Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:31, реферат
Маркс Карл (1818-1883). Материалистическое понимание истории.
Конт Огюст (1798-1857)
К. впервые употребил термин «социология», что в буквальном смысле означает «учение об обществе» или «наука об обществе».
Спенсер Герберт (1820-1903). Сильная натуралистическая ориентация. Приравнивает общество к организму и ставит задачу анализировать его подсистемы.
Дюркгейм Эмиль (1858-1917). Поддерживал проект Конта о социологии как само-стоятельной науке.
Конт Огюст (1798-1857)
К. впервые употребил термин «социология», что в буквальном смысле означает «учение об обществе» или «наука об обществе». В своих главных сочинениях «Курс позитивной философии» (1842) и «Система позитивной политики» (1854) он высказал идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей. Проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него К. поставил в рамки отдельной науки. Он исходил из идеи универсальности науки и из идеала энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как их основа. С. должна рассматривать общество как организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.
Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.
Социологическая теория Конта состояла из «социальной статики» и «социальной динамики».
Социальная статика – «порядок» – гармония элементов, основывающихся на отношениях общности; в ее рамках проводится исследование условий существования общества, изучение общественного консенсуса.
Социальная динамика – «прогресс» – изучение соотношения между способностью к действию и его возможностью и общественными обстоятельствами. Главный интерес Конта был связан с анализом социальной динамики, основным фактором которой он считал умственное, духовное развитие. Его замысел состоял в стремлении уподобить науку об обществе «социальной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, их взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель. Он сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества… «Закон прогресса» заключается в том, что каждый подъем духа вызывает – в силу всеобщего консенсуса – соответствующий отклик во всех областях об-ва. Он поднял на щит девиз «Порядок и прогресс», где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс – как использование знаний об обществе для решения конкретных проблем с целью оптимизации человеческих отношений.
Родоначальник эмпирического подхода в социологии. Предлагал изучать отдельные социальные факты, сопоставлять и проверять их, практически отрицая роль общей теории в социологии. Конт проводил лишь первичное обобщение эмпирических данных и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов.
Маркс Карл (1818-1883). Материалистическое понимание истории. Общество – динамическая развивающаяся система. Источник развития общества – экономика, порождающая классовые конфликты.
Структурное строение общества: базис – производственные отношения, надстройка – политика, право, религия, философия.
Теория классовой структуры общества (по признаку владения средствами производства).
Теория социального конфликта (обосновал процесс возникновения и развития социального конфликта, обусловленного неравенством и его необходимость для общественного прогресса).
Рассматривал структуру общества в динамике: классовая структура меняется вместе с изменениями в экономике.
Учение об общественно-экономических формациях (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).
Спенсер Герберт (1820-1903). Сильная натуралистическая ориентация. Приравнивает общество к организму и ставит задачу анализировать его подсистемы.
Спенсер, подобно Дарвину, выдвинул идею «естественного отбора» наиболее приспособленных социальных субъектов. Наименее развитые группы и индивиды вымирают, поэтому общий уровень развития и интеллекта должен постепенно возрастать.
Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института.
Функциональный подход к обществу у Спенсера проявляется в следующих идеях:
1) системный характер общества как совокупность действий, которую невозможно свести к отдельным действиям индивидов;
2) концепция структуры системы, которая образуется благодаря дифференциации и стабилизируется через интеграцию (по степени интеграции различает простые, сложные, вдвойне сложные общества).
Суть функционализма:
1. Существуют универсальные
потребности, для
2. Каждый системный уровень
– группа, община, общество –
обнаруживает сходный набор
3. Движущие силы системы
организуются вокруг процессов
удовлетворения этих
4. Уровень приспособления социальной единицы к своему окружению обусловлен степенью, в какой она удовлетворяет эти функциональные требования.
Принцип эволюционизма. Его применение к изменениям социальных структур и форм деятельности открывает в них определенный порядок развития и сосуществования. Спенсер делает вывод, что в развитии общества налицо прогресс в направлении большего размера обществ, их связности, многообразия и определенности.
