Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 03:21, контрольная работа
1. Понятие «общество» неоднозначно. Оно используется в широком и узком смыслах.
2. Заполнить таблицу «Науки, изучающие общество
№1. Понятие «общество» неоднозначно. Оно используется в широком и узком смыслах.
Таблица 1
Общество
Узкий смысл |
|
Широкий смысл |
обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая способы взаимодействия людей и формы их объединения |
Общество – это не просто сумма людей-индивидов или социальных групп? Которые являются лишь элементами общества. Само «общество» представляет собой, прежде всего, совокупность отношений между людьми – систему, которая связывает многих людей. Главное в обществе – это отношения и взаимосвязи между людьми, группами. Именно они являются основным предметом наук об обществе. Причем общество – система динамическая, саморазвивающаяся, т. е. система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. В обществе, как в системе, выделяют подсистемы, которыми принято считать сферы общественной жизни.
Таблица 2
Основные сферы общества
Духовная |
Экономическая |
Политическая |
Социальная |
удовлетворяет потребность людей в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании |
служит удовлетворению материальных потребностей человека |
направлена на удовлетворение потребностей человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке |
удовлетворяет потребность человека в контактах, обращении с другими людьми, в той или иной форме общности |
Основание для разграничения сфер – базовые потребности человека |
Все четыре сферы не только взаимосвязывают, но и взаимно обуславливают друг друга. Изменения в одной сфере влекут изменения и в другой. Например, изменения в политической – смена политического строя, влечет за собой и социальные изменения, изменения структуры общества, т. е. изменения в положении классов, слоев, его составляющих. Это также служит и примером того, что общество – система динамичная, саморазвивающаяся.
Кроме того, выделяют и еще меньшую составную часть общества – социальный институт – устойчивый комплекс норм, правил, установок, регулирующих поведение человека в различных сферах деятельности. Примером основных социальных институтов выступают семья, система образования, государство, экономическая система, религия, наука и др. Их функционирование проявляется в формах хозяйственной жизни, способах воспитания детей, религиозных обрядах, моральных и правовых нормах, формах господства и подчинения людей.
Необходимо различать такие понятия, как:
Таким образом, общество – это многоуровневое образование, которое включает в себя:
Объяснений по поводу причин возникновения общества и его движущих сил развития много, они менялись с развитием самого человека, общества, знаний. В 19 веке часть знаний об обществе, которые постепенно накапливались в недрах философии, выделились и стали составлять отдельную науку об обществе – социологию. Понятие ввел Огюст Конт.
II. Существуют такие основные группы наук, как:
Главные общественные науки изучают основные сферы общественной жизни, т. е. все они изучают общество, но с разных сторон, используя различные методы.
Основная цель любой науки состоит в обнаружении закономерностей в изучаемой ею сфере реальности. Такие закономерности существуют и в природе и в обществе. Однако наряду с этой общей чертой всех наук, у естественных и социальных наук есть и отличия, которые обусловлены различиями закономерностей природы и общества. В самом общем виде закон – постоянно повторяющиеся связи явлений и событий. Социальные законы и законы природы различаются.
Социальные законы описывают и объясняют деятельность людей как существ, обладающих сознанием. Законы природы, во-первых, не имеют дело с сознанием, они историчны – с изменением общества, изменяются и законы; во-вторых, выступают как закономерности и тенденции, поэтому не могут быть такими точными, как закон всемирного тяготения и следовательно, их редко можно выразить в математической форме; в-третьих, они не дают однозначно предсказывать будущие явления, как, например, предсказывают солнечные затмения на сотни лет вперед, ведь общество развивается так, что могут быть неожиданные изменения и открытия, которые направляют его развитие по непредсказуемым путям.
Несмотря на все эти отличия, социальные законы, как и законы природы, являются объективными. Они не создаются сознательно людьми или поступают в соответствии с социальными законами, не осознавая этого. Вот почему необходимы специальные общественные науки, которые позволяют открывать социальные закономерности. Знание законов общества столь же необходимо, как и знание законов природы. Это позволяет нам лучше понимать общество, в котором мы живем, позволяет в определенной мере предвидеть и управлять социальными процессами, а также лучше понимать ход развития истории. Таким образом, и в природе, и в обществе действуют регулярности, закономерности. Но законы общества имеют заметную специфику по сравнению с законами природы.
III. Система общество возникла естественным эволюционным путем, ее основой была природа. В настоящее время общество и природа находятся в многообразных связях с природой, поэтому важной является проблема отношения и природы. Понятие «природа» так же, как и понятие «общество», используется в широком и узком смысле. В узком смысле – это природно-географическая среда. В широком - весь окружающий нас мир в бесконечном разнообразии его форм и проявлений (в этом значении – синоним понятия «Вселенная»).
Влияние природной среды на общество проявляется в климатических условиях (рельеф, климат, близость к морю и т. д.), особенно на ранних этапах развития общества, когда хозяйство людей носит присваивающий характер и использование природных ресурсов является почти единственной возможностью выжить. Влияние природной среды на общество отстаивали сторонники «географической школы» (Ш. Л. Монтескье, Л. И. Мечников), а также биологическое направление (Г. Спенсер, Ч. Дарвин), которые рассматривали общество по аналогии с биологическими организмами или объясняли формы социальной жизни как продолжение коллективных форм поведения животных. Природные условия являются существенными, но далеко не определяющими. Сейчас проблем «природа-общество» рассматривается с точки зрения предотвращения возрастающего истощения и загрязнения окружающей природной среды, т. е. экологические проблемы являются составной частью глобальных проблем современности.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Заполнить таблицу «Науки, изучающие общество»
Таблица 3
Науки, изучающие общество
Наука |
Проблемы исследования, предмет науки |
Экономика |
|
Социология |
|
Психология |
|
Политология |
|
Юриспруденция |
|
Философия |
|
Культурология |
|
История |
№2
Западная и восточная цивилизации
Линии сравнения |
Западная цивилизация |
Восточная цивилизация |
1. Особенности восприятия мира |
Рациональное, противоречивое восприятие — «фаустовско-гамлетовское» |
Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений) |
2. Отношение к природе |
Стремление подчинить себе природу. Человек — венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека создается и используется техника |
Стремление быть в гармонии с природой. Человек — органическая часть природы (боевые искусства, медицина построена на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела |
3. Соотношение личности и общества |
Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы |
Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма |
Продолжение таблицы 4
4. Отношения власти |
Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм |
Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха) |
5. Отношения собственности |
Господство частной собственности |
Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным) |
6. Отношение к прогрессу |
Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер |
Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер |
Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития
Линии сравнения |
Формационный подход |
Цивилизационный подход |
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития |
Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны |
Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности |
2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества |
Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества |
Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими |
3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс» |
Общество движется от более низкой ступени развития к более высокой. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений |
Каждая цивилизация неповторима. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно |
Выполнить задания.
Выберите один правильный ответ из четырех и отметьте его
1. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация – культура» верны?
А. Цивилизация – приспособление к условиям природной среды; культура – творческое отношение человека к миру и к самому себе.
Б. Цивилизация – сущее; культура в большей мере – должное (долг быть человеком).
2. Верны ли следующие суждения?
Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, т.к. (укажите самое глубокое обоснование):