Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:19, доклад
Конфликт – состязание сторон с разнонаправленными интересами. Избежать конфликтов невозможно, тем не менее, возможно научиться вести себя наиболее эффективным образом в конфликтных ситуациях, снижать, по возможности, их отрицательные последствия. Под конфликтностью личности понимают свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. Такие люди часто инициируют конфликты, независимо от того имеется ли объективный повод. Выделяют несколько типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный. Их характеристики рознятся.
Конфликт –
состязание сторон с разнонаправленными
интересами. Избежать конфликтов невозможно,
тем не менее, возможно научиться
вести себя наиболее эффективным
образом в конфликтных
Основные типы конфликтных личностей
Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк; В. П. Захаров, Ю. А. Симоненко), опишем 5 основных типов конфликтных личностей.
Конфликтная личность - демонстративный тип.
1. Хочет быть в центре внимания.
2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.
3. Его отношение к людям определяется
тем, как они к нему относятся.
4. Ему легко даются поверхностные конфликты,
любуется своими страданиями и стойкостью.
5. Хорошо приспосабливается к различным
ситуациям.
6. Рациональное поведение выражено слабо.
Налицо поведение эмоциональное.
7. Планирование своей деятельности осуществляет
ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.
8. Кропотливой систематической работы
избегает.
9. Не уходит от конфликтов, в ситуации
конфликтного взаимодействия чувствует
себя неплохо.
10. Часто оказывается источником конфликта,
но не считает себя таковым.
Конфликтная личность - ригидный тип.
1. Подозрителен.
2. Обладает завышенной самооценкой.
3. Постоянно требуется подтверждение
собственной значимости.
4. Часто не учитывает изменения ситуации
и обстоятельств.
5. Прямолинеен и негибок.
6. С большим трудом принимает точку зрения
окружающих, не очень считается с их мнением.
7. Выражение почтения со стороны окружающих
воспринимает как должное.
8. Выражение недоброжелательства со стороны
окружающих воспринимается им как обида.
9. Малокритичен по отношению к своим поступкам.
10. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен
по отношению к мнимым или действительным
несправедливостям.
Конфликтная личность – неуправляемый тип.
1. Импульсивен, недостаточно контролирует
себя.
2. Поведение такого человека плохо предсказуемо.
3. Ведет себя вызывающе, агрессивно.
4. Часто в запале не обращает внимания
на общепринятые нормы.
5. Характерен высокий уровень притязаний.
6. Несамокритичен.
7. Во многих неудачах, неприятностях склонен
обвинять других.
8. Не может грамотно спланировать свою
деятельность или последовательно претворить
планы в жизнь.
9. Недостаточно развита способность соотносить
свои поступки с целями и обстоятельствами.
10. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает
мало пользы на будущее.
Конфликтная личность – сверхточный тип.
1. Скрупулезно относится к
2. Предъявляет повышенные требования
к себе.
3. Предъявляет повышенные требования
к окружающим, причем делает это так, что
людям, с которыми работает, кажется, что
к ним придираются.
4. Обладает повышенной тревожностью.
5. Чрезмерно чувствителен к деталям.
6. Склонна придавать излишнее значение
замечаниям окружающих.
7. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями,
знакомыми потому, что ему кажется, что
его обидели.
8. Страдает от себя сам, переживает свои
просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь
за них даже болезнями (бессонницей, головными
болями и т.п.).
9. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных
проявлениях.
10. Не очень хорошо чувствует реальные
взаимоотношения в группе.
Конфликтная личность – бесконфликтный тип.
1. Неустойчив в оценках и мнениях.
2. Обладает легкой внушаемостью.
3. Внутренне противоречив.
4. Характерна некоторая непоследовательность
поведения.
5. Ориентируется на сиюминутный успех
в ситуациях.
6. Недостаточно хорошо видит перспективу.
7. Зависит от мнения окружающих, особенно
лидеров.
8. Излишне стремится к компромиссу.
9. Не обладает достаточной силой воли.
10. Не задумывается глубоко над последствиями
своих поступков и причинами поступков
окружающих.
Существует пять основных стратегий
поведения при конфликте: конку
• Стиль конкуренции (соперничества) может использовать человек, обладающий сильной волей, весомым авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Подобное поведение обосновано, когда вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять, когда исход конфликта очень важен для вас, и вы уверены в правильности решения. Впрочем, если ваша точка зрения расходится с мнением руководителя или вы не обладаете достаточной властью, то пользоваться подобной стратегией нецелесообразно.
• Стиль сотрудничества эффективен, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Эта стратегия поведения самая трудная, так как требует более продолжительной работы и необходима при длительных взаимовыгодных отношениях. Подобный стиль поведения требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Иначе сотрудничество не получится.
• Стиль компромисса, суть которого в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Конфликтующие стороны имеют одинаково убедительные аргументы и в должностной шкале занимают одинаковое место. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.
• Стиль уклонения обычно реализуется, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Подобное поведение применимо, скажем, в том случае, когда немедленное решение проблемы может быть опасным, поскольку открытое обсуждение конфликта рискует ухудшить ситуацию. Или источник раздражения, ваш оппонент, тривиален и не стоит вашего внимания. Это ни в коем случае не бегство от проблемы или уход от ответственности. Это отсрочка, которая поможет найти правильный выход.
• Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Считается, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для вас, либо когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Подобное поведение применимо, если для вас важнее восстановление спокойствия, нежели разрешение конфликта, или чувствуете, что у вас недостаточно власти, или желаете сохранить добрые отношения, а не погрязать в дрязгах.