Основные
понятия, зонирование
и проблемы управления
в стратегическом
планировании социально-экономического
развития приморских
территорий
И.С.
Арзамасцев
Тихоокеанский институт
географии ДВО РАН
Для разрешения
проблем в прибрежных зонах
были разработаны
и применены на практике
методы комплексного
управления прибрежными
зонами, экосистемные
принципы морского
управления,
технологии морского
пространственного
планирования, бассейновый
принцип
управления водными ресурсами и др.
Все
эти концепции основываются на
общем
принципе
системного подхода, рассматривающего
вместе
ресурсы, экосистемные процессы,
антропогенную
деятельность и взаимодействие
между
этими компонентами.
- Практическая
деятельность многих стран в
этой области показала, что существует
ряд обязательных условий для
их успешной реализации.
- 1. Нужен определенный
уровень политической мотивации и самосознания
на уровне государства и территории (Денисов,2002).
- 2. Каждый
проект в этой области носит индивидуальный
характер из-за разнообразия географических
условий и остроты экологических проблем,
и из-за различий в законодательствах
разных стран.
3. Эта
деятельность должна происходить
на хорошо проработанной законодательной
базе.
4. Каждый проект
носит региональный характер. Он привязан
к региональной управленческой структуре
и успешно может быть реализован лишь
при участии и поддержке местного бизнесс-сообщества
и местного населения.
Игнорирование,
отсутствие или несоответствие
в
разработке
и реализации комплексных
программ
хотя
бы одной из перечисленных
позиции
приводит
к их провалу –нет практического
результата.
- Интересна
оценка результатов работы стран
Средиземноморья, чей 30-летний опыт
является образцом для всех, кто
становится на путь к устойчивому развитию
и начинающих реализовывать программы
комплексного управления прибрежными
зонами.
- Несмотря
на хорошо разработанные и добросовестно
выполненные программы комплексного управления
прибрежными зонами, желательные результаты,
к сожалению, не достигнуты. Весь процесс
только подошел к третьему из четырех
уровней его выполнения в Средиземноморье.
Состояние
комплексного управления прибрежными
зонами в Средиземноморье в 2009
(Yves Henocque, 2010)
- К
сожалению на существующей на сегодняшний
день в России законодательной базе и
сложившейся практике невозможно в полной
мере использовать принципы устойчивого
развития, успешно реализовывать комплексные
программы в прибрежной зоне.
- Пока
отсутствуют законодательные предпосылки
организации этой деятельности - нет реальных
шагов, но нет и ошибок.
- Поэтому,
можно проводить подготовительные работы
которые могут быть положены в основу
формирования программ развития приморских
регионов России
Эта
деятельность должна
состоять из ряда
последовательных
стадий:
- Географическая
структуризация прибрежно-морского пространства:
разномасштабное районирование и зонирование
- Разработка
системы показателей - индикаторов устойчивого
природопользования и развития прибрежных
зон разных типов;
- Выявление
устойчивости и чувствительности
основных прибрежных систем, а
также определение допустимых
уровней воздействия на природную
среду;
- Выделение
и анализ основных проблем
и противоречий природопользователей
в прибрежно-морской зоне.
- Выявление
приоритетных и допустимых типов
природопользования.
Наша первая задача
–сформулировать понятие
«прибрежная зона»
и определить ее границы
на основе ряда принципов:
1. Прибрежная
зона должна быть определена
как объект управления.
2. Прибрежная
зона должна быть определена, как единая
геологическая, физико-географическая,
гидролито-динамичесая природная система
(Айбулатов, 2005).
3. Соответствие
существующему российскому и международному
законодательству.
Прибрежная
зона как объект
управления
– это единая
природная
и социально
экономическая
система,
объединенная
сложной
структурой
взаимодействий. На
суше границы
прибрежной зоны
проходят
по административным
рубежам
приморских краев и
областей, а
морская граница
прибрежной
зоны – по
юридической
внешней границе
континентального
шельфа
Наша вторая
задача –
выполнить
зонирование
Прибрежных
зон тихоокеанской
России
для разработки программ
Устойчивого
развития региона
и
организации
комплексного
управления.
зонирование для Дальнего Востока выполнено
по степени комфортности проживания и
осуществления хозяйственной деятельности
- 1-
абсолютно дискомфортная
зона характеризуется полярной ночью,
периодом с температурой ниже -30°С от 5
до 170 дней, распространением сплошной
мерзлоты;
- 2- экстремально
дискомфортная зона.
