Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 14:42, контрольная работа
В повседневной жизни потребностью считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность - значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что потребность имеет сложную структуру. В ней выделяются два главных компонента - объективный и субъективный.
В повседневной жизни потребностью считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность - значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что потребность имеет сложную структуру. В ней выделяются два главных компонента - объективный и субъективный.
Объективное в потребностях - это реальная зависимость человека от внешней природной и социальной среды и от свойств его собственного организма. Таковы потребности во сне, пище, дыхании и другие фундаментальные биологические потребности, без которых жизнь невозможна, а также некоторые более сложные социальные потребности.
Субъективное в потребностях - это то, что привносится субъектом, определяется им, зависит от него. Субъективный компонент потребности - это осознание человеком его объективных нужд (правильное или иллюзорное).
Учитывая взаимосвязь между объективным и субъективным компонентами потребности, можно сформулировать такое определение:
Потребность - это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.
Только в самом простом, идеальном случае люди хорошо понимают свои объективные потребности, видят пути их удовлетворения и располагают всем необходимым для их достижения. Чаще всего бывает иначе, и обусловлено это следующим:
В наиболее сложном случае субъективные стремления человека не совпадают с его объективными интересами и потребностями или даже противоречат им, в результате формируются так называемые псевдопотребности, извращенные потребности, неразумные потребности (существуют различные термины для обозначения явлений этого рода)[1].
Сама постановка вопроса о существовании «разумных» и «неразумных» потребностей (псевдопотребностей) наталкивается на проблему, имеющую глубокое философско-мировоззренческое содержание: каков критерий разумных потребностей? У людей самые разные представления о разумных потребностях. Для ученого покажется наиболее важной потребность в творческом научном исследовании, а потребность в роскоши он сочтет нелепой. Для артиста типична потребность в известности и широком признании. Меломан испытывает потребность слушать музыку, а для истощенного человека на первый план выдвигается потребность в пище.
В потребностях можно выделить два больших пласта:
1. Существуют так называемые
первичные, насущные, или витальные,
потребности, без удовлетворения
которых человек вообще не
может существовать. Это потребности
в пище, жилье и одежде. Однако
способы удовлетворения
2. Представление о разумных
В современной европейской цивилизации гуманистические ценности преобладают. Поэтому большинство людей считают, что разумными являются потребности, удовлетворение которых способствует развитию личности, реализации заложенных в каждом человеке задатков и способностей, а также прогрессивному развитию всего человеческого сообщества. Общество относит к неразумным, деструктивным (разрушительным) те потребности, удовлетворение которых разрушает человеческую личность и социальную систему, например, потребность в алкоголе, наркотиках, совершении преступных и аморальных действий, в самоутверждении посредством участия в террористической деятельности и т.п.
Таким образом, существуют социально одобряемые, поддерживаемые обществом и государством виды потребностей, которые общество признает разумными.
Собственно социальные потребности связаны с развитием образования, культуры, процессом труда, использованием технических устройств, искусством и всеми видами творческой деятельности человека. Как биологические потребности подвергаются в обществе социальной корректировке, так и социальные потребности не изолированы от биологических. В любой социальной потребности содержится включенный в нее биологический компонент, который необходимо учитывать при оказании услуг по удовлетворению данной потребности.
Потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления[2]. Человек стремится удовлетворить свои потребности. В зависимости от того, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, человек переживает состояния напряженности или спокойствия, эмоции радости или горя, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.
Потребности человека многообразны, но для каждой личности характерна определенная система потребностей. Она включает доминирующие потребности и подчиненные им потребности. Доминирующие будут определять основное направление поведения. Например, человек испытывает сильную потребность в успехе. Он все свои поступки и действия подчиняет этой потребности. Этой главной потребности в успехе могут быть подчинены потребности в познании, общении, труде и т.д.
Психологи, социологи и философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основой для классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворение этих потребностей. Так, есть потребности:
- материальные и духовные;
- преимущественно социальные и преимущественно биологические;
- социально одобряемые и социально не одобряемые, причисляемые к неразумным;
- насущные, или базовые, первого порядка, и производные, второго порядка.
Потребности в определенной степени различаются в зависимости от нескольких причин: от возраста, вида трудовой деятельности, уровня образования и профессиональной подготовки, от природно-климатических условий, национальных особенностей, традиций, обычаев, привычек, черт характера, семейного положения и т.д.
Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности удовлетворить ее (побуждение к действию).
Иерархическая теория, предложенная в 40-е годы психологом Абрахамом Маслоу, утверждает, что пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая во многом определяет поведение человека. Потребности третьей, четвертой и пятой ступеней являются высшими.
1. Основные физиологические
2. Потребность в безопасности -
это сохранение жизни и
3. Социальные потребности - потребность
быть принятым, получить поддержку,
доброжелательное отношение
4. Потребность в признании - потребность
испытывать чувство
5. Потребность в самовыражении
- стремление к раскрытию своих
способностей и
Согласно концепции А. Маслоу, потребности более высокой ступени возникают и начинают выступать мотивирующим фактором, если удовлетворены хотя бы частично потребности предыдущей ступени. Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые - I, II ступеней
Однако иерархическая структура потребностей А. Маслоу не является строгой. Жизнь демонстрирует, что относительная значимость различных потребностей людей может меняться, жизненные ситуации выставляют на первый план то одни, то другие потребности.
Ф. Макклелланд дополнил схему А. Маслоу, введя понятия потребностей во власти, успехе и причастности. Таким образом, эта теория делает упор на потребности высших уровней.
Потребность власти - это желание воздействовать на других людей - находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Люди с такой потребностью чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, отстаивающие свои первоначальные позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуют к себе повышенного внимания. Их часто привлекает управление, так как оно дает возможность проявить и реализовать себя.
Потребность успеха (достижения) удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Такие люди рискуют умеренно, любят брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Поэтому таких людей нужно мотивировать, ставя перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для развязывания инициативы в решении поставленных задач; регулярно и конкретно их поощрять в соответствии с достигнутыми результатами.
Люди с потребностью в причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Эти люди будут привлечены такой работой, которая дает им возможность общения. Руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты, или же уделять этим людям больше времени и своего внимания.
Ф. Герцберг во второй половине 50-х годов предложил модель, выделив две группы факторов:
- гигиенические факторы, связанные с внешней средой;
- мотивационные факторы, связанные с характером работы.
К первой группе относятся:
- политика фирмы;
- условия работы;
- заработок;
- отношения с руководством и коллегами.
Эти факторы, если они достаточны, всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности, но сами по себе они не являются факторами - мотиваторами.
Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов (вторая группа):
- ощущение успеха;
- признание со стороны
- рост возможностей (возможность делового и творческого роста).
Ф. Герцберг полагает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда считает их реализацию неадекватной или несправедливой.
Обследования, проводимые Центральной научно-исследовательской лабораторией трудовых ресурсов, показали, что в промышленности и строительстве в России главными факторами неудовлетворенности являются плохие социально-бытовые условия, недостаточная заработная плата, то есть гигиенические факторы.
Конечно, для отдельных людей гигиенические факторы не имеют значения (для аскетов, примитивных людей с низкими потребностями и т.д.). Но люди, проявляющие аскетизм, встречаются не так часто, и поэтому важное значение приобретает создание нормальных, достойных человека условий труда. Низкая заработная плата также развращает людей, которые привыкают плохо относиться к выполняемым обязанностям и, как следствие, теряют свою квалификацию.
Рассмотренные теории сосредоточивают внимание на факторах, которые побуждают действовать и стимулируют деятельность. Эти факторы включают мотивы, потребности и побуждения.
Если вдуматься в суть проявляемых людьми этических потребностей, то можно заметить, что во всех случаях они представляют собой бескорыстную доброту (в частности, помощь), в том числе и желание не навредить другому (потребность отторжения). По-видимому, без такой доброты не бывает этических потребностей . Отсутствие понимания этого приводит к серьезным и опасным заблуждениям. Можно даже сказать, что этическая потребность существует всего лишь в одном «экземпляре» – творить бескорыстное добро. Она относится к классу относительных потребностей и восходит к любви матери к своим детям. Материнская любовь не является чем-то ошеломляющим – это начальный уровень доброты. |
По-видимому, первородные («врожденные», с чувственной основой) этические потребности (не как установки) столь же редки, как и потребности творческие и интеллектуальные (присущие одному-двум процентам людей), а их сочетание вообще приходится на одного из десяти тысяч людей. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что словом любовь обозначают множество явлений, иногда прямо противоположных истинной, великой любви. Интересна мысль, что добро, совершенное по мотивам разумности или веры (по заповеди), вызвано не этической, а организационной или духовной потребностью. Этическая потребность, в противоположность организационной и духовной, порождается непосредственно чувством (сострадания). Она прививается не логикой и принуждением, а чувственным примером воспитателя, причем в возрасте лет до семи. Кто это время не использовал, тот может стать в будущем добрым лишь из соображений разумности или необходимости.
Информация о работе Основные теории и методы измерения потребностей