Основы правового обеспечения охраны труда работников в процессе их трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Одной из основных характеристик современного этапа развития Российской Федерации можно назвать все возрастающую роль государства в процессе охраны прав человека, в том числе, в обеспечении безопасности гражданского общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 25.67 Кб (Скачать файл)

   Глава 1. Основы правового обеспечения охраны труда работников в процессе их трудовой деятельности.

     1.1 Законодательные  акты РФ направленные на обеспечения  сохранения жизни и здоровья  работников.

   Одной из основных  характеристик современного этапа  развития Российской Федерации  можно назвать все возрастающую  роль государства в процессе  охраны прав человека, в том  числе, в обеспечении безопасности  гражданского общества.

  Охрана труда – это сфера государственного управления, цель которой заключается в реализации права человека на жизнь и здоровье в процессе его трудовой деятельности. Охрана труда в России обеспечивается за счёт разработанных нормативно-правовых актов, главным из которых является Трудовой кодекс РФ, и организованных согласно им органов управления, которые осуществляют соответствующие надзорные и контрольные функции. Нормы права направлены также на регулирование отношений в сфере охраны труда между работодателем и работником. Все законодательные и правовые нормы подразделяются на три части: общая, особенная и специальная. Общая часть регламентирует все виды деятельности целиком, особенная часть устанавливает требования для отдельных видов деятельности, а специальная часть касается каждой организации индивидуально.

Согласно Трудовому Кодексу  сегодня стало необходимостью создавать  службы или вводить должность  специалиста по охране труда на предприятия, чья численность превышает пятьдесят  человек.

«Основы законодательства РФ об охране труда» явился основой для  принятия в нашей стране 17 июля 1999 г. нового, действующего и в настоящее  время, Федерального закона № 181-ФЗ «Об  основах охраны труда в Российской Федерации». Принятый закон об основах охраны труда поднял в России законодательную базу по охране труда на качественно новый, современный уровень, однако имел также и недостатки. Закон существенно повысил защищенность работника в процессе труда, расширил его права, а также обязанности работодателя, создал предпосылки для усиления работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

      Существующее  в настоящее время законодательство  об охране труда в РФ, а здесь  мы должны упомянуть два важнейших  закона: вышеназванный закон №  181-ФЗ и федеральный закон №  197-ФЗ от 30 декабря 2001 г. «Трудовой  кодекс Российской Федерации»  является, по мнению многих зарубежных  экспертов в области охраны  труда достаточно прогрессивным.  Трудовой кодекс РФ, начавший  действовать на территории нашего  государства с 1 февраля 2002 года, вобрал в себя многие положения  действующего закона №181-ФЗ. В  таком виде и объеме данный  законодательный документ по  охране труда был издан в  России впервые.

В России законодательно также  разрешено иметь на каждом предприятии  комитеты (комиссии) по охране труда, состоящие  из представителей работодателя и трудового  коллектива. Однако реально на большинстве  предприятий вопросам охраны труда  не уделяется должного внимания, и  борьба трудящихся за свои права протекает  в настоящее время чрезвычайно  вяло и во многих случаях неэффективно.

1.2 Функции государственного надзора и контроля за охраной труда.

 

       Одной из гарантий  реализации права работников  на здоровые и безопасные условия  труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относятся Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Государственная экспертиза условий труда, общественный контроль.

Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую централизованную систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях всех форм собственности.

Рострудинспекция дает заключение по проектам СНиП и других нормативных документов по вопросам строительства на соответствие требованиям норм и правил по охране труда, участвует в разработке государственных стандартов по безопасности труда, осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Госатомнадзор не осуществляет контроль на предприятиях общественного питания, так как он организует и осуществляет государственное регулирование  и надзор за безопасностью при  производстве, обращении и использовании  атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью обеспечения безопасности персонала ядерно- или радиационно-опасных объектов и населения; защиты окружающей среды и интересов безопасности Российской Федерации.

           Госэнергонадзор осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и технической энергии, рациональным и эффективным использованием ее на предприятиях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется государственными инспекциями субъектов Российской Федерации. Положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Общественный контроль за охраной труда осуществляется профессиональными союзами и иными представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции.

1.3 Оценка условий  труда и аттестация рабочих  мест.

Аттестация рабочих мест по условиям труда как установленная нормативными актами процедура является основным средством для получения объективной  оценки состояния условий труда  работников, занятых на работах с  опасными и вредными условиями труда.

Аттестация рабочих мест— это комплекс мер по оценке условий труда на рабочих местах, с целью выявления опасных или вредных производственных факторов. А так же дальнейшее приведение этих факторов к государственным нормативам по охране труда. Такой аттестации подлежат все рабочие места в организации.

Целью проведения аттестации рабочих  мест по условиям труда (далее - аттестация) является оценка условий труда на конкретном рабочем месте для  разработки и реализации плана мероприятий  по улучшению условий труда, определения  обязанностей нанимателя по профессиональному  пенсионному страхованию работников, а также определения права  работника: 

•     на пенсию по возрасту; 

•     на дополнительный отпуск; 

•     на сокращенную продолжительность рабочего времени; 

•     на оплату труда в повышенном размере путем установления доплат. 

