Основные понятия политической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:27, реферат

Описание работы

Политическая социология- это раздел науки, который объединяет теории среднего уровня по поводу проблем политической жизни и политических отношений. Политика- это вид регулирования социальной жизни.
На этапе развития общества возникает необходимость выделения политики в особый вид социального регулирования. Содержание заключатся в согласовании интересов различных групп, созданию определенных правил, обязательных для всех граждан, контроль за их выполнением.

Файлы: 1 файл

пол соц.docx

— 38.48 Кб (Скачать файл)
  1. Основные понятия политической социологии

Политическая социология- это раздел науки, который объединяет теории среднего уровня по поводу проблем политической жизни и политических отношений. Политика-  это вид регулирования социальной жизни.

На этапе развития общества возникает необходимость выделения политики в особый вид социального регулирования. Содержание заключатся в согласовании интересов  различных групп, созданию определенных  правил, обязательных для всех граждан, контроль за их выполнением.

Особенность политики заключается в том,  что она основывается на властных отношениях : управления- исполнения и господства- подчинения. Политическая власть складывается  как право преобладающей группы  на осуществление руководства и управления  обществом. Форму социального взаимодействия людей  придают политике –властные отношения, которые  находятся в неравном положении  и включены помимо их воли. Предметом особых вожделения, источником борьбы и противостояния  является- власть (близость к власти). Она  предоставляет огромные преимущества тем, кто ею обладает. Определение власти Вебера: «Возможность  одного политического деятеля в данных условиях проводить собственную волю, вопреки сопротивлению».

Сущность политической социологии- вопрос о власти. Здесь рассматриваются: политическое сознание, политическая культура, политическая деятельность, политическая система общества, политические лидеры, проблемы  политических партий, политические системы.

Интерес к политической социологии в нашей стране появился с началом перестройки. На Западе существует большое количество  социологических центров,  которые изучают эти проблемы.

Предмет исследования политики социологии- человек (гражданин), его различные роли: лидер, избиратель, участник митинга  и т.д. В условиях  демократизации, политика- удел многих людей. Без участия населения  не могут быть реализованы принципы в организации общества. Отдаление от политической жизни не сулят ничего хорошего. В нашей стране становление демократических институтов  проходит трудно, так как большая часть населения не имеет навыков и желаний участвовать в процессах демократизации.

Политическая жизнь социологии Запада  представлена в виде рыночных отношений.  Партии и лидеры предлагают населению свои программы, как товар, обеспечивая его рекламу, обманывая голосующих своими обещаниями.

Если притязания лидеров и партий совпадают с  настроением населения (масс), то развитие политических  отношений  происходит без потрясений. Малое согласование политических программ, политической и экономической  деятельности с ожиданиями большинства масс, обеспечивает вероятность конфликтов.

Из опроса общественного мнения, которые были проведены учеными, россияне не доверяют ни одному из институтов власти в стране. К рубежу недоверия относятся прежде всего: партии, президент, правительство и милиция. На первом месте среди обвиняемых населением  стоят –демократы (21%), потом мафия и уголовники (18%). Это дает отдаление власти от народа, что приводит к конфронтации и нигилизму. 

В российском обществе исследования показали увеличивающуюся  политическую напряженность.  Согласно выводам теории управления ,при  30% недовольных происходит дезорганизация системы,  а при 50%- появляется кризис и развал.  В настоящее время, по итогам опросов, число недовольных приблизилось к этому уровню. Не довольны своим здоровьем- 51%, денежными средствами- 75%, событиями в стране- 77%. Выделяют две важнейшие проблемы:  преступность- 50% и дороговизна жизни- 58%.

Одним из важнейших направлений политической социологии является  изучение политического сознания. Этот феномен является сложным, так как он не сводиться к сумме индивидуальных сознаний и позиций людей. Настроение людей не постоянно, оно меняется как погода. Поэтому позиции митингующих масс очень обманчивы. В этой среде наблюдаются психологические механизмы, которые создают обстановку массового психоза. Отдельные лица могут стать пластилином в руках манипуляторов, вопреки своим убеждениям.

Достигнув определенной точки (пика) процесс политизации масс и общества не может долго находиться в таком состоянии. Россия прошла эту точку (пик), последствием которой является резкое снижение активности в политике.

Одной из важнейших особенностей политики является ее институализированный характер. Институализация присутствует  во всех  аспектах жизни, но здесь она развита более всего по отношению к личности.

  1. Аспекты государственной власти.

С точки зрения психологии, политика- это область отношений по поводу государственной власти, ее использования, удержания.

Понятие государства.

Существует большое количество определений (понятий ) государства. Одними из значимых теорий о сущности и возникновении государства являются следующие: органическая теория, патриархальная, теория насилия, психологическая, теория «общественного договора», марксистское учение о государстве.

Участники органической теории полагали, что государство- это особое живое существо, который имеет свой организм и самостоятельную волю.  Воля государства выражается в законах, правовых нормах.

В патриархальной теории государство создается в результате естественного развития семьи сначала в селение, в племени и в государство. Лидер - во главе общества, как отец во главе семьи.

Основателем теории насилия является  Гумплович, который считает, что государство возникает в результате покорения одного племени другим. Чтобы сохранить власть, победители создают государство.

