Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:19, контрольная работа
Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий легкой промышленности. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 4
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ 4
1.2. ФУНКЦИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ 7
1.3. КАТЕГОРИИ И ВИДЫ СТАНДАРТОВ 8
1.4. ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ 14
1.5. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ 16
2. ВОПРОСЫ СЕРТИФИКАЦИИ В ЗАКОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 19
2.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ 22
2.3. СХЕМА СЕРТИФИКАЦИИ 24
2.4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ 25
2.5. ФОРМЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Разработка
проекта проходит две стадии. Вначале
создается первая редакция. Основные
требования к первой редакции касаются
соответствия проекта законодательству
России, международным правилам и
нормам, национальным стандартам зарубежных
стран при условии
Проект
в первой редакции члены ТК должны
рассмотреть либо на специальном
заседании, либо путем переписки, чтобы
удостоверится в его
Вторая
стадия разработки заключается в
анализе полученных отзывов, составлении
окончательной редакции проекта
нормативного документа и подготовки
его к принятию. Окончательная
редакция должна быть рассмотрена членами
ТК, органами государственного контроля
и надзора за соблюдением обязательных
требований стандарта, научно-исследовательскими
институтами Госстандарта. Если с
окончательной редакцией
Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ. Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-2001 «ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется. Далее стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в ежегодном Информационном указателе.
Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложения в Госстандарт РФ.
Пересмотр
государственного стандарта по существу
является разработкой нового взамен
действующего. Необходимость пересмотра
возникает в том случае, если вносимые
изменения связаны со значительной
корректировкой основных показателей
качества продукции и затрагивает
ее совместимость и
Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции либо принятие нового стандарта.
Принятие
решений о внесении изменений, пересмотре,
отмене стандарта, а также соответствующая
публикация в Информационном указателе
находящихся в ведении
Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства субъекта хозяйственной деятельности, принявшего стандарт. Стандарты научно-технических обществ пересматриваются с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.
Все субъекты
хозяйственной деятельности, которым
предоставлено право
Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации»
устанавливает основные положения,
принципы, понятия, порядок организации
работ в области
Закон о стандартизации принят в нашей стране впервые. Ранее вопросы стандартизации регулировались на правительственном уровне. Отсутствие основ законодательства вело к необходимости принятия большого количества актов различного уровня, отражавших текущие потребности, к их несогласованности, к проблемам в регулировании некоторых основных вопросов. С принятием Закона эти недостатки во многом устраняются, создаются возможности целенаправленного развития законодательства в столь важной для населения и государства области.
Отношения в области стандартизации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ (ст. 2 Закона РФ «О стандартизации»)
Понятие сертификации вытекает из этимологии слова "сертификат" (от лат. certum - верно и facere - делать), т.е. сделано верно. Изначально смысл сертификата состоял в том, что продукция соответствовала каким-либо требованиям, в частности, стандартам.
Стремление к введению национальных систем сертификации было связано с тем, что, с одной стороны, она защищает потребителя от небезопасной и экологически нечистой продукции, а с другой - затрудняет доступ на национальные рынки изделий иностранного производства, так как требует от экспортеров дополнительных длительных испытаний на соответствие продукции национальным стандартам. Такие дорогостоящие испытания под силу только крупным фирмам, что давало им определенные преимущества.
Различия
в национальных стандартах и других
нормативных документах, а также
процедурах проведения сертификации превращают
их в так называемые технические
барьеры международной
Например,
для проведения сертификационных испытаний
самолета ЯК-40 в Англии, а это было
необходимым условием его эксплуатации,
Авиарегистру Великобритании были переданы
более 300 различных отчетов и
Аналогичные процедуры при испытаниях в США трактора Т-15-К составили 30 тыс. долл. В то же время, сертификация трактора Т-150К в США, Англии и Швеции способствовала развитию их экспорта в эти и другие страны мира.
В большинстве промышленно развитых стран мира сложились национальные системы сертификации, имеющие свои национальные знаки соответствия продукции принятым в этих странах системам испытаний. Некоторые из них получили впоследствии международное признание.
С целью
экономии времени и средств испытаний
на первом этапе отдельные фирмы
и страны начали проводить работы
по унификации методов испытаний, принятых
в своих стандартах (эта работа
носит название гармонизации стандартов),
а затем - и по взаимному признанию
результатов испытаний. Так возникли
первые международные системы
Существование большого количества национальных систем сертификации в странах Западной Европы, а также появление региональных систем сертификации в Европе и Америке, основанных на нормативных документах этих стран и гармонизированных стандартов регионов, привело к тому, что однородная продукция оценивалась в разных странах различными методами.
С тех пор определение понятия и идеология сертификации претерпели существенные изменения.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции ОТР требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Документ, удостоверяющий соответствие объекта этим требованиям, носит название сертификата соответствия.
С целью
информирования приобретателей о соответствии
выпускаемой в обращение
Органом
по сертификации является юридическое
лицо или индивидуальный предприниматель,
аккредитованные в
«Сертификация – деятельность по подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в целях:
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.»
(Ст. 1 «Закона о сертификации продукции и услуг»).
Полномочия по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ, распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации. Государственная регистрация систем сертификации и знаков соответствия является исключительной компетенцией Госстандарта России.
Порядок государственной регистрации, согласно Закону, устанавливается Госстандартом России. Цели государственной регистрации, объем полномочий регистрационного органа, характер и количество представляемых документов при регистрации систем обязательной и добровольной сертификации принципиально различаются.
Системы обязательной сертификации создаются федеральными органами исполнительной власти при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители работ в этих системах должны быть уполномочены или аккредитованы на право проведения соответствующих работ государственными органами. Некоторые из участников сертификации обладают контрольными и арбитражными функциями. В связи с этим Законом для них установлен разрешительный (лицензионный) порядок деятельности. Такой порядок требует всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности определенными документами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всем предъявляемым требованиям.
Орган по сертификации продукции – ГОССТАНДАРТ РОССИИ
«Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (далее Госстандарт России) в соответствии с настоящим Законом: