Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 02:49, реферат
Подлинной колыбелью науки была античная Греция во времена своего расцвета (VI — IV вв. до н. э.). Рассматривая особенности становления античной науки, можно зафиксировать принципиальное отношение греков к истине, которые воспринимали ее не как продукт догматической веры, поддерживаемый авторитетом, но как продукт рационального доказательства, основанный на обосновании. Так, Аристотель, исключая из контекста физики рассмотрение мифологических концепций мироустройства Гесиода, орфиков, Ферекида, Эпименида, Акусилая и др., сосредоточивал внимание на анализе «фисиологических» концепций мироздания досократиков.
Вопрос №1
Особенности античной науки
Подлинной колыбелью науки
была античная Греция во времена своего
расцвета (VI — IV вв. до н. э.). Рассматривая
особенности становления
Важнейшим результатом демократизации
общественно-политической сферы античной
Греции явилось формирование аппарата
логического рационального
Известно резко негативное отношение греков к восточной науке, порицаемой за утилитарность. Процесс оформления в Греции науки можно реконструировать следующим образом. Арифметика и геометрия функционировали как набор технических приемов в землемерной практике, подпадая под технэ. Другими словами, в Греции, как и на Древнем Востоке, они не имели:
1) развернутого текстового оформления,
2) строгого рационально-логического обоснования.
Например, в деле оформления математики в текстах в виде теоретико-логической системы необходимо подчеркнуть роль Фалеса и, возможно, Демокрита. Говоря об этом, разумеется, нельзя обойти вниманием пифагорейцев, развивавших на текстовой основе математические представления как сугубо абстрактные, а также элеатов, впервые внесших в математику ранее не принятую в ней демаркацию чувственного от умопостигаемого. Все это составляло фундамент становления математики как теоретико-рациональной науки, а не эмпирико-чувственного искусства.
Так, первоначально ненаучные, ничем не отличавшиеся от древневосточных, эмпирические математические знания античных греков, будучи рационализированы, подвергшись теоретической переработке, логической систематизации, дедуктивизации, превратились в науку. Грекам был чужд опытный, экспериментальный тип познания в силу: 1) безраздельного господства созерцательности; 2) идиосинкразии к отдельным «малозначащим» конкретным действиям, считавшимся недостойными интеллектуалов — свободных граждан демократических полисов и неподходящим для познания нерасчленимого на части мирового целого.
Происходит оформление
взгляда на мир как на
Естествознание греков было абстрактно-объяснительным, лишенным деятельностного, созидательного компонента. Здесь не было места для эксперимента как способа воздействия на объект искусственными средствами с целью уточнить содержание принятых абстрактных моделей объектов. Для оформления же естествознания как науки одних навыков идеального моделирования действительности недостаточно. Помимо этого нужно выработать технику идентификации идеализации с предметной областью.
Тем не менее, то, что с гносеологической точки зрения именуется наукой, т. е. по крайней мере, является теоретическим (теорийным) познанием, имея в виду логически обоснованное мышление, возникло именно в Европе (античная Греция).
Древний этап синкретического сосуществования философии и науки намечает тем не менее предпосылки их дифференциации. Объективная логика сбора, систематизации, концептуализации фактического материала, рефлексия вечных проблем бытия (жизнь, смерть, природа человека, его назначение в мире, индивид перед лицом тайн Вселенной, потенциал познающей мысли и т. д.) стимулируют обособление дисциплинарной, жанровой, языковой систем философии и науки. В науке автономизируются математика, естествознание, история.