Основные типы общения и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Его изучение дает нам представление о человеческом общении и взаимодействии людей друг с другом, их особенностях. Соответственно, это дает нам возможность успешно взаимодействовать с другими людьми для достижения каких-либо целей: морально-этических, психологических, материальных и других.
Целью контрольной работы является изучение основных типов общения и его функций.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть основные типы общения;
- проанализировать функции общения.

Содержание работы

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Типы общения ………………………………………………….……....5
Глава 2 Функции общения ……………………………………………………...17
Заключе-ние………………………………………………………………………25
Список использованной литерату-ры…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Основные типы общения и его функции.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Государственный институт экономики, финансов,

права и технологий"

 

 

Кафедра управления социальными и экономическими процессами

 

Дисциплина: Содержание и методика психосоциальной работы

в системе социальной работы

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема: «Основные типы общения и его функции»

 

 

Выполнил: [[[[[[[[

Группа № [[[[[[[[

Курс 5

Проверил____________________________

Оценка________________

Дата__________________

Подпись_______________

 

 

Гатчина

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Типы общения ………………………………………………….……....5

Глава 2 Функции общения ……………………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………...26

 

 

 

 

Введение

 

Без общения  не может существовать ни отдельный  человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Актуальность  темы заключается в том, что общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Его изучение дает нам представление о человеческом общении и взаимодействии людей друг с другом, их особенностях. Соответственно, это дает нам возможность успешно взаимодействовать с другими людьми для достижения каких-либо целей: морально-этических, психологических, материальных и других.

Целью контрольной работы является изучение основных типов общения и его функций.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

- рассмотреть основные типы общения;

- проанализировать функции общения.

Предметом исследования в контрольной работе являются взгляды на описание разновидностей общения.

Объект исследования в контрольной работе – разновидности общения.

В контрольной работе использовались следующие методы исследования:

1. Метод анализа документов (был исследован ряд литературы по данной проблеме).

2. Метод анализа данных (качественные методы (сжатие информации, представление) и количественные методы (статистическое описание, статистический вывод).

Структура контрольной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела, заключение и список использованной литературы.

 

 

Глава 1 Типы общения

 

В литературе используются понятия "типы" и "виды" общения как определенные разновидности этого феномена. Единого подхода к тому, что считать типом, а что - видом общения ученые, занимающиеся проблемами общения, не придерживаются.

Б.Т. Парыгин под типами общения  понимает различия в общении по его  характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер: деловое и игровое общение; безлично-ролевое и межличностное общение; духовное и утилитарное общение; традиционное и инновационное общение [1, с. 90].

Например, для делового общения  характерны довольно жесткая регламентация, строгая заданность отношений между партнерами, складывающихся в ходе их взаимодействия. В любом деле, как правило, можно выделить руководителя и подчиненного, более компетентного и менее компетентного специалиста, учителя и ученика. Подобная иерархия достаточно устойчиво сохраняется. Результаты делового общения можно предвидеть и прогнозировать.

В игровом общении нет такой жесткости в регламентации отношений между субъектами. Участники игровой коммуникации могут меняться ролями, и уровень их доминирования будет зависеть не от положения начальника или подчиненного, а от проявления лучших качеств партнеров в различных ситуациях игры. Игровое общение несет в себе большой эмоциональный заряд, который способен стимулировать творческую активность как отдельной личности, так и группы. Результаты игрового общения довольно сложно прогнозировать.

Видовые различия общения обусловлены их предметной направленностью. В этой связи правомерно говорить об особенностях и специфике политического, религиозного, экономического общения. Например, предметом политического общения выступают сфера политики, взаимодействие политических партий и их лидеров с представителями различных партий и общественных объединений при решении тех или иных политических вопросов.

Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения придерживается А.А. Леонтьев. Ученый утверждает, что в исследовании общения неправомерно принимать за простейшую "клеточку" анализа "чистое" межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой совокупность (ансамбль) общественных отношений. Поэтому А.А. Леонтьев исходит из того, что общение - это процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности - группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения. Вследствие этого правомерно выделить три вида общения: социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное и личностно-ориентированное [2, с. 5].