Каждый работник имеет право  на рабочее место, соответствующее  требованиям охраны труда. Поэтому, согласно действующему законодательству, для получения объективной оценки состояния условий труда работников, занятых на работах с опасными и вредными условиями труда проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Каждый работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей  сертификацией работ по охране труда.

Глава 2. Современные  проблемы организации охраны труда  на предприятиях и пути их решения.

           2.1 Проблемы экономико-правовых аспектов  охраны труда в РФ

    В условиях социальной  нестабильности обостряется проблема  соблюдения прав работников на  нормальные условия и охрану  труда. В Российской Федерации  в последние годы практически  во всех отраслях народного  хозяйства наблюдается тенденция  ухудшения условий труда, увеличивается  число аварий, несчастных случаев  на производстве, в том числе  со смертельным исходом, рост профессиональных заболеваний, сокращение продолжительности жизни.

Основными причинами сложившейся  ситуации являются: высокая степень  изношенности основных производственных фондов, резкое сокращение инвестиций в отрасли экономики; разрушение существовавшей системы управления охраной труда; отсутствие экономического механизма, побуждающего работодателя улучшить условия труда и повышать его безопасность; несовершенство законодательных организационно-технических нормативов.

В области социально-экономических  отношений необходимо внести следующие  изменения: на законодательном уровне — привести нормы, правила и стандарты в сфере охраны труда в соответствие с современными европейскими и международными нормами и стандартами; 
на информационном — внедрить культуру безопасного труда в общественное сознание через СМИ и собственные каналы коммуникаций, распространить лучшую практику; в области исследований — провести НИОКР и получить инновации в области управления профессиональными рисками, технологий безопасного труда и мониторинга здоровья на работе; 
в административной сфере — создать образцы безопасного труда в организациях государственного сектора и бюджетной сферы в пример частному сектору; в управленческой — интегрировать систему управления профессиональными рисками в систему менеджмента корпораций и стандарты корпоративной социальной ответственности.

2.2  Особенности  организации охраны труда.

            Система обеспечения безопасности  профессиональной деятельности  должна быть органично встроена  в систему управления производством  (здесь имеется в виду производство  не только товаров, но и всевозможных  услуг: транспортных, торговых, информационных, банковских и т.д.).

           Управление охраной труда на  предприятии - это подготовка, принятие  и реализация решений по сохранению  здоровья и жизни профессионала  в процессе его производственной  деятельности. Управление охраной  труда является частью общей  системы управления предприятием. Объектом управления охраной  труда является деятельность  функциональных служб и структурных  подразделений предприятия по  обеспечению безопасных и здоровых  условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах  и на предприятии в целом.

В работе по созданию безопасных условий труда необходимо руководствоваться  следующими общими принципами:

  1. Комплекс мер и средств безопасности должен быть адекватен возможным угрозам и рискам и достаточен с точки зрения действующего законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности личности.
  2. Организационные и технические меры безопасности не должны мешать персоналу выполнять свое производственное задание. В полной мере этот принцип реализовать невозможно, т. к. любые методы и средства обеспечения безопасности вызывают определённые неудобства.
  3. Применяемые методы и средства сами не должны представлять опасности для работающих. Для реализации этого принципа должны быть предусмотрены дополнительные организационные (а по возможности и технические) меры и жёсткий контроль за их выполнением.
  4. Меры безопасности не должны противоречить действующему законодательству.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо существенно модернизировать  организацию управления охраной  труда, сделать ее простой, ясной  и понятной для применения всеми  без исключения работодателями и  работниками, адаптировать для современных  условий ведения бизнеса и  новых потребностей развития экономики, привести нормы и стандарты в  области безопасности и охраны труда  в соответствие с международными требованиями.

 

 

 

 

 

 

  На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что вопрос охраны труда является одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества, в период когда работодатели ставят для себя основной задачей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест, когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую грязную работу мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.

   Увеличение количества профессиональных  заболеваний, несчастных случаев  на производстве, приводящих к  травмам, а иногда и к гибели  людей, всё это заставляет задуматься  о совершенстве нашего законодательства  в области охраны труда, и  думается, что нашим законодательным,  исполнительным и судебным органам государственной власти предстоит ещё много работы в этом направлении.

   Успешное решение проблем  в области охраны труда в  большей степени зависит от  выполнения поставленных задач  и приоритетов государственной  политики в области охраны  труда. Однако необходимо усовершенствовать  содержание не только нормативных  правовых актов, а одним из  направлений деятельности государства  выбрать улучшение ситуации в  области охраны труда путем  расширения использования норм  локального характера, что позволяет  особенности охраны труда конкретного  предприятия отразить в коллективных  и трудовых договорах.

   Так же планирование, организация  охраны труда и ответственность  за его нарушение имеет огромное  значение в предотвращении и  избежании несчастных случаев на производстве, так как нарушение влечет за собой юридическую ответственность как работника, так и нанимателя.

   Так же можно отметить, что охрана труда является  важной целью не только в  России, но и в зарубежных странах,  о чем можно судить о постоянном развитии и совершенствовании норм по охране труда зарубежных стран.

Информация о работе Основы правового обеспечения охраны труда работников в процессе их трудовой деятельности