Особенности корпоративной модели социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Это ведет к тому, что эффект перераспределения оказывается крайне незначительным. В-третьих, социал-демократическое социальное государство, для которого характерно всеобщее социальное обеспечение и предоставление социальных услуг, в результате чего достигается высокий уровень перераспределения. Доктрина социального государства представляет собой яркий пример того, как одна и та же государственная политика поддерживается различными политическими силами исходя из их, порой диаметрально противоположных интересов.
Целью данного реферативного доклада является выявить основные особенности корпоративной модели и сравнить эту модель с другими моделями социального государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….1
Глава 1. Основные особенности корпоративной модели социального государства…………………………………………………………………….…2
Глава 2. Корпоративная модель социального государства в Германии……………………..…………………………………………………...6
Глава 3. Сравнение трех основных моделей социального государства.……………………………………………………………………....7
Заключение……………………………………………………………………….9
Перечень использованных правовых актов и литературы…………………...11

Файлы: 1 файл

Реферативный доклад №1.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Супина Светлана Дмитриевна, студентка группы № 190-15 кафедры гостиничного и туристического бизнеса факультета «Высшая школа спортивной и туристской индустрии» ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

 

Научный руководитель: Зульфугарзаде Теймур Эльдарович, кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственно-правовых и криминологических дисциплин ФБГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

 

 

РЕФЕРАТИВНЫЙ  ДОКЛАД

 

Тема: «Особенности корпоративной модели социального государства»

 

План  работы

Введение………………………………………………………………………….1

Глава 1. Основные особенности корпоративной модели социального государства…………………………………………………………………….…2

Глава 2. Корпоративная  модель социального государства  в Германии……………………..…………………………………………………...6

Глава 3. Сравнение  трех основных моделей социального государства.……………………………………………………………………....7

Заключение……………………………………………………………………….9

Перечень использованных правовых актов и литературы…………………...11

 

Введение

 

В современном мире идея социальной государственности представлена тремя основными моделями, различающимися не только объемом государственных расходов, но и так называемым фактором декоммодификации, т. е. степенью, до которой государство делает индивидуума зависимым от рынка путем предоставления всем гражданам высокого уровня социального обеспечения и услуг. Во-первых, это либеральное социальное государство, которое ограничивает предоставление пособий и услуг в качестве права и имеет тенденцию к предоставлению благ на селективной основе. Во-вторых, это корпоратистское консервативное государство, которое обеспечивает обязательный набор пособий и услуг, возможность предоставления которых определяет классовая и статусная принадлежность. Это ведет к тому, что эффект перераспределения оказывается крайне незначительным. В-третьих, социал-демократическое социальное государство, для которого характерно всеобщее социальное обеспечение и предоставление социальных услуг, в результате чего достигается высокий уровень перераспределения. Доктрина социального государства представляет собой яркий пример того, как одна и та же государственная политика поддерживается различными политическими силами исходя из их, порой диаметрально противоположных интересов.

Целью данного реферативного доклада является выявить основные особенности корпоративной модели и сравнить эту модель с другими моделями социального государства.

 

Глава 1. Основные особенности корпоративной модели социального государства

 

Консервативная модель имеет несколько названий. Некоторые называют ее "континентальной" европейской в соответствии с ее геополитической доминантой, другие предпочитают определение "институциональной". Центральный принцип, тем не менее, у всех один — упор на рынок и принцип страхования под государственным наблюдением. 

Консервативная модель, действующая в центральных европейских государствах, построена на взаимных страховых обязательствах между работодателями и наёмными работниками (так называемыми социальными партнёрами), и на принципе трудового участия, когда труд определяет последующее социальное обеспечение. При невысокой степени налогового перераспределения в рамках этой модели в сложном положении оказываются те слои населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты и поэтому не имеют страховок. Эти слои могут рассчитывать на поддержку местных властей и частных благотворительных организаций. На работодателей государство законодательным путём накладывает обязательства по использованию в определённом процентном соотношении сотрудников из числа людей с инвалидностью. За инвалидами закрепляется определённое количество рабочих мест в компании, а в случае невыполнения работодателем условий приёма на работу сотрудников с инвалидностью на  него накладываются установленные законом санкции. Все существующие системы квотирования сходны в том, что включают требование к работодателям принимать на работу определенный процент лиц с инвалидностью. Вместе с тем системы квотирования отличаются друг от друга, особенно в том, что касается обязательности или необязательности требований, а также характера и эффективности санкций, которые применяются в отношении работодателей, если те не выполняют требования.

Система квотирования рабочих мест имеет весьма длинную историю. Ещё к концу 1923 года Австрия, Германия, Италия, Польша и Франция приняли систему квотирования, при которой работодатели были обязаны принимать на работу инвалидов – ветеранов войны. После Второй мировой войны система квотирования была введена и во многих других  европейских странах, главным образом по причине высокой безработицы среди инвалидов, а также недейственности подхода, основанного на доброй воле работодателей в отношении приёма на работу людей с ограниченными возможностями.

В Германии, Франции и Венгрии  под законы о квотировании подпадают организации с более чем с 20 сотрудниками, в Австрии и Польше – с 25 сотрудниками. В Испании минимальное число сотрудников предприятия, не попадающего под действие системы квотирования рабочих мест для инвалидов – 50.  Квота для людей с инвалидностью во Франции – 6%, В Люксембурге квота варьируется от 2% до 5% в зависимости от формы собственности и от количества сотрудников предприятия. В Испании и Ирландии квота составляет 3%. В Японии квота составляет от 1,6 до 2%. За несоблюдение квот организации выплачивают взносы в специальные целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов, а также на адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. Во многих странах государство стимулирует работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности. К примеру, беря на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два или даже три места в счет установленной квоты. Подобное стимулирование применяется и при приёме на работу инвалидов, не имеющих опыта работы.

