Основные сферы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 03:21, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие «общество» неоднозначно. Оно используется в широком и узком смыслах.
2. Заполнить таблицу «Науки, изучающие общество

Файлы: 1 файл

obschestvo.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

№1. Понятие «общество» неоднозначно. Оно используется в широком и узком смыслах.

Таблица 1

Общество

Узкий смысл

  1. круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения;
  2. отдельное конкретное общество (например, российское);
  3. исторический этап в развитии человечества (например, феодальное);
  4. человечество в целом

Широкий смысл

обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая способы взаимодействия людей и формы их объединения


 

Общество – это не просто сумма людей-индивидов или социальных групп? Которые являются лишь элементами общества. Само «общество» представляет собой, прежде всего, совокупность отношений между людьми – систему, которая связывает многих людей. Главное в обществе – это отношения и взаимосвязи между людьми, группами. Именно они являются основным предметом наук об обществе. Причем общество – система динамическая, саморазвивающаяся, т. е. система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. В обществе, как в системе, выделяют подсистемы, которыми принято считать сферы общественной жизни.

Таблица 2

Основные сферы общества

Духовная

Экономическая

Политическая

Социальная

удовлетворяет потребность людей в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании

служит удовлетворению материальных потребностей человека

направлена на удовлетворение потребностей человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке

удовлетворяет потребность человека в контактах, обращении с другими людьми, в той или иной форме общности

Основание для разграничения сфер – базовые потребности человека


 

Все четыре сферы не только взаимосвязывают, но и взаимно обуславливают друг друга. Изменения в одной сфере влекут изменения и в другой. Например, изменения в политической – смена политического строя, влечет за собой и социальные изменения, изменения структуры общества, т. е. изменения в положении классов, слоев, его составляющих. Это также служит и примером того, что общество – система динамичная, саморазвивающаяся.

Кроме того, выделяют и еще меньшую составную часть общества – социальный институт – устойчивый комплекс норм, правил, установок, регулирующих поведение человека в различных сферах деятельности. Примером основных социальных институтов выступают семья, система образования, государство, экономическая система, религия, наука и др. Их функционирование проявляется в формах хозяйственной жизни, способах воспитания детей, религиозных обрядах, моральных и правовых нормах, формах господства и подчинения людей.

Необходимо различать такие понятия, как:

  • «общество» - объединение людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой (понятие философское), оно шире, чем государство;
  • «страна» - обособленная территория независимого проживания данного общества со своими границами и общественным устройством (понятие географическое);
  • «государство» обозначает политическую организацию данного общества (страны) с определенным режимом власти и органами управления (понятие политическое).

Таким образом, общество – это многоуровневое образование, которое включает в себя:

    • людей;
    • социальные взаимодействия и отношения, которые связывают людей;
    • социальные группы и общности;
    • социальные институты;
    • нормы и ценности.

Объяснений по поводу причин возникновения общества и его движущих сил развития много, они менялись  с развитием самого человека, общества, знаний. В 19 веке часть знаний об обществе, которые постепенно накапливались в недрах философии, выделились и стали составлять отдельную науку об обществе – социологию. Понятие ввел Огюст Конт.

II.  Существуют такие основные группы наук, как:

  • естественные (изучают мир природы – физика, химия, биология);
  • технические (изучают мир техники);
  • гуманитарные (изучают мир человека – психология, эстетика);
  • социальные – общественные – (изучают общество и человека).

Главные общественные науки изучают основные сферы общественной жизни, т. е. все они изучают общество, но с разных сторон, используя различные методы.

Основная цель любой науки состоит в обнаружении закономерностей в изучаемой ею сфере реальности. Такие закономерности существуют и в природе и в обществе. Однако наряду с этой общей чертой всех наук, у естественных и социальных наук есть и отличия, которые обусловлены различиями закономерностей природы и общества. В самом общем виде закон – постоянно повторяющиеся связи явлений и событий. Социальные законы и законы природы различаются.

