Основные понятия сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:19, контрольная работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий легкой промышленности. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 4
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ 4
1.2. ФУНКЦИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ 7
1.3. КАТЕГОРИИ И ВИДЫ СТАНДАРТОВ 8
1.4. ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ 14
1.5. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ 16
2. ВОПРОСЫ СЕРТИФИКАЦИИ В ЗАКОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 19
2.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ 22
2.3. СХЕМА СЕРТИФИКАЦИИ 24
2.4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ 25
2.5. ФОРМЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Osnovnye_ponyatia_i_printsipy_metrologii_i_sertif.docx

— 62.12 Кб (Скачать файл)

Разработка  проекта проходит две стадии. Вначале  создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и  нормам, национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности  этих документов и более высокого научно-технического уровня.

Проект  в первой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на специальном  заседании, либо путем переписки, чтобы  удостоверится в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требования российского законодательства и положениям Государственной системы  стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее  заинтересованным организациям

Вторая  стадия разработки заключается в  анализе полученных отзывов, составлении  окончательной редакции проекта  нормативного документа и подготовки его к принятию. Окончательная  редакция должна быть рассмотрена членами  ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта. Если с  окончательной редакцией проекта  согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен  в Госстандарт РФ и заказчику  нормативного документа.

Принятие  стандарта осуществляет Госстандарт  РФ. Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим  правилам и нормам, терминологическим  стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-2001 «ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется. Далее стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется  в ежегодном Информационном указателе.

Стандарт  не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

При необходимости  обновления стандарта ТК разрабатывает  проект изменения, проект пересмотренного  стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа  и вносит предложения в Госстандарт  РФ.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей  качества продукции и затрагивает  ее совместимость и взаимозаменяемость.

Отмена  стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так  и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции  либо принятие нового стандарта.

Принятие  решений о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта, а также соответствующая  публикация в Информационном указателе  находящихся в ведении Госстандарта РФ. Решение о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта отрасли  принимает орган государственного управления, утвердивший нормативный  документ.

Обновление  или отмена стандарта предприятия  осуществляется по решению руководства  субъекта хозяйственной деятельности, принявшего стандарт. Стандарты научно-технических обществ пересматриваются с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым  предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов обязаны  информировать о проделанной  работе и ее результатах Госстандарт  РФ.

Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации»  устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации  работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными  для всех предприятий независимо от их формы собственности, а также  для частных предпринимателей. Закон  распространяется на изготовителей  продукции, продавцов, исполнителей услуг и другие организации и предприятия.

Закон о  стандартизации принят в нашей стране впервые. Ранее вопросы стандартизации регулировались на правительственном уровне. Отсутствие основ законодательства вело к необходимости принятия большого количества актов различного уровня, отражавших текущие потребности, к их несогласованности, к проблемам в регулировании некоторых основных вопросов. С принятием Закона эти недостатки во многом устраняются, создаются возможности целенаправленного развития законодательства в столь важной для населения и государства области.

Отношения в области стандартизации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ (ст. 2 Закона РФ «О стандартизации»)

  1. ВОПРОСЫ СЕРТИФИКАЦИИ В ЗАКОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Понятие сертификации вытекает из этимологии слова "сертификат" (от лат. certum - верно  и facere - делать), т.е. сделано верно. Изначально смысл сертификата состоял в  том, что продукция соответствовала  каким-либо требованиям, в частности, стандартам.

Стремление  к введению национальных систем сертификации было связано с тем, что, с одной  стороны, она защищает потребителя  от небезопасной и экологически нечистой продукции, а с другой - затрудняет доступ на национальные рынки изделий  иностранного производства, так как  требует от экспортеров дополнительных длительных испытаний на соответствие продукции национальным стандартам. Такие дорогостоящие испытания  под силу только крупным фирмам, что давало им определенные преимущества.

Различия  в национальных стандартах и других нормативных документах, а также  процедурах проведения сертификации превращают их в так называемые технические  барьеры международной торговли. Эти различия либо являются результатом  национальных традиций в организации  производства и торговли, либо создаются  специально с целью затруднения  импорта иностранных товаров. Это, в свою очередь, увеличивает стоимость  продукции, удлиняет сроки ее поставки, т.е. ставит иностранных поставщиков  в невыгодные условия по сравнению  с национальными фирмами. В то же время, сертификация стала необходимым  условием экспорта продукции, хотя и  требует больших затрат времени  и средств на ее осуществление.

Например, для проведения сертификационных испытаний  самолета ЯК-40 в Англии, а это было необходимым условием его эксплуатации, Авиарегистру Великобритании были переданы более 300 различных отчетов и документов, стоимость самих испытаний составила 3 млн долларов, а процедура переговоров  и испытаний составила 5 лет.

Аналогичные процедуры при испытаниях в США  трактора Т-15-К составили 30 тыс. долл. В то же время, сертификация трактора Т-150К в США, Англии и Швеции способствовала развитию их экспорта в эти и другие страны мира.

В большинстве  промышленно развитых стран мира сложились национальные системы  сертификации, имеющие свои национальные знаки соответствия продукции принятым в этих странах системам испытаний. Некоторые из них получили впоследствии международное признание.

С целью  экономии времени и средств испытаний  на первом этапе отдельные фирмы  и страны начали проводить работы по унификации методов испытаний, принятых в своих стандартах (эта работа носит название гармонизации стандартов), а затем - и по взаимному признанию  результатов испытаний. Так возникли первые международные системы сертификации - по безопасности на транспорте (охватившие требования к ремням безопасности, указателям поворота, замкам дверей, стеклам  автомобилей и т.п.); по безопасности электротехнических изделий - СЕЕ (электрические  шнуры, розетки, электроприборы, часы на батарейках и т.д.). Некоторые из требований упомянутых систем нашли отражение  в директивах Европейского экономического сообщества, а документы второй системы (СЕЕ) были полностью включены в стандарты  Международной электротехнической комиссии (МЭК).

Существование большого количества национальных систем сертификации в странах Западной Европы, а также появление региональных систем сертификации в Европе и Америке, основанных на нормативных документах этих стран и гармонизированных  стандартов регионов, привело к тому, что однородная продукция оценивалась  в разных странах различными методами.

С тех  пор определение понятия и  идеология сертификации претерпели существенные изменения.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", сертификация - форма осуществляемого  органом по сертификации подтверждения  соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции  ОТР требованиям технических  регламентов, положениям стандартов или  условиям договоров.

Документ, удостоверяющий соответствие объекта  этим требованиям, носит название сертификата  соответствия.

С целью  информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции  требованиям технических регламентов, используется знак обращения на рынке, который в установленном порядке  обозначается на упаковке промышленной продукции. Постановлением Правительства  Российской Федерации от 19.11.2003 № 696 "О знаке обращения на рынке" утверждено описание, изображение и  варианты обозначения знака обращения  на рынке, предназначенного для маркирования продукции, которая соответствует  требованиям технических регламентов, и вариантов его изображения.

Органом по сертификации является юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном  порядке для выполнения работ  по сертификации.

    1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

 

«Сертификация – деятельность по подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация  осуществляется в целях:

  • Создания условий деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей ни едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • Содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
  • Защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • Контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • Подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация  может иметь обязательный и добровольный характер.»

(Ст. 1 «Закона  о сертификации продукции и  услуг»).

Полномочия  по государственной регистрации  систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ, распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации. Государственная регистрация систем сертификации и знаков соответствия является исключительной компетенцией Госстандарта России.

Порядок государственной регистрации, согласно Закону, устанавливается Госстандартом  России. Цели государственной регистрации, объем полномочий регистрационного органа, характер и количество представляемых документов при регистрации систем обязательной и добровольной сертификации принципиально различаются.

Системы обязательной сертификации создаются  федеральными органами исполнительной власти при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители работ в этих системах должны быть уполномочены или аккредитованы на право проведения соответствующих работ государственными органами. Некоторые из участников сертификации обладают контрольными и арбитражными функциями. В связи с этим Законом для них установлен разрешительный (лицензионный) порядок деятельности. Такой порядок требует всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности определенными документами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всем предъявляемым требованиям.

«Система  сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом.
В систему сертификации могут входить  предприятия, учреждения и организации независимо от их форм собственности, а также общественные объединения.
В систему сертификации могут входить  несколько систем сертификации однородной продукции.
Системы сертификации подлежат государственной  регистрации в установленные Госстандартом России порядке.»
(Ст. 5 «Закона о сертификации продукции  и услуг»).
    1. СХЕМА СЕРТИФИКАЦИИ

 

Орган по сертификации продукции – ГОССТАНДАРТ  РОССИИ

«Комитет  РФ по стандартизации, метрологии и  сертификации (далее Госстандарт  России) в соответствии с настоящим  Законом:

Информация о работе Основные понятия сертификации