В ряде стран работодатель может «обменять» обязательство нанять определенное число людей с инвалидностью на обязательство уплатить определённую сумму в специальный фонд, средства которого будут расходоваться на содействие занятости людей с инвалидностью (quota-levy system). Подобные правила установлены, например, в Австрии, Венгрии, Германии, Польше, Румынии, Словакии, Франции, Чехии, Японии и некоторых других государствах. Наконец, есть страны, установившие санкции работодателям за увольнение людей с инвалидностью, нанятых по программе льгот (Германия). Немецкую систему квот, установленную в 1974 г., как правило, считают образцовой, хотя и она страдает от недостатков, присущих этой политике в целом.

В большинстве стран с консервативной моделью социальной политики существуют специализированные рабочие места для инвалидов. Программы создания специализированных рабочих мест могут быть двух типов: к первому типу относятся переходные программы содействия занятости, которые предусматривают проведение переподготовки и повышения профессиональной квалификации лиц с ограниченными возможностями здоровья на специально созданных рабочих местах – с расчётом на то, что это позволит им получить конкурентоспособные профессиональные навыки. Ко второму типу относятся расширенные программы содействия занятости, которые носят долгосрочный характер и направлены на создание постоянных рабочих мест для лиц с инвалидностью на базе специализированных предприятий. К специализированным предприятиям относят предприятия и кооперативы, использующие исключительно труд людей с инвалидностью, как правило, государственные по форме собственности, создание которых инициируется государством, а не самими людьми с инвалидностью.

Такие предприятия расцениваются не как предпочтительное место работы для человека с инвалидностью, а как «запасной вариант» трудоустройства, когда не удается найти место работы на общих для всех условиях, или как компонент подготовки людей с инвалидностью к дальнейшему трудоустройству на открытом рынке труда. На них, в основном, используют труд имеющих серьезные нарушения людей, для которых физически невозможно или чрезвычайно затруднительно создать необходимые условия труда на обычном предприятии.

Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финансируемой "социальными партнерами", как называют в ЕС нанимателей и нанимаемых, консервативная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Соответственно консервативная модель социальной политики ведет к появлению двойного общества, описанного одним немецким социологом как Первая и Вторая Реальности.

 

Глава 2. Корпоративная модель социального государства в Германии

 

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. 1 Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:

    • Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда — в 1884 г.;
    • Закон о страховании от несчастных случаев на производстве — в 1885 г.;
    • Закон об инвалидности и страховании по старости — в 1891 г.

 

  Уже этим законам были присущи черты, характерные для системы страхования и сегодня: 

— увязывание размеров страховых взносов с заработком, а, к примеру, не с тем или иным риском; 

— распределение расходов на взносы между рабочими и нанимателями;  

— публично-правовая форма организации страхования, возраст пенсионирования по старости был равен 70 годам при наличии 30-летнего трудового стажа; 

—  пенсии по инвалидности назначались в случае утраты 2/3 трудоспособности.  

Финансирование осуществлялось за счет страховых взносов, выплачиваемых застрахованными и работодателями в равных долях, и дотации государства, за введение которой Бисмарка называли социалистом.   

"Немецкая" модель построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на примате реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пенсию в связи с утратой трудоспособности.

В Германии самыми типичными формами социальной защиты являются страховые пособия по старости, болезни, потере трудоспособности или по безработице. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Государство обеспечивает, в основном, социальную помощь, а также социальное обслуживание нуждающихся семей и детей.

 

Глава 3. Сравнение трех основных моделей социального государства

 

Модели социальной политики, занятость и социальное перераспределение:

 

Модели социальной политики

Занятость

Уровень бедности

Перераспределение

Социал-демократическая

высокая

низкий

высокое

Консервативная

низкая

умеренный

умеренное

Либеральная

высокая

умеренный

высокое




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристики различных моделей социальной политики

 

Консервативная

Либеральная

Социал-демократическая

Центральная единица

Местный рынок

Центральное правительство

Местные органы управления

Уровень затрат на социальное обеспечение

Высокий

Высокий, налогоплательщики требуют понижения

Высокий

Занятость

Высокая, широко представлена неполная "распределенная" занятость

Высокая

Высокая, стимулируется государством

Частный сектор, обеспечивающий предоставление социальных услуг

+

+

+

Главный источник финансирования

Рынок (страховые выплаты)

Государство для бедных и неработающих (налоги), страховые выплаты для налогоплательщиков

Государство и коммуны (муниципалитеты). Налоговое перераспределение

Упор на обязательное страхование

++

+

+

Упор на добровольное страхование или волонтерскую помощь

+

+

 



 

  

 

 

Из таблиц видно, что в социалистической или социал-демократической модели акцентируется как социальное перераспределение доходов через фискальную политику, так и занятость. Последняя характеризуется тем, что большая часть населения представлена на рынке труда, а также высокой степенью занятости, в том числе "искусственной" — инициированной государством.   

В консервативной модели также высок акцент на занятости, но не на социальном перераспределении. Имеется феномен «работающего бедняка»: множество людей работает, но заработная плата, которую им выплачивают, не позволяет избежать бедности, или же они заняты непостоянно — сезонные работы, неполный рабочий день и т. д.

При либеральной модели уровень распределения занятости среди большей части населения низкий, но мы обнаруживаем относительно высокий уровень социального перераспределения. Государства с социал-демократической (социалистической) и либеральной моделями имеют умеренную степень бедности, тогда как государства консервативной модели — более высокую. Это означает, что социальное перераспределение важнее, чем распределение занятости в борьбе с бедностью, или, по крайней мере, что консервативный подход к борьбе с бедностью является неадекватным.   

Информация о работе Особенности корпоративной модели социального государства