Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 21:01, реферат
Описание работы
Парадигма - это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.
- быть внутренне готовым
к решению возникающих проблем
путем сотрудничества, компромисса,
избежания или уступки.
- общаться с людьми, проявляя
искреннюю заинтересованность в
партнере по общению.
- сохранять конструктивные
способы взаимодействия с окружающими
вопреки воздействию конфликтогенных
факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.
Толерантность как
способ разрешения и предупреждения конфликтов
В научной литературе
толерантность рассматривается, прежде
всего, как уважение и признание
равенства мнений партнеров, отказ
от доминирования и насилия.
Толерантность предполагает
готовность человека принять
других такими, какие они есть,
и взаимодействовать с ними
на основе согласия. При этом
толерантность не является отношением
безразличия (индифферентности) или
приспособления к другому (конформизма).
Она не предполагает и жертвенной
позиции — полного отказа от
собственных интересов, или альтруизма.
Это активная позиция сторон,
заинтересованных в совместном
результате, сотрудничестве. В слове
«сотрудничество» изначально заложен
смысл— достижение определенного совместного
результата. Этот результат должен способствовать
пониманию, развитию отношений и т.д.
Толерантность в общении
— позиция личности зрелой, самостоятельной,
имеющей собственные ценности
и интересы, готовой их защищать
и одновременно с уважением
относящейся к позициям и ценностям
других людей. Толерантный человек
хорошо знает себя и признает
других, замечая их раньше, чем
об этом попросят. Понимание толерантности
достигается путем сравнения
ее с интолерантностью — нетерпимостью.
Как отмечают многие отечественные
и зарубежные авторы, проявлениями
нетерпимости являются:
• предубеждения, предрассудки,
негативные стереотипы (мнение о
человеке как о представителе
определенной группы — представителе
иной культуры, национальности, расы,
пола, религии и т.д.) — национализм,
шовинизм, расизм;
• насилие в поступках
и в речи — преследования, запугивания,
угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления,
насмешки, ярлыки, прозвища;
• экстремизм во
взглядах и поступках — терроризм,
фашизм, осквернение религиозных
и культурных символов;
• эксплуатация;
• дискриминация, изоляция
в обществе — по половому
признаку, мигрантофобия.
Нетерпимость носит
зачастую не открыто высказанную
позицию, а скрытую, неявную. При
изучении толерантности наших
студентов, например, задавали всем
один и тот же вопрос: следует
ли человеку соблюдать законы,
должен ли человек в нашей
стране подчиняться определенным
правилам, нормам поведения? Почти
все отвечали утвердительно. Когда
же задавали вопросы более
конкретные, касающиеся каждого
лично (как поступить с тобой,
если ты нарушил правила дорожного
движения; как ты будешь действовать,
за категоричностью правильных
суждений появлялись двойственные
позиции, за осуждением другого
человека проступала нетерпимость.
Причем речь идет не о юношеской
нетерпимости, а о категоричности
суждений.
Основные критерии
толерантности:
• позиция на равных
и учет интересов другого;
• отказ от насилия;
• осознанное отношение
к себе, к другому, к обществу;
• подчинение правилам,
законам (по доброй воле);
• позитивные цели
(нацеленные на результат и
выраженные позитивной лексикой);
• способность сохранять
внутреннюю устойчивость, равновесие
в трудных ситуациях;
• способность личностного
выбора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А. Г. Слово о толерантности
// Век толерантности . – 2006. - № 1.
Гришина Н. В. Психология конфликта.
— СПб., 2003.
Емельянов СМ. Практикум по
конфликтологии. — 3-е изд. — СПб., 2004.
Конфликты: борьба, взаимодействие,
сотрудничество: Учеб. пособиe / Под ред.
Г.М.Потанина. — М., 2007.
Майерс Д. Социальная психология.
— СПб., 1997.
Мириманова М. С. Конфликтология:
Учебник. – 3-изд., исправ. – М.: Издательский
центр «Академия», 2006.
Мириманова М. С. Толерантность
как проблема воспитания // Развитие личности.
— 2002. — № 2.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной
жизни: Тренинг разрешения конфликтов.
— СПб., 2001.
Скотт Д. Г. Конфликты: пути их
преодоления. — Киев, 2001.
Скотт Д. Г. Сила ума: Способы
разрешения конфликтов. — СибВИС, 1994.
Социальная психология личности
в вопросах и ответах / Под ред. В.А.Лабунской.
— М., 2004.