Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 12:00, контрольная работа
Социология в современной развернутой интерпретации - это наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, которая изучает социальные факты, процессы, отношения, деятельность и поведение индивидов и социальных групп, институциональные формы их организации на основе широкого использования эмпирических данных [2,с 6].
Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с помощью которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир. Многообразие социологических подходов вызвано сложностью, многомерностью самого человеческого общества, так же как и сложностью внутреннего мира человека, который оценивает и познает реальность с самых разнообразных точек зрения.
Введение……………………………………………………………...……….............. 3-4
1.Цель и общественная значимость прикладной социологии……………................5-8
2.Основные характеристики социологического исследования: понятие, структура, виды, функции………………………………………………………………............... 9-13
3.Таблица основных этапов проведения социологического исследования...............14-17
Заключение……………………………………………………………………..……….18
Список литературы………………
3) подготовку собранной
4)математический и
Несмотря на то, что любое социологическое исследование, претендующее на целостность и законченность, содержит названные выше этапы, не существует единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения проблем различной сложности.
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. В соответствии с ними, т.е. в зависимости от глубины требуемого анализа предмета, масштабности и сложности решаемых задач, различают три основных вида социологического исследования – разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование – наиболее простой вид прикладного социологического анализа. Оно решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности (от 20 до 100 человек) и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Этот вид исследования может использоваться либо как предварительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения. Такая потребность возникает особенно тогда, когда предмет социологического исследования относится к разряду малоизученных или вообще неизученных.
Разведывательное исследование служит поставщиком оперативной социологической информации. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в выявлении отношения людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также эффективности различных мероприятий. Например, с помощью экспресс - опросов определяется удовлетворенность аудитории качеством прослушанной лекции, содержанием и формой занятия. Нередко к ним прибегают для оценки хода и результатов общественно-политических кампаний, в частности избирательных.
В разведывательном исследовании обычно используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, интервью или анкетный опрос), позволяющий провести его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широко - масштабного исследования, уместно прибегнуть к целенаправленному анализу литературы, а также к опросу специалистов (экспертов), компетентных в изучаемой области либо хорошо знающих особенности объекта [2,с 15-16].
Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе с использованием методически апробированного инструментария.
Обычно описательное исследование применяется тогда, когда объектом анализа служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся работники разных профессий и возрастных групп, имеющие различный стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., население города, района, области, региона, страны. В таких ситуациях выделение относительно однородных групп в структуре объекта позволяет осуществить поочередную оценку, сопоставление и сравнение интересующих характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью не просто описание структурных элементов изучаемого явления, но выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему качества. В силу такого назначения аналитическое исследование имеет особенно большую практическую ценность.
В ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. По методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения «взаимоувязывать» данные, полученные разными методами, использовать определенные критерии их интерпретации. Таким образом, аналитическое исследование существенно отличается от описательного и разведывательного не только содержанием подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходами к обобщению и объяснению результатов.
Социальный эксперимент является самостоятельной разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения (в той или иной степени) обычных условий функционирования объекта, интересующего исследователя. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые свойства.
Решение о проведении эксперимента должно быть взвешенными обоснованным [1,с 285].
Опрос – наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. Он предполагает обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы и нацелен на те ее стороны, которые мало или вообще не поддаются прямому наблюдению. Существуют две основные разновидности социологического опроса – интервьюирование и анкетирование.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы. Оно может быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (телефонное интервью). При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым, очным или
заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и прессовый опрос (через газету, журнал).
Социологическое наблюдение представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей какого-либо явления. Среди форм и приемов фиксации – бланк или дневник наблюдения, фото- или киноаппарат, теле- и видеотехника и т.д.
При анализе документов (контент-анализе) источником социологической информации выступают текстовые сообщения, содержащиеся в различных документах – протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно [1,с 286].
В зависимости от того, рассматривается ли предмет изучения в статике или в динамике, выделяются такие виды социологического исследования, как точечное и повторное.
Точечное исследование (его называют также разовым) дает информацию о состоянии объекта анализа, количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эту информацию именуют статической, поскольку она отражает как бы моментальный «срез» количественных параметров объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения. Данные, отражающие изменения объекта, могут быть получены лишь в результате повторных исследований, основанных на единой программе и инструментарии и проведенных последовательно через определенные промежутки времени. По сути дела речь идет о средстве сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики изучаемого объекта.
Панельное исследование – особый вид повторного. Оно предусматривает неоднократное обращение к одним и тем же лицам через заданные интервалы времени [2,с 19].
Существуют также лонгитюдные (повторные изучения одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам), монографические, мониторинговые, международные, трендовые, сравнительные. Общенациональные, региональные, отраслевые, локальные исследования [6,с 61].
3. Составьте таблицу
основных этапов проведения
Основные этапы социологического исследования |
Содержание |
Первый этап |
- получение и осмысление - создание программы - составление рабочего плана
и графика выполнения работ. Эта
операция закладывает - обсуждение проекта программы
с заказчиком и её |
Второй этап-разработка методики исследования
Третий этап или полевое исследование
|
- создание инструментария (в зависимости от методов сбора информации это могут быть анкеты, бланки интервью, карточки и т.п.), пилотаж инструментария, его корректировка, составление инструкций пользования инструментария; - построение выборки. Когда объект исследования слишком большой, его полное обследование становится экономически нецелесообразным. В этих случаях проводятся не сплошные опросы, а выборочные. Способы построения выборки разнообразны. При её построении важно, чтобы результаты, полученные при изучении части объекта, можно было бы распространить на весь объект в целом. Сбор первичной социологической информации, т.е. необобщённых данных (записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы респондентов), подлежащих дальнейшеё обработке, предполагает: - подготовку условий для - сбор информации по - контроль за ходом выполнения требований методики. |
Четвертый этап
|
Подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа) информации к обработке на ЭВМ, включает: - сбор материалов, проверку их
заполнения. При необходимости документы,
которые выполнены с - ручную и машинную обработку данных. В большинстве исследований не удаётся обойтись без предварительной подготовки первичной социологической информации к обработке на ПЭВМ; - статистическую обработку |
Пятый этап |
Обработка и анализ полученных результатов - содержит следующие операции: - интерпретация фактов, сведений,
формализация данных - доказательство или - формулировка выводов, выделение нерешенных задач; - разработка проекта - анализ и оценка эффективности
выполнения научно- - составление итогового отчета, его оформление и отражение в таблицах, схемах, моделях, графиках, научная и литературная редакция, рецензирование; - представление отчета
|
Социологическое исследование по желанию заказчика может завершаться шестым этапом – принятием управленческого решения. Эта операция является прерогативой самого заказчика.
Заключение
Место прикладной социологии в системе обществоведения еще не совсем осознано и не определено. Чаще всего ее отождествляют с проведением эмпирических или конкретных социологических исследований: полагают, что прикладная социология – это наука, изучающая конкретные общественные процессы, системы, институты, социальные структуры, организации и их компоненты. При таком подходе прикладная социология выглядит как совокупность или отраслевых социологии, или проводимых в их рамках эмпирических социологических исследований, ставящих задачу эмпирического обоснования научного вывода, и лишь на заключительной стадии – разработку практических рекомендаций, преследующих внешние по отношению к социологии цели.
Список литературы
3