Основы социально-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:27, лекция

Описание работы

Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.

Файлы: 1 файл

осн соц пед деятельности.docx

— 81.75 Кб (Скачать файл)

Основы  социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего  опыта или выявленного и обоснованного  пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.

С точки зрения В.П. Беспалько, любая деятельность либо технология, либо искусство. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. Интуиция жизненно необходима социальному педагогу, так как не всегда у него имеется  запас времени для того, чтобы  просчитать оптимальный вариант  поведения и (или) реакции возникающие  ситуации. Однако социальная педагогика утверждается как наука, поэтому  увеличивается количество направлений  деятельности социального педагога. В связи с этим социальному  педагогу важно уяснить основания  для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит - определить:  
 
· цель своих усилий; 
 
· необходимые условия для ее реализации; 
 
· особенности и возможности ребенка, подростка; 
 
· возможности и особенности социума, микросоциума (школы, класса, семьи и др.); 
 
· возможные формы и методы ее реализации; 
 
· временные возможности для достижения поставленной цели.  
 
Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации.

Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием.

По практической направленности различают социально-экономические, организационно-распорядительные, медико-социальные и психолого-педагогические социальные технологии.

По способам реализации различают  социальные технологии:  
 
- основанные на государственном патернализме;  
 
- основанные на самозащите каждой отдельной личности;  
 
- совмещающие в той или иной мере государственный патернализм и самозащиту личности. 
 
Классификация социальных технологий:

п/п

Основная  классификаци

Виды социальных технологий

1

Сфера применения

- глобальные 
- универсальные 
- региональные

2

Объекты

- групповые 
- общинные 
- индивидуальные

3

Характер решаемых проблем

- организационные 
- обучающие (информационные) 
- инновационные (поисковые) 
- социальное моделирование 
- социальное прогнозирование

4

Область заимствования методов

-социально-медицинские 
- социально-психологические 
- социально-педагогические: 
* социально-педагогическая профилактика 
* социально-педагогическая поддержка 
* психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации защиты детства 
* социальная защита детства 
* социально-педагогическая реабилитация детей и подростков

5

Направления социальной работы

Собственно социальной работы: 
- социальная диагностика (экспертиза) 
- социальная профилактика 
- социальный контроль (надзор) 
- социальная реабилитация 
- социальная адаптация 
- социальный патронаж (опека) 
- социальное обеспечение 
- социальная терапия 
- социальное консультирование


 

Технологии  социальной работы:

 

· Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. 
 
· Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.  
 
· Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи. 
 
· Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений. 
 
· Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации. 
 
· Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям. 
 
· Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами.  
 
· Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении.  
 
· Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан.  
 
Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности. Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста.

Классификация основных методов, используемых социальным педагогом.

Условно методы можно разделить  на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (С.В.Тетерский). Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи (Л.Н.Маркина).

Следует отметить, что в  современной педагогической реальности наблюдается тенденция превращения  методов науки в методы практической деятельности работников образовательных  учреждений. Так, в реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать  объективные сведенья о ребенке  и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении  проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов.

Методы

Социальной  работы

Психологические

Педагогические

Методы социальной диагностики: 
- интервью 
- мониторинг 
- социологический опрос 
- экспертная оценка 
- экспертный прогноз 
- биографический метод

Психодиагностические: 
- тесты интеллекта и способностей 
- личностные опросники 
- тесты достижений 
- проективные тесты 
- рисуночные тесты 
- социометрия

Организационные: 
- педагогический эксперимент

Методы социальной профилактики: 
- превентивный метод 
- социальная терапия 
- социодрама 
- группа поддержки

Психокоррекционные: 
- психогимнастика 
- игровая коррекция 
- игротерапия 
- арттерапия 
- диагностический обучающий эксперимент 
-социально-психологический тренинг

Педагогической  диагностики: 
- педагогическое наблюдение 
- естественный эксперимент

Методы социального  контроля: 
- социальный надзор 
- социальная опека 
- социально-медицинский уход 
- социальное обслуживание

Методы психологического консультирования: 
- эмпатическое слушание 
- интерпретация 
- идентификация 
- фасилитация 
- выдвижение гипотез

Обучения: 
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция) 
- наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником) 
- практические (упражнения, игры, творческие задания, проблемные ситуации)

Методы социальной реабилитации: 
- трудотерапия 
- статусное перемещение 
- групповая терапия 
- кризисная интервенция

Метод психотерапии: 
- самовнушение 
- рационализация 
- психоанализ 
- транзактный анализ 
- групповая терапия 
- семейная терапия

Воспитания: 
- положительный пример 
- убеждение 
- приучение 
- поощрение и наказание 
- внушение 
- упражнение 
- перспектива 
- игра 
- доверие 
- организация успеха 
самовоспитание

Социально-экономические  методы: 
- метод льгот и пособий 
- метод компенсаций 
 - социальный патронаж 
- медицинский патронаж 
- социально-экономические санкции

   

Организационно-распорядительные методы: 
- регламентирование 
- нормирование 
- инструктирование 
- критика 
- контроль и проверка исполнения

Социально-педагогические методы

Методы как  элемент социального воспитания: 
- метод мотивирования и поощрения к действию 
- метод репродуцирования 
- метод закрепления и обогащения 
- метод содействия и сотворчества

Методы воздействия: 
- методы, воздействующие на сознание 
- методы, воздействующие на чувства 
- методы, воздействующие на поведение

Методы организации  социально-педагогического взаимодействия: 
- метод целеполагания 
- метод ценностного ориентирования 
- метод организации деятельности 
 - методы общения 
- методы оценки 
- методы самореализации



Информация о работе Основы социально-педагогической деятельности