Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является выявить основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии.
Необходимо рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть теорию структурно-функционального анализа;
- изучить теорию социального конфликта;
- рассмотреть направление «технологический детерминизм» представители которого что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий.

Содержание работы

Введение 3
Теория структурно-функционального анализа 5
Теория социального конфликта 10
Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий. 15
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

    2.Теория социального конфликта 

      Современная теория социального конфликта возникла как реакция на широкое распространение социологии позитивизма, ее теоретической основы - структурно - функционального анализа. Некоторая односторонность методологических посылок функционального подхода, особенно таких, как постулирование стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, универсального функционализма, функциональной неотъемлемости всех компонентов социума, - вступала в заметное противоречие с иным подходом к социальной действительности, инициированным, в частности, общественной практикой 50-60 гг., социальными конфликтами этого периода. Многие социологи Запада поставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок, стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.

      Основные  социологические теории социального  конфликта. Наибольшую известность  получили концепции позитивно-функционального  конфликта Л. Козера (США), конфликтной  модели общества Р. Дарендорфа (Германия) и общей теории конфликта К. Боулдинга (США).

      По  Козеру, социальный конфликт есть неотъемлемый атрибут социальных отношений. В  его изложении любая социальная система предполагает определенное размещение власти, богатства и позиций  статуса среди индивидов и общественных групп. Никогда не существует полного согласия или соответствия между тем, что отдельные лица или группы считают причитающимся им по справедливости, и тем, чем они фактически располагают, владеют вследствие существующей системы распределения. Конфликт проистекает из попыток различных социальных групп и индивидов увеличить их собственную долю вознаграждения. Происходящая в обществе борьба интересов по проблемам перераспределения средств производства, общественного продукта, доли, получаемой от этого продукта выполняет целый ряд позитивных функций.

      К позитивным функциям социального конфликта  Козер относит “коммуникативно-информационную”  и “связующие” функции. В результате взаимных столкновений люди могут проверять, лучше узнавать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой-то общности. По мнению Козера, взаимная информация, зондирование, взаимное узнавание друг о друге содействуют замене ранее враждебного взаимодействия дружественным. Но здесь Козеру можно противопоставить то, что дополнительная информация может пролить свет на несовместимость позиций, еще сильнее обнажить непримиримость интересов, что еще больше обострит конфликт.

      Большое значение Козер придает такой  функции социального конфликта, как созидание и конструирование  общественного объединения. Он считает, что противоборство как с внешними, так и с внутренними врагами помогает поддерживать сплоченность группы. Если такового нет, то его надо провоцировать.

      Важное  место занимает такая функция  социального конфликта как стимулирования  и возбуждения социальных изменений. Конфликт групп может воспрепятствовать оскудению и расстройству общественных порядков и отношений. Конфликт на толь порождает новые нормы, новые институты, он является стимулятором в экономической и технологической сферах. Группы или системы, которым не брошен вызов, более не способны к творческой реакции. Опираясь на парадокс Зиммеля, согласно которому наиболее эффективным средством сдерживания конфликта является выяснение сравнительной силы конфликтующих сторон, американский социолог утверждает, что, если сила противников может быть оценена до наступления фактического конфликта, антагонистические интересы могут быть урегулированы бесконфликтным образом. Но там, где нет никаких средств для измерения силы конфликтующих сторон, там только действительная борьба позволит обрести точное знание этих сил.

      Несколько иную цель преследовал известный  немецкий социолог Ральф Дарендорф (1929–1970 гг.). Признавая конфликты естественным состоянием общества, он считает, что в цивилизованном, высокомобильном обществе имеет место регулирование конфликтов, упреждающее “социальные потрясения”. Полагая неравенство условием свободы, постулируя возможность пребывания одних и тех же людей в состоянии конфликта и мирного сосуществования, он отдает предпочтение “конфликтной модели общества”, а не модели “всеобщего социального равенства, социальных порядков, стабильностей”. По мнению Дарендорфа, созданная им теория конфликта вполне самостоятельная и имеет право на существование наряду с теорией структурно - функционального анализа.

      Конфликтная модель общества основана на четырех положениях, в известной мере противоположных положениям функционалистической модели:

      каждое  общество в каждый момент находится  в процессе изменений - изменения  вездесущи;

      в каждом обществе есть несогласие и  конфликт - социальный конфликт вездесущ;

      каждый  элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям;

      каждое  общество базируется на насилии одних  его членов над другими.

      Важное  значение в конфликтологии занимает постановка американским социологом Чарлзом Райтом Милсом (1916-1962 гг.) основных трех групп вопросов, которые социологи должны решать:

      Какой является структура данного конкретного  общества, обеспечивающая его целостность? Кем являются ее основные компоненты и каким образом они связаны  между собой? Чем эта структура отличается от других вариантов общественного строя? Что в этой структуре содействует ее сохранению, а что, наоборот, требует преобразований?

      Каким является место этого общества в  истории человечества? Какое значение имеет это общество для развития человечества как целостной системы? Каким образом исследуемые нами явления влияют на данный исторический период и сами подлежат его воздействию? Какие основные черты данного периода? Каковы характерные для него способы творения истории?

      Какие люди преобладают в данном обществе в данном периоде? Какие будут преобладать в будущем? Каким образом их отбирают и воспитывают, освобождают и репрессируют, делают восприимчивыми и тупыми? Какие изменения “человеческой природы” проявляются в поступках и характере людей, которых изучают в этом обществе в данный период? Какое значение для “человеческой природы” имеют особенности исследуемого общества?

