Основные понятия, зонирование и проблемы управления в стратегическом планировании социально-экономического развития приморских террито

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит презентацию на тему: "Основные понятия, зонирование и проблемы управления в стратегическом планировании социально-экономического развития приморских территорий "

Файлы: 1 файл

презен..ppt

— 3.08 Мб (Скачать файл)

Основные  понятия, зонирование  и проблемы управления  в стратегическом  планировании социально-экономического  развития приморских  территорий  

 
 
И.С. Арзамасцев 
Тихоокеанский институт географии ДВО РАН

Для разрешения  проблем в прибрежных зонах

были разработаны и применены на практике

методы комплексного управления прибрежными

зонами, экосистемные принципы морского

управления, технологии морского

пространственного  планирования, бассейновый

принцип  управления водными ресурсами и др. 

Все  эти  концепции основываются на  общем

принципе  системного подхода, рассматривающего

вместе  ресурсы, экосистемные процессы,

антропогенную  деятельность и взаимодействие

между  этими компонентами.  

  • Практическая  деятельность многих стран в  этой области  показала, что существует  ряд обязательных условий для  их успешной реализации.
  • 1. Нужен определенный уровень политической мотивации и самосознания на уровне государства и территории (Денисов,2002).
 
  • 2. Каждый проект в этой области носит индивидуальный характер из-за разнообразия географических условий и остроты экологических проблем, и из-за различий в законодательствах разных стран.

3. Эта  деятельность должна происходить  на хорошо проработанной законодательной  базе. 

4. Каждый проект носит региональный характер. Он привязан к региональной управленческой структуре и успешно может быть реализован лишь при участии и поддержке местного бизнесс-сообщества и местного населения.  

Игнорирование, отсутствие или несоответствие в

разработке  и реализации комплексных программ

хотя  бы одной из перечисленных позиции

приводит  к их провалу –нет практического

результата. 

  • Интересна  оценка результатов работы стран  Средиземноморья, чей 30-летний опыт  является образцом для всех, кто становится на путь к устойчивому развитию и начинающих реализовывать программы комплексного управления прибрежными зонами.
 
  • Несмотря  на хорошо разработанные и добросовестно выполненные программы комплексного управления прибрежными зонами, желательные результаты, к сожалению, не достигнуты. Весь процесс только подошел к третьему из четырех уровней его выполнения в Средиземноморье.

Состояние  комплексного управления прибрежными  зонами в Средиземноморье в 2009 (Yves Henocque, 2010)

  • К  сожалению на существующей на сегодняшний день в России законодательной базе и сложившейся практике невозможно в полной мере использовать принципы устойчивого развития, успешно реализовывать комплексные программы в прибрежной зоне.
  • Пока отсутствуют законодательные предпосылки организации этой деятельности - нет реальных шагов, но нет и ошибок.
  • Поэтому, можно проводить подготовительные работы которые могут быть положены в основу формирования программ развития приморских регионов России

Эта  деятельность должна  состоять из ряда  последовательных  стадий: 

  • Географическая  структуризация прибрежно-морского пространства: разномасштабное районирование и зонирование
 
  • Разработка  системы показателей - индикаторов устойчивого природопользования и развития прибрежных зон разных типов;
  • Выявление  устойчивости и чувствительности  основных прибрежных систем, а  также определение допустимых  уровней воздействия на природную  среду;
 
  • Выделение  и анализ основных проблем  и противоречий природопользователей  в прибрежно-морской зоне.
 
  • Выявление  приоритетных и допустимых типов  природопользования.
 

    Наша первая задача –сформулировать понятие «прибрежная зона»  и определить ее границы на основе ряда принципов:

1. Прибрежная  зона должна быть определена   как объект управления.  

2. Прибрежная зона должна быть определена, как единая геологическая, физико-географическая, гидролито-динамичесая природная система (Айбулатов, 2005). 

3. Соответствие существующему российскому и международному законодательству. 

Прибрежная  зона как объект

управления  – это единая

природная  и социально

экономическая  система,

объединенная  сложной

структурой  взаимодействий. На

суше границы прибрежной зоны

проходят  по административным

рубежам  приморских краев и

областей, а морская граница

прибрежной  зоны – по

юридической  внешней границе

континентального  шельфа

      Наша вторая задача –  

выполнить  зонирование

Прибрежных  зон тихоокеанской

России  для разработки программ

Устойчивого  развития региона и

организации комплексного

управления.  
 