- Период
с температурой ниже -30°С колеблется
от 5 до 130 дней. Мерзлота прерывистая.
- 3- дискомфортная
зона. Период с температурой ниже -30°С
составляет от 5 до 90 дней Преобладает
островная мерзлота.
- 4- условно
комфортная зона.
Третья
наша задача
- разрешение наиболее острых противоречий
между рыбаками и нефте-газовым комплексом
на шельфах ДВ морей
- Темные
пятна это места расположения максимальной
плотности нектона и бентоса.
- Штриховкой
обозначены места перспективные для добычи
нефти и газа.
- Мы
предлагаем выделить вдоль берега
специальную зону, где на добычу
нефти и газа должен быть
наложен мораторий.
- Ширина
этой зоны должна быть достаточной для
осуществления рыболовства и развития
марикультуры.
- Пространство
этой зоны должно быть достаточным для
воспроизводства гидробионтов и нагула
молоди.
- Пределы
этой зоны должны быть достаточны для
ликвидации аварийных розливов нефти,
пока ее пятна не достигли берега.
- На
наш взгляд следует границу запрета на
добычу углеводородов связать с рубежами,
существующими в морской юрисдикции.
- Такой
задаче соответствует понятие
«прилежащая зона».
- Ее
ширина равна 24 морским милям, отсчитываемым
от исходных линий.
- В
нашем случае не так важно ее толкование.
- Важно
то, что эта граница признана
и международным и российским
законодательством, и что ширины
в 24 морские мили вполне достаточно
для достижения поставленных
нами задач.
- Наше
предложение не является панацеей
от всех бед.
- Позитивные
результаты могут быть достигнуты только
в случае небольших разливов нефти.
- При крупной
катастрофе эти предложения будут не эффективны.
Это подтверждают примеры двух аварий
на нефтяных месторождениях в Мексиканском
заливе скважине «Ixtoc I» и на нефтяной
платформе «Deepwater Horizon”
Наши предложения
являются
дополнительным
шагом в
снижении
негативного
воздействия
добычи
углеводородов
Масштабы
этих катастроф огромны. Ситуацию
не облегчило то, что авария
произошла на большом расстоянии
от берега.
Следующей
нашей задачей является :
разработка
иерархической структуры делимитации
прибрежных зон для перехода на устойчивый
тип развития и организации комплексного
управления прибрежными зонами
- Огромные
пространства береговых зон должны
находиться в системе строгого и гибкого
комплексного управления.
- Оно не
возможно при сохранении системы управления
только из федерального центра, как это
сейчас происходит в России.
- Необходимо
провести делимитацию прибрежных
зон и законодательно закрепить
зоны ответственности на федеральном,
региональном и муниципальном
уровнях.
- Нами предлагается
следующее зонирование
- Зоной
ответственности
федерального центра
в целом являются
вся территория
и акватория прибрежных
зон.
- Исключительной
зоной ответственности
федерального центра
являются часть континентального
шельфа от внешней границы
территориального моря
до внешней границы
континентального шельфа.
- Региональной
зоной ответственности прибрежных
краев и областей являются их территории
охватывающие водосборные бассейны морей
и акватории внутренних вод и территориального
моря.
- Муниципальной
зоной ответственности являются территории
муниципальных образований, и морская
акватория шириной 2 мили. Это район прибрежного
морского водопользования определенный
санитарными правилами и нормами охраны
прибрежных вод, морей от загрязнения
в местах водопользования населения.
Для организации
устойчивого природопользования
на основе анализа сочетаний
природных ресурсов суши и
прибрежных акваторий, нами выполнено
функциональное зонирование, а также
выделены приоритеты в природопользовании
- Выполненное
агроэкологическое районирование
Дальнего Востока позволило определить
территориальные различия в пригодности
использования земель
- Нами
предлагаются наборы индикаторов
регионального развития в экономической,
социальной и экологической сферах.
- Для оценки качества
такого развития необходимо провести
дробное экономическое, социальное и природно-хозяйственное
районирование и рассчитывать соответствующие
индикаторы для отдельных дробных районов.
- Затем, сравнивая
индикаторы фактического состояния и
их стандартные значения, можно определить
качества регионального развития.
В целом
эти оценки показывают, что приморские
города не выделяются своими
показателями.
Например, Магадан
и Петропавловск-Камчатский занимают
в рейтинге невысокие места. В
то же время удалённые от
побережья Якутск и Хабаровск
– имеют более высокие оценки.