      Выполнение  поставленных Милсом задач дает социологу  картину общества со всеми его  противоречиями, конфликтами и гармонией, порядком и беспорядком, прогрессом и регрессом в конретный исторический момент. Это методологическая установка составила основу современной социологической теории конфликта, альтернативу структурно - функциональному анализу.

      Несмотря  на то, что единой теории социального конфликта в западной социологии не существует и вряд ли она будет выработана, необходимо признать, что разность в исходных методологических установках, ни различия в понимании причин, природы, форм и способов преодоления конфликтов в обществе не могут приуменьшить вклад представителей “социологии конфликта” в развитие мировой обществоведческой мысли. [1, 97]

     В качестве основных функций социального  конфликта выделяются:

  • интеграция социальной структуры;
  • сохранение солидарности внутри групп;
  • укрепление межчеловеческих отношений;
  • управление социальными изменениями. [ 1, 103]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Социологические  концепции технократизма 

      Сам термин “технократизм” в буквальном переводе с греческого означает власть ремесла, искусства. В ХХ в. понятием технократия нередко обозначали слой научно - технических специалистов, обладающих соответствующими знаниями для эффективного управления системами высокоразвитого общества.

       Веблена создал доктрину, согласно которой  решающая роль не только в развитии экономики, но и в принятии управленческих решений в области политики должна принадлежать менеджерам (идея так называемой «революции управляющих»). Ее влияние явственно проявилось в теории стадий роста, выдвинутой в 1960-х Ростоу, в концепциях индустриального (Арон, Гэлбрейт, А.Берли и др.), постиндустриального (Белл, Ж.Фурастье и др.), технотронного (3.Бжезинский), программированного (Турен), информационного (Е.Масуда) общества, «третьей волны» (Тоффлер).

       Проблемы  техники и технологий рассматриваются в работах В.М.Розина, Л.Г.Титаренко, В.Д.Дорфмана, В.Н. Шевченко, Н.Стефанова, Б.И.Кудрина, В.П.Трофимова, П.С.Гуревича, В.Н.Князева.

       Приверженцы теории детерминизма считают, что основной детерминантой социально-экономических  и иных изменений в обществе являются более или менее крупные сдвиги в технике и технологической системе производства. Однако слово «технология» означает «не столько машины и инструменты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего» (Дж.П.Грант). Согласно Тоффлеру, в сложной архитектонике общества и его динамике решающая роль принадлежит «техносфере», которая производит и распределяет блага и в соответствии с изменениями в которой изменяются социо- и инфосферы, в свою очередь, влияющие на сферу власти и психосферу. Таким образом на новейшей стадии своего развития теория детерминизма выходит за узкие рамки техницизма и стремится соотнести категорию «технология» с ключевыми понятиями философской рефлексии - цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация.

       Однако  резкое расширение философского контекста  теоретических экспликаций техники  и технологии привело к существенной дифференциации точек зрения на сущность, значимость и роль технологических  детерминант социально-экономического и социокультурного развития. Наряду с техницистской традицией и в противовес ей современная философская и социологическая мысль выдвинула антитехницистскую линию. Маркузе, Адорно, Эллюль, Хоркхаймер и др. акцентируют внимание на негативных последствиях чрезмерного увлечения человека могуществом техники. Они связывают феномен техники с всеобщей рационализацией мира и интерпретируют этот феномен как самую опасную для человека форму детерминизма. Техника, считает Эллюль, превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая тем самым человека в объект бездуховных «калькуляций и манипуляций». С его точки зрения, необходимо преодолеть узкие рамки теории детерминации и задуматься о возможной поливариантности социального развития, имея в виду, что в любом из вариантов философствования на эту тему необходимо исходить из идеи гуманизации техники и полной переориентации позитивных потенций последней в целях освобождения человека от всех форм социальной зависимости. [3, 217] 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Основные  направления объективного подхода  к анализу общества в современной  западной социологии, это теория структурно-функционального  анализа и теория социального  конфликта. Направление, характерное  для XX в. – технологический детерминизм.

      Развитие системы современных обществ шло по пути трёх революций: промышленной, демократической, образовательной. Эти революции вызвали прогрессивные изменения в принципиально эволюционном развитии. Образовательная революция последовала за промышленной и демократической революциями и дополнила их. Главным её аспектом является равенство шансов, которое увязывает успех с гражданскими правами на свободу и равенство. В центре этой революции находится - университет. Поэтому образовательная революция привела к изменению основ общественного расслоения, которое опирается не на власть и богатство как таковое, а является следствием способностей и образования. Структурный функционализм выдвигает особую концепцию обоснования социального неравенства. Социальная структура является результатом процесса горизонтальной и вертикальной дифференциации в общественных системах в ходе их эволюционного развития. Она является выражением определённого уровня эволюции, типа общества и его функциональных требований.

      В каждой системе Парсонс выделяет четыре главных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция).

       Основные  представители Л. Козер., Р.Дарендорф, К. Боулдинг.

       Технологический детерминизм - направление, представители  которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Появилось в XX в. как ответ на ускоряющиеся темпы развития материального производства.

      На  сегодняшний день большинство ведущих  социологов мира признают большую роль Парсонса и его теорий на формирование социологии как науки в целом.

      Таким образом на основе поставленной цели задачи были решены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список используемой литературы 

  1. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 448 с. (Серия  «Золотой фонд российских учебников»).
  2. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2009. – 496 с.
  3. Кравченко А.И. История социологии: учеб.–М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 408 с.
  4. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие.-М.:  Вузовский учебник, 2009.-252 с.
  5. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

Информация о работе Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии