Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:21, курс лекций
Предметом социальной медицины является общественное здоровье. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Современной социальной медицине предшествовали социальная гигиена, медицинская социология, профилактическая медицина, общественное здравоохранение.
1. Основные понятия и задачи социальной медицины.
Социальная медицина — наука о закономерностях развития общественного здоровья и здравоохранения. Социальная медицина изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни.
Предметом социальной медицины является общественное здоровье. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Современной социальной медицине предшествовали социальная гигиена, медицинская социология, профилактическая медицина, общественное здравоохранение.
Общественное здоровье имеет своих субъектов, т. е. «носителей» — конкретных живых людей со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, жизненной ценностно-смысловой ориентацией. Поэтому социальный работник (медик), занимаясь здоровьем человека, активно «вмешивается» в его дела, становится партнером своего пациента. Он отвечает не только за здоровье, но и за социальное благополучие своих подопечных. Общественные последствия любого заболевания тоже являются сферой приложения сил социального работника.
Объектом изучения в социальной медицине являются факторы, определяющие здоровье общества в целом и конкретного человека, а также социально дезадаптированные люди, как правило, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально-значимые болезни.
Клиентами социального работника чаще всего являются инвалиды, длительно и часто болеющие, и престарелые люди, которые, кроме социальных, нуждаются и в медицинских услугах. Социальные услуги отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Клиентам социальных работников необходима социально - медицинская помощь.
Цель медико-социальной работы: сохранение и защита общественного здоровья, социальная защита больных людей и членов их семей.
Задачи медико-социальной работы:
Социальная медицина находится на стыке различных наук— медицины, социологии, гигиены, естествознания, экологии, психологии и др. Социальная медицина непосредственно связана с социальными процессами в обществе. Она изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках. Изучая влияние социальных условий на здоровье населения, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния условий и факторов на здоровье людей, т. е. на научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения.
Социальная медицина и клиническая медицина: взаимосвязь и взаимоотношения
Как социальная, так и клиническая медицина имеют дело со здоровьем людей и их болезнями, решают одни и те же задачи. В этом их общее. Но подходы к этим задачам и способы их решения различны. Клиническая медицина руководствуется проявлениями болезни (симптомами, синдромами болезни). Когда же дело касается психических расстройств или пограничных состояний, то врач должен принимать во внимание нечто отличное от симптомов и синдромов, а именно — переживания человека, особенности его характера и типа личности. Особенно когда человек становится временно или постоянно нетрудоспособен вследствие болезни, теряет трудоспособность, вынужден изменить свой социальный статус. Страхи, надежды, тревоги, опасения, нужды и чаяния, вероятностные прогнозы, смысл и потеря смысла жизни — вот что становится объектом для работы социального медика. И здесь возникает такое не совсем ясное для клинической медицины понятие, как социальная реабилитация пациента. Там где кончаются возможности клинициста (ограниченного пределами больничной палаты), там начинается работа социального медика.
Особенность медико-социальной работы состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный опыт организации первичной медико-санитарной помощи, зарубежный опыт социальной работы в здравоохранении свидетельствуют, что несмотря на предпринимаемые усилия, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна. Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной совместной работы в смежном секторе, после соответствующей подготовки на основе выбора специальных форм работы, которые позволяют сформировать профессионала нового типа – специалиста в области социальной работы, имеющего соответствующую медицинскую специализацию и выполняющего соответствующие функции.
Медико-ориентированные функции:
- организация медицинской помощи и ухода за больными;
- оказание медико-социальной помощи семье;
- медико-социальный патронаж различных групп;
- оказание медико-социальной помощи хроническим больным;
- организация паллиативной помощи умирающим;
- предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика);
- санитарно-гигиеническое просвещение;
- информирование клиента
о его правах на медико-
Социально-ориентированные функции:
- обеспечение социальной
защиты прав граждан в
- представление в органах
власти интересов лиц,
- содействие в предупреждении общественно-опасных действий;
- оформление опеки и попечительства;
- участие в проведении социально-гигиенического мониторинга;
- участие в создании
реабилитационной социально-
- обеспечение доступа
клиентов к информации по
- информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;
- содействие клиентам
в решении социально-бытовых и
жилищных проблем, получении
- семейное консультирование и семейная психокоррекция;
- психотерапия, психическая саморегуляция;
- коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.
Интегративные функции:
- комплексная оценка социального статуса клиента;
- содействие выполнению
профилактических мероприятий
- формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;
- планирование семьи;
- проведение медико-социальной экспертизы;
- осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
- проведение социальной
работы в психиатрии, наркологии,
онкологии, гериатрии,
- содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей;
- социально-правовое консультирование;
- организация терапевтических
сообществ само- и взаимопомощи
реабилитационного, психолого-
- участие в разработке
комплексных программ медико-
- обеспечение преемственности
при взаимодействии
Социальная медицина как область знания и совокупность прикладных методов в системе социальной работы возникла в 1940 г. в Великобритании. Глобальное распространение социальная медицина получила в капиталистических странах лишь после Великой Отечественной войны.
В нашей стране первая кафедра социальной медицины была организована в 1998 г. в Московском государственном социальном университете (МГСУ). В настоящее время социальная медицина активно развивается как за рубежом, так и в России. В июне 2001 года в Париже состоялся 4-й Международный Конгресс по социальной медицине (1-й – в 1998 г.). Он прошел под эгидой ЮНЕСКО и патронажем Президента Франции Жака Ширака.
Социальную медицину относят к институту, обеспечивающему качество жизни человека. Она оказывается частью социальных структур, обеспечивающих и защищающих здоровье человека. При этом само понятие «здоровье» приобретает новый смысл. Если через всю историю человечества здоровье противопоставлялось болезни, то при новом смысле здоровье является показателем качества жизни. Поэтому любая форма некачественной жизни (например, жизнь в несвободе, в голоде и холоде, в лишениях, в состоянии тревоги и социальных фобий, в фрустрации, в тягостном одиночестве и т.д.) является нездоровой жизнью. Но у данных категорий «лишенцев» никаких болезней нет. И, самое главное, никакие лекарства и медицинские мероприятия им не помогут.
Поэтому возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги в случае заболевания, утраты трудоспособности и будут способствовать решению социальных проблем, связанных со здоровьем. Вследствие этого в 90-е гг. в России стала развиваться медико-социальная работа как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности. Ее становление обусловлено современным состоянием здравоохранения, социальной защиты населения, других социальных институтов в условиях реформирования экономического уклада и структуры общественных отношений.
История развития социальной медицины в зарубежных странах и в России
Основы социальной медицины (гигиены) возникли также давно, как и личная гигиена. Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, захоронение умерших и пр.
Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в государствах Древнего мира (Египет, Месопотамия, Вавилон, Индия, Китай) школы для лекарей использовались не только для оказания чисто медицинской помощи, но и для оказания помощи бедным, санитарного надзора за состоянием рынков, колодцев, водопровода и т. п. При оценке медицинской помощи учитывалось материальное положение пациентов: за одну и ту же медицинскую помощь богатый платил в несколько раз больше, чем бедный.
Аменхотеп IV, или Эхнатон (XV век до н.э.), был реформатором не только в области религии, но и в области медицины. Он выступил против фиванских жрецов, с их колдовством, знахарством, магией. Возвысил врачей: международный медицинский знак – «кадуцей» (змея, обвивающая кубок) – появился при Эхнатоне. Развалины Луксора и Эль-Амарны сохранили рецепты некоторых лекарств, последовательность проведения хирургических операций и описание различных телесных и душевных недугов. Роль врача при Эхнатоне приобрела определенную социальную значимость. Врачи древнего Египта знали анатомию человека и клинику многих заболеваний. Они различали врожденные и приобретенные болезни.
Должна была пройти почти тысяча лет, чтобы в соседней с Египтом Греции родился человек, поднявший медицину до уровня важнейшей государственной дисциплины.
Любой современный врач знает о Гиппократе (IV век до н.э.) хотя бы четыре вещи:
Гиппократ поклонялся одному богу – богу врачевания Асклепию (римское соответствие – Эскулап). Это с тех времен пошло название врачей «асклепииды» или «эскулапы». Гиппократу было 30 лет, когда началась Пелопонесская война, в которой победила Спарта. Самый активный период деятельности Гиппократа совпадает с расцветом Спарты. Гиппократ умирает в возрасте 90 лет, и вслед за ним уходит в небытие величие Спарты (Лакедемона) после её поражения в войне с Фивами. Сам он никогда не был в Спарте. Но Гиппократ тщательно изучал государственный опыт и положение врача в Спарте.