     зонирование для Дальнего Востока выполнено по степени комфортности проживания и осуществления хозяйственной деятельности  

  •  1- абсолютно дискомфортная зона характеризуется полярной ночью, периодом с температурой ниже -30°С от 5 до 170 дней, распространением сплошной мерзлоты;
  • 2- экстремально дискомфортная зона.
  • Период с температурой ниже -30°С  колеблется от 5 до 130 дней. Мерзлота прерывистая.
  • 3- дискомфортная зона. Период с температурой ниже -30°С составляет от 5 до 90 дней Преобладает островная мерзлота.
  • 4- условно комфортная зона.

Третья  наша задача  - разрешение наиболее острых противоречий между рыбаками и нефте-газовым комплексом на шельфах ДВ морей

 

  • Темные пятна это места расположения максимальной плотности нектона и бентоса.
  • Штриховкой обозначены места перспективные для добычи нефти и газа.
  • Мы  предлагаем выделить вдоль берега  специальную зону, где на добычу  нефти и газа должен быть  наложен мораторий.
 
  • Ширина  этой зоны должна быть достаточной для осуществления рыболовства и развития марикультуры.
 
  •  Пространство этой зоны должно быть достаточным для воспроизводства  гидробионтов и нагула молоди.
 
  • Пределы  этой зоны должны быть достаточны для ликвидации аварийных розливов нефти, пока ее пятна не достигли берега.
 
  • На  наш взгляд следует границу запрета на добычу углеводородов связать с рубежами, существующими в морской юрисдикции.
  • Такой  задаче соответствует понятие  «прилежащая зона».
 
  • Ее  ширина равна  24 морским милям, отсчитываемым от исходных линий.
 
  • В  нашем случае не так важно ее толкование.
  • Важно  то, что эта граница признана  и международным и российским  законодательством, и что ширины  в 24 морские мили вполне достаточно  для достижения поставленных  нами задач.
  • Наше  предложение не является панацеей  от всех бед.
  • Позитивные результаты могут быть достигнуты только в случае небольших разливов нефти.
  • При крупной катастрофе эти предложения будут не эффективны. Это подтверждают примеры двух аварий на нефтяных месторождениях в Мексиканском заливе скважине «Ixtoc I» и  на нефтяной платформе «Deepwater Horizon”

Наши предложения

являются

дополнительным

шагом в

снижении 

негативного 

воздействия 

добычи 

углеводородов  

Масштабы  этих катастроф огромны. Ситуацию  не облегчило то, что авария  произошла на большом расстоянии  от берега.

   Следующей нашей задачей является :  

  разработка иерархической структуры делимитации прибрежных зон для перехода на устойчивый тип развития и организации комплексного управления прибрежными зонами

  • Огромные  пространства береговых зон должны находиться в системе строгого и гибкого комплексного управления.
  • Оно не возможно при сохранении системы управления только из федерального центра, как это сейчас происходит в России.
  • Необходимо  провести делимитацию прибрежных  зон и законодательно закрепить  зоны ответственности на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях.
 
  • Нами предлагается  следующее зонирование 
  • Зоной  ответственности  федерального центра  в целом  являются  вся территория  и акватория прибрежных  зон.
  • Исключительной зоной ответственности федерального центра являются часть континентального шельфа от внешней границы территориального моря до внешней границы континентального шельфа.
  • Региональной  зоной ответственности прибрежных краев и областей являются их территории охватывающие водосборные бассейны морей и акватории внутренних вод и территориального моря.
  • Муниципальной зоной ответственности являются территории муниципальных образований, и морская акватория шириной 2 мили. Это район прибрежного морского водопользования определенный санитарными правилами и нормами охраны прибрежных вод, морей от загрязнения в местах водопользования населения.

Для организации  устойчивого природопользования  на основе анализа сочетаний  природных ресурсов суши и  прибрежных акваторий, нами выполнено  функциональное зонирование, а также  выделены приоритеты в природопользовании

  • Выполненное  агроэкологическое районирование  Дальнего Востока позволило определить  территориальные различия в пригодности  использования земель 
  • Нами  предлагаются наборы индикаторов  регионального развития в экономической, социальной и экологической сферах.
  • Для оценки качества такого развития необходимо провести дробное экономическое, социальное и природно-хозяйственное районирование и рассчитывать соответствующие индикаторы для отдельных дробных районов.
  • Затем, сравнивая индикаторы фактического состояния и их стандартные значения,  можно определить качества регионального развития.

  

В целом  эти оценки показывают, что приморские  города не выделяются своими  показателями.  

Например, Магадан  и Петропавловск-Камчатский занимают  в рейтинге невысокие места. В  то же время удалённые от  побережья Якутск и Хабаровск  – имеют более высокие оценки.

Информация о работе Основные понятия, зонирование и проблемы управления в стратегическом планировании социально-экономического развития приморских террито