Согласно психологической теории, люди бывают двух типов: первые- это те, кто господствует, вторые- это те, кто нуждается в лидерах и руководителях.

В теории общественного договора, Гоббс и Руссо считали, что государство создается в результате добровольного взаимного  договора, который заключается между людьми, проживающими на определенной территории. Посредством договора, люди создают государство, имеют равные права, граждане передают государству часть своих прав и доходов.

Учение Маркса подразумевает государство как организацию преобладающего класса, которая предназначена для защиты интересов и собственности. Со временем складывается особый слой государственных чиновников, которые в интересах государства могут навязывать правила и господствующему классу, даже силой.

Типы политических систем.

Тип политической системы общества определяется состоянием государства. Основным критерием для различения государств являются формы правления, формы общественного устройства, виды политического режима, способы осуществления функций.

  1. Государства по форме правления бывают:
  • Монархии;
  • Республики.

Монархии бывают:

  • Абсолютные;
  • Конституционные;
  • Парламентские;
  • Дуалистические.

Республики- государство, которое возглавляет лицо или коллективный орган, избранные в результате выборов населением.

Республики различаются по способу осуществления власти и организации на:

  • Президентские;
  • Парламентские.

В президентских республиках парламент и президент параллельно осуществляют свои функции.

В парламентских республиках –власть принадлежит парламенту, а главе государства отводится вторая роль.

  1. По политическому режиму различают:
  • Тоталитарные;
  • Автократические;
  • Демократические.

В автократических государствах  большинство населения не имеет никаких прав и не может оказывать влияние на государственные дела. Государственный  аппарат  зависит от 1 человека.

Тоталитарный тип- продолжение авторитарного,  с более жестким контролем за сферами жизни общества. Это использование идеологии во всех сферах жизни (однопартийная система, контроль за СМИ, вмешательство государства в экономику).

В демократическом типе- формируются различные ветви власти. В данной системе на первом месте находятся: личность человека и защита прав.

  1. Государства, с точки зрения формы государственного устройства делятся на :
  • Унитарные (простые);
  • Сложные.

Унитарные это те государства, в которых региональные органы власти  осуществляют властные функции от имени центрального органа. Центральный орган может отменить или приостановить эти решения.

В сложном государстве отношения между органами власти  (центральными и региональными) осуществляются с разделением полномочий, которые означают децентрализацию.

  1. По способу создания, государства делятся на :
  • Федерацию;
  • Конфедерацию.

Федерация- государство (сложное), которое состоит из связанных между собой государственных образований. Источником государственной власти является правительство и другие органы управления. Его решения обязательны для всех членов. Федерации могут быть договорными, конституционными.

Авторитарный тип государственного управления  уничтожает механизмы саморегулирования в экономике, жизни населения, массы становятся вялыми и застойными, не способные к развитию. Подобная ситуация наблюдалась в советской системе, которая на начальных этапах имела высокую эффективность, а затем остановилась в развитии. В современном обществе, государство- это один из главнейших властных институтов, воплощение политической власти. Только государство может обеспечить интересы класса, социальной группы и нации.

Государственная власть

В наше время политическая жизнь страны стала не совершенна: некоторые социальные группы ,накопив денежные средства различными путями (честным, нечестным), рвутся к политической власти, другие, получив власть, прибирают к рукам собственность.

Власть- это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнения решения, оказывающие воздействие на поведение и действие людей.

Государство в советской системе было деформировано, однопартийная система привела к тому, что партия стала государственной и подменяла государство. Партия выражает свои интересы через государственные структуры. Проводятся выборы, выдвигаются программы, выигрышная партия создает властные структуры для реализации своей программы.

В советской системе органы государственной власти были представлены в виде декоративного оформления власти партии. Руководителям принадлежала вся власть. Где принимали решения-не несли ответственности за его последствия, где несли ответственность- не принимали решений.

В КПСС была введена параллельная структура управления(страной, жизнью). Весь СССР держался на коммунистической партии.

Из накопленного опыта следует, что общество может развиваться только при наличии самостоятельных структур:

  • Государственная власть,
  • Идеология;
  • Культура;
  • Гражданское общество;
  • Материальное производство.

Из слов В. Ленина очевидно, что экономика - это основа политики. Проблема советской экономики: основа экономики-политика.

В демократической системе необходима самостоятельность ее отдельных ветвей. В этой системе были выделены: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Только при их самостоятельности и независимости возможно функционирование общества и государства. Наша страна только столкнулась с таким процессом, но уже виден перекос в сторону исполнительной власти: сама организует выборы, подводит итоги, формирует вертикаль власти. Россия - это страна с авторитарным типом политической системы.

Легитимность власти.

Демократия- это равенство политических институтов, разделение их власти. Демократия- это легитимность власти. Понятие легитимности власти было введено Вебером. Ее важным принципом является доверительное отношение , вера в способность решать важные задачи. Частью легитимности является отношение людей к государственным деятелям. Легитимность очень часто бывает иррациональной, люди могут любить и уважать откровенного диктатора, харизматического лидера.

Потеря легитимности всегда проявляется внешними признаками: это нарастание беспорядков, нарушение норм, применение силы. Режим является легитимным, если он обеспечивает стабильное развитие общества, без причинения насилия. Авторитаризм или тоталитаризм  не создаются на основе новых политических институтов.

Информация о работе Основные понятия политической социологии