Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:27, лекция
Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.
Основы социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность
может реализовываться в виде
социально-педагогической технологии
- одного из сложившегося на основе предыдущего
опыта или выявленного и
С точки зрения В.П. Беспалько,
любая деятельность либо технология,
либо искусство. Искусство основано
на интуиции, технология - на науке. Интуиция
жизненно необходима социальному педагогу,
так как не всегда у него имеется
запас времени для того, чтобы
просчитать оптимальный вариант
поведения и (или) реакции возникающие
ситуации. Однако социальная педагогика
утверждается как наука, поэтому
увеличивается количество направлений
деятельности социального педагога.
В связи с этим социальному
педагогу важно уяснить основания
для выбора уже сложившейся технологии
либо разработки специальной технологии
для конкретного случая. Это значит
- определить:
· цель своих усилий;
· необходимые условия для ее реализации;
· особенности и возможности ребенка,
подростка;
· возможности и особенности социума,
микросоциума (школы, класса, семьи и др.);
· возможные формы и методы ее реализации;
· временные возможности для достижения
поставленной цели.
Различные направления работы социального
педагога в разной степени поддаются технологизации.
Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием.
По практической направленности
различают социально-
По способам реализации различают
социальные технологии:
- основанные на государственном патернализме;
- основанные на самозащите каждой отдельной
личности;
- совмещающие в той или иной мере государственный
патернализм и самозащиту личности.
Классификация социальных технологий:
№ п/п |
Основная классификаци |
Виды социальных технологий |
1 |
Сфера применения |
- глобальные |
2 |
Объекты |
- групповые |
3 |
Характер решаемых проблем |
- организационные |
4 |
Область заимствования методов |
-социально-медицинские |
5 |
Направления социальной работы |
Собственно социальной работы: |
Технологии социальной работы:
· Социальная диагностика
- это комплексный процесс исследования
социального явления с целью обнаружения,
распознания и изучения причин наследственных
связей, характеризующих его состояние
и тенденции дальнейшего развития.
· Социальная реабилитация
- это процесс, направленный на восстановление
способностей человека к жизни деятельности
в социальной среде предполагает реабилитацию
на медицинском, бытовом, ролевом, личностном
уровнях, в глазах общества.
· Социальное обеспечение
- это система оказания социальных услуг
в рамках государственной системы, материального
обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся
в социальной помощи.
· Социальная терапия
- это целенаправленный процесс практического
воздействия, государственных структур,
общественных организаций на конкретные
формы социальных отношений.
· Социальное консультирование
- это технология оказания социальной
помощи путем целенаправленного, информированного
воздействия на человека по поводу его
социализации.
· Социальная адаптация
- это система методов и приемов, направленных
на оказание поддержки людям в процессе
их социализации или приспособление к
новым условиям в связи с изменением социального
статуса, а также неадаптированным личностям.
· Социальный контроль
- это механизм, с помощью которого реализуется
совокупность процессов организованного
воспитательного характера. В социальной
системе он направлен на обеспечение функционирования
систем в соответствии с определенными
нормами.
· Социальная профилактика
- это совокупность мероприятий, направленных
на предупреждение, устранение или нейтрализацию
причин, вызывающих негативное отклонение
в развитии и поведении.
· Социальная опека
- это особая форма государственной защиты
прав личности и имущества недееспособных
граждан.
Владение технологиями позволяет оптимизировать
свою профессиональную деятельность,
поднять на уровень профессиональное
мастерство. В этом случае к огромному
арсеналу методов, приемов и способов
деятельности социальный педагог подходит
с позиции необходимости и достаточности.
Характер технологии, используемой социальным
педагогом, задается проблемой ребенка,
особенностями его личности, воспитательного
микросоциума, уровнем социальной адаптации
и возможностями самого специалиста.
Классификация основных методов, используемых социальным педагогом.
Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (С.В.Тетерский). Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи (Л.Н.Маркина).
Следует отметить, что в
современной педагогической реальности
наблюдается тенденция
Методы | ||
Социальной работы |
Психологические |
Педагогические |
Методы социальной
диагностики: |
Психодиагностические: |
Организационные: |
Методы социальной
профилактики: |
Психокоррекционные: |
Педагогической
диагностики: |
Методы социального
контроля: |
Методы психологического
консультирования: |
Обучения: |
Методы социальной
реабилитации: |
Метод психотерапии: |
Воспитания: |
Социально-экономические
методы: |
||
Организационно- | ||
Социально-педагогические методы | ||
Методы как
элемент социального |
Методы воздействия: |
Методы организации
социально-педагогического |
Информация о работе Основы социально-педагогической деятельности