и референдума российское законодательство закрепляет:   

• участие граждан России в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании;   

• обязательность и периодичность проведения выборов;   

• свободное и добровольное участие в выборах и референдуме;   

• сохранение избирательных прав при проживании российских граждан за пределами территории России;   

• гласность в деятельности избирательных комиссий и комиссий референдума всех уровней;   

• самостоятельность избирательных комиссий и комиссий референдума, недопустимость вмешательства в их деятельность со стороны иных органов публичной власти, должностных лиц, организаций и граждан;   

• недопустимость (по общему правилу) участия в избирательном процессе иностранных государств, организаций и граждан, а также лиц без гражданства.   

Правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления и правом голосовать на референдуме обладают все граждане РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, достигшие возраста 18 лет (на день голосования) и проживающие на территории избирательного округа.   

Требования к пассивному избирательному праву (праву быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления): минимальный возраст кандидата, устанавливаемый законодательством, – 21 год на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления и 30 лет – на выборах главы региона, а установление максимального возраста кандидата не допускается.

Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Лишены пассивного избирательного права граждане, в отношении которых имеет место вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать в течение определенного срока государственные и (или) муниципальные должности (такая санкция предусмотрена Уголовным кодексом РФ).   

Референдум - форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.   

В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Российской Федерации), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования).   На общероссийский референдум могут выноситься: проект нормативного акта; вопрос, обязательное вынесение на референдум которого предусмотрено международным договором Российской Федерации; иные вопросы государственного значения (в любом случае вопрос, выносимый на референдум, должен быть отнесен Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.   

В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:    

1) об изменении статуса субъектов РФ;   

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.   

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);    

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;    

5) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;    

6) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;   

7) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;   

8) об амнистии и помиловании.   

Вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны противоречить конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.    

Референдум РФ не может инициироваться, назначаться и проводиться:   

а) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации;   

б) в период общероссийской избирательной кампании (в том числе недопустимо совмещение общенациональных выборов и федерального референдума; для проведения региональных и местных референдумов такого запрета нет);   

в) в последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.   

Назначает референдум Российской Федерации Президент РФ, в соответствии с рядом нормативно обусловленных обстоятельств. Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:   

• гражданам Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме РФ;   

• Конституционному Собранию в случае принятия им положительного решения о пересмотре Конституции РФ.   

Изданию указа Президента РФ о назначении референдума должно предшествовать обязательное обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии инициативы проведения референдума Конституции РФ. Лишь в случае положительного заключения конституционного суда Президент РФ назначает референдум.  

Решение, принятое на референдуме РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ.

 От референдума следует отличать такую форму народного волеизъявления, как всенародный опрос. Референдум всегда связан с голосованием, а всенародный опрос может осуществляться как в форме голосования, так и путем использования массовой печати, общественных информационных фондов и др. Считается, что всенародный опрос означает выявление мнения народа по тому или иному вопросу, а не принятие решения по нему. Если же он проводится в форме голосования и государственными органами по установленным правилам, то выступает как своего рода консультативный референдум. С этим связано и то, что результаты всенародного опроса обычно носят формально необязательный характер, хотя и обладают немалой морально обязывающей силой в демократическом государстве. Еще одной формой выявления мнения народа является всенародное обсуждение — участие граждан в правотворчестве путем направления замечаний, пожеланий и предложений по вынесенному на всенародное обсуждение законопроекту в соответствующий законодательный орган, который формально должен их учитывать при доработке законопроекта. На всенародное обсуждение чаще всего выносятся проекты конституций и других законов, затрагивающих насущные интересы широких масс населения страны.

2.4. Россия – федеративное государство

По форме государственного устройства различают унитарные и федеративные  государства, империи, конфедерации, содружества, сообщества.    

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. В ст.5 Конституции сформулированы основы конституционного строя в области государственного устройства.

Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой суверенная власть государства разделена между центром (федеральными органами власти) и другими частями государства (соединенное, союзное государство).

Конституция РФ закрепляет следующие принципы федеративного устройства России: государственная целостность- означает единство территории РФ, распространение суверенитета РФ на всю территорию, единое экономическое и правовое пространство; единство системы государственной власти –проявляется в верховенстве федеральной Конституции и законов, субъекты федерации признают конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией в целом. Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации и равноправие субъектов РФ. Принцип самоопределения народов не дает права выхода какой-либо территории из состава РФ: Конституция прямо говорит о самоопределении народов в Российской Федерации, следовательно, народы могут изменить статус субъекта РФ на территории которого они проживают, объединиться с другим субъектом РФ или разъединиться на несколько территорий, создать национально-культурную автономию и т. п., но в существующих границах РФ и, не посягая на основы конституционного строя России (форму правления, экономический строй, и т. д.). Принципиальной новеллой российского конституционализма является положение о том, что все субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) являются равноправными, обладают одинаковым юридическим статусом.   

• Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (между федеральными и региональными органами государственной власти). Мера разделения власти между центром и составными частями государства является одним из основных признаков федеративного устройства. В пределах своей компетенции и Федерация, и субъекты Федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и нормативные акты.

Информация о работе Основные конституционные начала организации Российского Государства