По типу развития делит все общества на военные и индустриальные.
Дюркгейм Эмиль (1858-1917). Поддерживал проект Конта о социологии как самостоятельной науке. В концепции Д. социология занимает центральное место среди общественных наук. Её задача – не только исследование социальных фактов. Социология вооружает все другие общественные науки методом и теорией.
Э. Дюркгейм полагал, что социология должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых есть общество. «Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. Социальные факты и составляют предмет социологии.
Д. считал, что общество – это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Поэтому исследовать социальные институты нужно и можно с той же объективностью, с какой ученые изучают природу. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием», благодаря которому существует социальная интеграция.
Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей общества может быть нарушено и тогда появляется плохо функционирующая форма социальной организации. Д. много внимания уделял изучению этих форм и отклоняющегося поведения. Введенный им в оборот термин «аномия» - ощущение бесцельности, бесполезности существования, вызванное быстро происходящими переменами и трудностями личности в приспособлении к новым нормам новых социальных групп - позволяет дать объяснение причин отклоняющегося (девиантного) поведения и подробно классифицировать типы такого поведения.
Учение об обществе Д. легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа.
Вебер Макс (1864-1920) – немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, разработал собственную социологическую теорию. Его идеи и сегодня остаются одними из самых влиятельных в социологии.
Одним из центральных пунктов теории В. явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.
Общество, согласно учению В., представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Социолог должен исследовать в первую очередь мотивы поступков людей и то значение, которое они придают собственным действиям и действиям других.
Изучение базовых отношений в социальных ассоциациях (власть). Анализ феномена бюрократии – искусственно созданный аппарат управления организацией. Социология религии. Внес значительный вклад в исследование развития городов, правовых систем, типов экономики и природы классов. Один из создателей политической С.
Подводя итог, можно сказать, что название науки «социология», столь удачно примененное О. Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.
Русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968) считается одной из самых ярких и противоречивых личностей в американской социологии.
П. Сорокин – автор многочисленных фундаментальных работ, основными из которых являются «Система социологии» (1920), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) и др.
Заслуга П. Сорокина в том, что он сформулировал научные принципы системы социологии:
• социология как наука строится по типу естественных наук (различны объекты изучения, но методы общие);
• социология должна изучать мир таким, как он есть (субъективное вмешательство в науку должно быть исключено);
• социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;
• социология должна быть точной наукой, не допускать умозрительных, не доказанных наукой построений;
• разрыв с идеей монизма (сведение любого явления к одному началу); вместо монизма – социологический плюрализм.
В качестве объектов своей неопозитивистской социологии Сорокин выделял социальную деятельность и поведение людей; социальные группы и структуру общества в целом; происходящие в обществе социальные процессы.
Исследователь подразделял социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает следующие разделы:
• социальная аналитика, изучающая структуру социального явления и его основные формы (социальная анатомия и морфология);
• социальная механика (социальная физиология), изучающая процессы вза¬имодействия людей (их поведение);
• социальная генетика, изучающая развитие социальной жизни, ее отдель¬ных сторон и институтов (теория эволюции общественной жизни).
Практическая социология – это прикладная дисциплина, которая опирается на законы, формулируемые теоретической социологией.
Другой заслугой П. Сорокина является разработка теории социальной стратификации и социальной мобильности, которая гласит, что общество делится на страты (слои), различающиеся между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. На этом основании выводятся такие основные формы социальной стратификации (расслоения общества), как экономическая, политическая и профессиональная.
Сущность мобильности
как социального явления
Проблему социального равенства П. Сорокин решал следующим образом: он считал необходимым предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по степени его личного социально полезного труда» (по заслугам).
Эгалитарная система общества (социальное равенство) по Сорокину предполагает:
• равенство всех перед законом;
• равное право занятия публичных должностей;
• равные политические права (свободы слова, совести, союзов и т.д.);
• равные права на образование.