Социальные законы описывают и объясняют деятельность людей как существ, обладающих сознанием. Законы природы, во-первых, не имеют дело с сознанием, они историчны – с изменением общества, изменяются и законы; во-вторых, выступают как закономерности и тенденции, поэтому не могут быть такими точными, как закон всемирного тяготения и следовательно, их редко можно выразить в математической форме; в-третьих, они не дают однозначно предсказывать будущие явления, как, например, предсказывают солнечные затмения на сотни лет вперед, ведь общество развивается так, что могут быть неожиданные изменения и открытия, которые направляют его развитие по непредсказуемым путям.

Несмотря на все эти отличия, социальные законы, как и законы природы, являются объективными. Они не создаются сознательно людьми или поступают в соответствии с социальными законами, не осознавая этого. Вот почему необходимы специальные общественные науки, которые позволяют открывать социальные закономерности. Знание законов общества столь же необходимо, как и знание законов природы. Это позволяет нам лучше понимать общество, в котором мы живем, позволяет в определенной мере предвидеть и управлять социальными процессами, а также лучше понимать ход развития истории. Таким образом, и в природе, и в обществе действуют регулярности, закономерности. Но законы общества имеют заметную специфику по сравнению с законами природы.

III. Система общество возникла естественным эволюционным путем, ее основой была природа. В настоящее время общество и природа находятся в многообразных связях с природой, поэтому важной является проблема отношения и природы. Понятие «природа» так же, как и понятие «общество»,  используется в широком и узком смысле. В узком смысле – это природно-географическая среда. В широком -  весь окружающий нас мир в бесконечном разнообразии его форм и проявлений (в этом значении – синоним понятия «Вселенная»).

Влияние природной среды на общество проявляется в климатических условиях (рельеф, климат, близость к морю и т. д.), особенно на ранних этапах развития общества, когда хозяйство людей носит присваивающий характер и использование природных ресурсов является почти единственной возможностью выжить. Влияние природной среды на общество отстаивали сторонники «географической школы» (Ш. Л. Монтескье, Л. И. Мечников), а также биологическое направление (Г. Спенсер, Ч. Дарвин), которые рассматривали общество по аналогии с биологическими организмами или объясняли формы социальной жизни как продолжение коллективных форм поведения животных. Природные условия являются существенными, но далеко не определяющими. Сейчас проблем «природа-общество» рассматривается с точки зрения предотвращения возрастающего истощения и загрязнения окружающей природной среды, т. е. экологические проблемы являются составной частью глобальных проблем современности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Заполнить таблицу «Науки, изучающие общество»

 

Таблица 3

Науки, изучающие общество

 

Наука

Проблемы исследования, предмет науки

Экономика

 

Социология

 

Психология

 

Политология

 

Юриспруденция

 

Философия

 

Культурология

 

История

 

 

 

№2

Западная и восточная цивилизации

 

Линии сравнения

Западная цивилизация

Восточная цивилизация

1. Особенности восприятия мира

Рациональное, противоречивое восприятие — «фаустовско-гамлетовское»

Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений)

2. Отношение к природе

Стремление подчинить себе природу. Человек — венец природы и все  создано для его пользы. Для возмещения    несовершенства человека   создается и используется техника

Стремление быть в гармонии с природой. Человек — органическая часть природы (боевые искусства, медицина построена на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела

3. Соотношение личности и общества

Приоритет   свободной   личности,   обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы

Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма


 

 

 

 

Продолжение таблицы 4

4. Отношения власти

Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм

Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)

5. Отношения собственности

Господство частной собственности

Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)

6. Отношение к прогрессу

Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер

Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер


Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития

 

Линии сравнения

Формационный подход

Цивилизационный подход

1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития

Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны

Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности

2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества

Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества

Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими

3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс»

Общество движется от более низкой ступени развития к более высокой. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений

Каждая цивилизация неповторима. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы общества: экономику, технологии. Применительно

к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно


Выполнить задания.

Выберите один правильный ответ из четырех и отметьте его

 

1.  Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация – культура» верны?

А.  Цивилизация – приспособление к условиям природной среды; культура – творческое отношение человека к миру и к самому себе.

Б.  Цивилизация – сущее; культура в большей мере – должное (долг быть человеком).

  1. верно только А;
  2. верно только Б;
  3. оба суждения верны;
  4. оба суждения не верны.

 

2.  Верны ли следующие суждения?

Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, т.к. (укажите самое глубокое обоснование):

Информация о работе Основные сферы общества