Примером социально-ориентированного общения могут служить лекция, доклад, телевизионное выступление, где лектор или докладчик выступает как представитель общества и решает со своей аудиторией конкретные социальные задачи. Допустим, рассматривает экологические проблемы конкретного города или региона.

Групповое предметно-ориентированное общение также нацелено на решение социальных задач - организацию коллективного взаимодействия в процессе совместной деятельности. Это - общение членов конкретного коллектива друг с другом или с представителями другого коллектива. В центре такого общения - проблемы, стоящие перед коллективом, совместная деятельность его представителей. Например, на классном часе или педсовете обсуждаются вопросы организации какого-либо совместного дела: похода, экскурсии, трудового десанта. Коллективное участие в таком деле - это тоже групповое предметно-ориентированное общение.

Личностно-ориентированное  общение, представляющее взаимодействие одного человека с другим, далеко не однородно. Это может быть деловое общение партнеров, обслуживающее конкретную совместную деятельность (например, подготовку к экзамену, соревнованию или концерту). Но это может быть также общение, в центре которого находится не какая-либо деятельность, а личностные проблемы общающихся, например выяснение отношений между друзьями или объяснение в любви между юношей и девушкой.

Многие исследователи выделяют деловое и личностное общение. Эти  термины довольно часто встречаются  как в педагогической литературе, так и в обиходе.

Деловое общение (его также называют ролевым или функционально-ролевым общением) направлено на организацию какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре такого общения - интересы дела, функциональные обязанности партнеров, вклад каждого из них в достижение результата, а личностные особенности партнеров - их симпатии или антипатии, чувства, настроение, психическое или физическое состояние - как бы отодвигаются на задний план.

В центре личностного (или межличностного) общения, напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы, склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов.

В зависимости от продолжительности  можно вести речь о кратковременном или длительном общении.

Кратковременное общение скоротечно по времени, состоит из небольшого числа коммуникативных актов, ограничено по содержанию и тематике вопросов, затрагиваемых партнерами. Например: "Добрый день!" - "Здравствуйте!"; "Хорошая погода сегодня, не правда ли?" - "Да, приятно выйти на улицу!"

Длительное  общение растянуто во времени, включает в себя многочисленные серии коммуникативных актов и может затрагивать по своему содержанию множество различных вопросов, тем, проблем.

Как кратковременное, так и длительное общение может считаться законченным или незаконченным (прерванным) в зависимости от исчерпанности содержания темы или завершенности совместной деятельности.

В общении можно выделить его  внешнюю (видимую) и внутреннюю (невидимую) стороны.

Внешняя сторона общения представляет собой систему речевых и неречевых действий человека. Это те видимые и слышимые формы воздействия одного партнера на другого - слова, мимика, жесты, которые легко понимаются как участниками общения, так и сторонними наблюдателями их взаимодействия. Что говорится? Как произносятся слова? Какие жесты и мимические реакции их сопровождают? Насколько эти слова, жесты и мимика соответствуют сложившимся нравственно-этикетным нормам поведения?

На основе внешних проявлений мы можем говорить, что один ученик ведет себя спокойно, а другой агрессивно, можем судить об отношениях учащихся к своему учителю.

Внутренняя сторона  общения - это биологические и социальные потребности, мотивы, интересы, чувства и другие побудители взаимодействия людей. Человек в общении с конкретным партнером испытывает, но не всегда проявляет внешне радость, страх, злорадство, беспокойство, озабоченность и т.п. Интересный подход к описанию видов общения предлагает М.С. Каган. Понимая общение как взаимодействие субъектов, ученый исходит из того, что в роли субъекта может выступать как отдельная личность, так и социальная группа, а также определенный социум. Поэтому общение необходимо рассматривать как взаимодействие самых различных субъектов.

