Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:48, творческая работа
На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является в
Особенности ценностных ориентаций современной молодежи................3
Жизненные приоритеты студентов и школьников......................................4
Заключение................
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Социология |
Тема |
Особенности ценностных ориентаций современной молодежи |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Особенности ценностных ориентаций современной молодежи................3
Жизненные приоритеты
студентов и школьников........
Заключение....................
Особенности ценностных ориентаций современной молодежи
На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности. И что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло. Для начала необходимо понять, что такое ценности вообще.
Ценности - культурные стандарты, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Ценности - это то, что важно к чему стоит стремиться.
Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление - это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление - это то направление, которое распространяется в последнее десятилетие, - нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным.
Семенов В. Е. на основе, проведенных им исследований выделяет главные жизненные ценности современной молодежи. Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная. Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30 - 40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодёжи была на первом месте, её выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства.
Серьезные изменения происходят и в отношении молодых к решению острых проблем. Молодежь дистанцировалась от политики. Но с другой стороны существуют такие аспекты политической жизни, на которые молодые не могут не обратить внимание. Тенденция прослеживается четко -«пассивность граждан» начинает раздражать и молодежь. Отсюда и её растущие надежды на «сильного лидера».
Также необходимо отметить, что молодых стали сильнее волновать проблемы качества и уровня образования, кризиса семьи, спада рождаемости. К сожалению, в их сознании сохраняется представление о «второстепенности» проблем культуры, нравственности, образованности и профессионализма .
Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена, то сейчас она вовсе отсутствует. Так как одни получают большие деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют.
Жизненные приоритеты студентов и школьников.
На сегодняшний
день исследование ценностных ориентаций,
жизненных приоритетов, профессиональных
предпочтений современной молодежи
весьма актуально: растет первое поколение
нового тысячелетия, от которого зависит
будущее нашей страны. Исследование
ценностных ориентаций дает нам представление
о жизни и приоритетах
Ценностные ориентации личности являются одной из важнейших тем. исследуемых человеческими дисциплинами - философией, психологией.
Молодежь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. И необходимо разумно ее использовать. Нынешнему молодому поколению предстоит решить немало важнейших задач в различных сферах жизни. И от этих решений зависит то, как будет развиваться страна, что мы сможем оставить после себя следующему поколению.
Объектом исследования, проведенного на кафедре общей и практической психологии МГГУ им. М. А. Шолохова в 2009 году, являлись ценностные ориентации как важнейший системообразующий фактор развития личности.
Предметом исследования
были выбраны особенности ценностных
ориентаций учащихся 11-х классов
средней общеобразовательной
В этом исследовании использовали метод тестирования и методику «Ценностные ориентации М. Рокича».
Анализ результатов показал, что на первом месте у школьников :
У студентов :
Корреляционное исследование по Спирмену показало наличие различных связей как в терминальных, так и в инструментальных ценностях испытуемых.
Рассмотрим для начала терминальные ценности.
Активная деятельная жизнь связана у школьников с терпимостью, широтой взглядов и честностью; у студентов - с ответственностью.
Здоровье у обеих категорий - это наличие хороших и верных друзей, ответственность, честность, эффективность в делах. Интересная работа не имеет связки у школьников; у студентов это - общественное признание, свобода, высокие запросы.
Любовь для школьников - ответственность, терпимость; у студентов любовь - материально обеспеченная жизнь (она связана с любовью), свобода. Наличие хороших и верных друзей у школьников - это твердая воля, у студентов - продуктивная жизнь.
Общественное призвание у школьников - это ответственность; у студентов - продуктивная жизнь, интересная работа.
Познание у школьников - продуктивная жизнь; у студентов - счастье других, рационализм.
Продуктивная
жизнь у школьников - познание; у
студентов - активная деятельная
жизнь, наличие хороших и
Развитие для школьников - независимость, счастливая семейная жизнь; для студентов - счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, рационализм, широта взглядов.
Свобода у школьников - это образованность, ответственность; у студентов - интересная работа, любовь, общественное призвание.
Счастливая семейная жизнь у школьников - образованность, широта взглядов; у студентов - развитие, уверенность в себе. Счастье других для школьников - чуткость; для студентов - красота природы, познание. Творчество для школьников - уверенность в себе; для студентов - эффективность в делах.
Уверенность в себе для школьников - высокие запросы, свобода, творчество; для студентов - развитие, счастливая семейная жизнь, эффективность в делах.
Теперь перейдем к инструментальным ценностям.
Аккуратность у школьников связана с честностью, чуткостью и высокими запросами; у студентов - с исполнительностью. Воспитанность у школьников - непримиримость к недостаткам (собственным и окружающих); у студентов - твердая воля.
Высокие запросы у школьников - уверенность в себе, непримиримость к недостаткам в себе и других; у студентов - исполнительность. Жизнерадостность у школьников - исполнительность. Исполнительность у школьников - продуктивная жизнь; у студентов - независимость, ответственность, рационализм.
Независимость у школьников - продуктивная жизнь; у студентов - исполнительность, рационализм. Непримиримость к недостаткам в себе и других у школьников связана с воспитанностью, высокими запросами, образованностью; у студентов - с развлечениями. Образованность для школьников - это широта взглядов. Ответственность у школьников - любовь, свобода, рационализм, терпимость; у студентов - активная деятельная жизнь, высокие запросы, исполнительность.
Рационализм у школьников - терпимость; у студентов - познание, развитие, исполнительность, независимость, твердая воля.
Самоконтроль для школьников - широта взглядов, честность, эффективность в делах; для студентов - смелость в отстаивании своего мнения и взглядов.
Смелость в отстаивании своего мнения и взглядов у школьников - непримиримость к недостаткам в себе и других; у студентов - продуктивная жизнь, широта взглядов.
Твердая воля у школьников - наличие хороших и верных друзей; у студентов - воспитанность, рационализм.
Терпимость у школьников -любовь, ответственность, рационализм. Широта взглядов у школьников -развитие, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, терпимость, честность; у студентов - терпимость.
Честность у школьников - счастливая семейная жизнь, самоконтроль. Эффективность в делах у школьников - честность; у студентов - творчество, уверенность в себе, чуткость. Чуткость у школьников - счастливая семейная жизнь, счастье других; у студентов не имеет связки.
По критерию Манна - Уитни выделилась ранговая значимость терминальной ценности развитие (развитие для школьников - независимость, счастливая семейная жизнь; для студентов - счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, рационализм, широта взглядов). У студентов эта ценность преобладает (в отличие от школьников). Это означает, что она превалирует на данном этапе развития.
Таким образом, основная гипотеза исследования о существовании различий между ценностными ориентациями школьников и студентов подтвердилась. Изменятся ли ценностные ориентации молодежи в связи с изменениями ценностей общества, покажут дальнейшие лонгитюдные исследования.
Заключение.
В последующие
годы заметна тенденция - потребность
в восстановлении таких ценностей,
как «спокойная жизнь», «душевная
гармония», значимость равенства возможностей,
интересной работы. При этом российская
молодежь не озабочена сегодня мировыми
проблемами. Ценностный мир для российской
молодежи несет в себе мотивации,
находящиеся в иной плоскости: полноценная
работа, досуг, вера в собственные
силы, безопасность семьи, устойчивые
личные отношения. Для современной
молодежи важными сегодня являются:
деньги, образование и профессия,
деловая карьера и
Акценты жизненных
ожиданий молодежи заметно сместились
- усиливается высокая
События последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодёжи выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому настоятельной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации молодёжи.
Информация о работе Особенности ценностных ориентаций современной молодежи