В связи с этим М.С. Каган  предлагает иной аспект рассмотрения общения, выделяя во всем многообразии форм общения четыре основных вида: общение с реальным партнером; общение с иллюзорным партнером; общение с воображаемым партнером; общение воображаемых партнеров [3, с. 250].

Общение с реальным партнером, т.е. с подлинным субъектом, имеет несколько разновидностей.

Это может быть межличностное общение отдельных субъектов.

Если же в роли субъектов  выступают реальные группы людей, скажем, команды КВН, то их взаимодействие называется групповым общением. Такое общение требует высокоразвитого взаимопонимания и слаженности действий всех членов команды, а также способности каждого ощущать себя частью целого и умения подчинять свои интересы интересам группы.

Представительское общение представляет собой взаимодействие индивидов, выступающих не как свободные, суверенные личности, а как представители тех или иных социальных групп или институтов. Это хорошо видно на примере переговоров делегаций разных стран или партий. Как личности участники переговоров могут испытывать друг к другу симпатии или, напротив, антипатии. Однако как делегаты они должны придерживаться той линии поведения, которая им предписана руководством страны или партии. Вследствие этого они будут улыбаться и проявлять знаки уважения ко всем представителям противоположной стороны, даже если те и не заслуживают этого, либо, напротив, станут держаться холодно и неприступно, не соглашаясь ни на какие уступки, несмотря на любезности со стороны своих визави. Все зависит от тех задач и установок, которые им даны изначально.

Еще одной разновидностью общения  реальных субъектов является диалог культур. Одна культура может относиться к другой как к некому объекту или как к подобному себе равноценному субъекту. В первом случае наследие одной культуры не признается и отвергается, а ее реликвии и памятники могут даже оскверняться или уничтожаться, как это имело место, например, при сжигании неугодных книг в гитлеровской Германии. Во втором случае одна культура воспринимает другую с пониманием ее подлинного смысла, не отвергая ее памятников, не разрушая их, а вступая в диалог с иными взглядами, с иными культурными ценностями. Именно такое общение культур ведет к накоплению общечеловеческих ценностей, к выработке общечеловеческой коммуникативной культуры.

В этой связи перед каждым педагогом постоянно возникает  две принципиально важные задачи: во-первых, как познакомить школьников с достояниями различных культур и приобщить их к сокровищам мировой культуры; во-вторых, как погрузить учащегося именно в диалог различных культур и способствовать формированию их коммуникативной культуры.

Общение реального субъекта с иллюзорным партнером осуществляется тогда, когда человек приписывает человеческие свойства и способности тем, кто ими не обладает: животным, вещам, природе.

Известно, что многие высокоорганизованные животные (собаки, кошки, лошади и др.) обладают рядом качеств, сходных с человеческими: способностью выражать свои эмоции определенными действиями, звуками, мимикой, реагируя на коммуникативные инициативы человека. Например, собака весело лает, виляет хвостом и проявляет другие знаки удовольствия, когда хозяин ее хвалит и ласкает. Или, напротив, поджимает хвост и понуро удаляется от хозяина, если тот ее ругает и бьет. На основе этого хозяин чувствует, что животное отвечает на его любовь взаимностью, привязанностью и преданностью. Поэтому люди говорят о способности животного понимать своего хозяина, сочувствовать ему, об особой преданности и верности животного человеку, о дружбе человека с животным.

Не случайно во многих художественных произведениях - сказках, баснях, мультфильмах, повестях и рассказах - люди наделяют животных способностью не только чувствовать, но и думать, и говорить по-человечески.

Подобным образом люди приписывают  человеческие свойства тому или иному  предмету неживой природы, а также  тем или иным явлениям природы.

Когда человек наделяет вещь или  природу основными чертами субъекта, а следовательно, способностью "сказать правду", ибо "владеет душой", "может любить", "имеет язык", на котором возможно общение, тогда эта вещь или это явление природы и становятся иллюзорным партнером общения. Общение с иллюзорными субъектами свойственно многим людям и отражает потребность человека в максимальном расширении сферы его общения, в очеловечивании всей окружающей его предметной среды.

Информация о работе Основные типы общения и его функции