Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:57, реферат
Это ведет к тому, что эффект перераспределения оказывается крайне незначительным. В-третьих, социал-демократическое социальное государство, для которого характерно всеобщее социальное обеспечение и предоставление социальных услуг, в результате чего достигается высокий уровень перераспределения. Доктрина социального государства представляет собой яркий пример того, как одна и та же государственная политика поддерживается различными политическими силами исходя из их, порой диаметрально противоположных интересов.
Целью данного реферативного доклада является выявить основные особенности корпоративной модели и сравнить эту модель с другими моделями социального государства.
Введение………………………………………………………………………….1
Глава 1. Основные особенности корпоративной модели социального государства…………………………………………………………………….…2
Глава 2. Корпоративная модель социального государства в Германии……………………..…………………………………………………...6
Глава 3. Сравнение трех основных моделей социального государства.……………………………………………………………………....7
Заключение……………………………………………………………………….9
Перечень использованных правовых актов и литературы…………………...11
Супина Светлана Дмитриевна, студентка группы № 190-15 кафедры гостиничного и туристического бизнеса факультета «Высшая школа спортивной и туристской индустрии» ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Научный руководитель: Зульфугарзаде Теймур Эльдарович, кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственно-правовых и криминологических дисциплин ФБГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
РЕФЕРАТИВНЫЙ ДОКЛАД
Тема: «Особенности корпоративной модели социального государства»
План работы
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные особенности корпоративной
модели социального государства…………………………………………………
Глава 2. Корпоративная
модель социального государства
в Германии……………………..…………………………
Глава 3. Сравнение
трех основных моделей социального
государства.………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Перечень использованных правовых актов и литературы…………………...11
Введение
В современном мире идея социальной государственности представлена тремя основными моделями, различающимися не только объемом государственных расходов, но и так называемым фактором декоммодификации, т. е. степенью, до которой государство делает индивидуума зависимым от рынка путем предоставления всем гражданам высокого уровня социального обеспечения и услуг. Во-первых, это либеральное социальное государство, которое ограничивает предоставление пособий и услуг в качестве права и имеет тенденцию к предоставлению благ на селективной основе. Во-вторых, это корпоратистское консервативное государство, которое обеспечивает обязательный набор пособий и услуг, возможность предоставления которых определяет классовая и статусная принадлежность. Это ведет к тому, что эффект перераспределения оказывается крайне незначительным. В-третьих, социал-демократическое социальное государство, для которого характерно всеобщее социальное обеспечение и предоставление социальных услуг, в результате чего достигается высокий уровень перераспределения. Доктрина социального государства представляет собой яркий пример того, как одна и та же государственная политика поддерживается различными политическими силами исходя из их, порой диаметрально противоположных интересов.
Целью данного реферативного доклада является выявить основные особенности корпоративной модели и сравнить эту модель с другими моделями социального государства.
Глава 1. Основные особенности корпоративной модели социального государства
Консервативная модель имеет несколько названий. Некоторые называют ее "континентальной" европейской в соответствии с ее геополитической доминантой, другие предпочитают определение "институциональной". Центральный принцип, тем не менее, у всех один — упор на рынок и принцип страхования под государственным наблюдением.
Консервативная модель, действующая в центральных европейских государствах, построена на взаимных страховых обязательствах между работодателями и наёмными работниками (так называемыми социальными партнёрами), и на принципе трудового участия, когда труд определяет последующее социальное обеспечение. При невысокой степени налогового перераспределения в рамках этой модели в сложном положении оказываются те слои населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты и поэтому не имеют страховок. Эти слои могут рассчитывать на поддержку местных властей и частных благотворительных организаций. На работодателей государство законодательным путём накладывает обязательства по использованию в определённом процентном соотношении сотрудников из числа людей с инвалидностью. За инвалидами закрепляется определённое количество рабочих мест в компании, а в случае невыполнения работодателем условий приёма на работу сотрудников с инвалидностью на него накладываются установленные законом санкции. Все существующие системы квотирования сходны в том, что включают требование к работодателям принимать на работу определенный процент лиц с инвалидностью. Вместе с тем системы квотирования отличаются друг от друга, особенно в том, что касается обязательности или необязательности требований, а также характера и эффективности санкций, которые применяются в отношении работодателей, если те не выполняют требования.
Система квотирования рабочих мест имеет весьма длинную историю. Ещё к концу 1923 года Австрия, Германия, Италия, Польша и Франция приняли систему квотирования, при которой работодатели были обязаны принимать на работу инвалидов – ветеранов войны. После Второй мировой войны система квотирования была введена и во многих других европейских странах, главным образом по причине высокой безработицы среди инвалидов, а также недейственности подхода, основанного на доброй воле работодателей в отношении приёма на работу людей с ограниченными возможностями.
В Германии, Франции и Венгрии под законы о квотировании подпадают организации с более чем с 20 сотрудниками, в Австрии и Польше – с 25 сотрудниками. В Испании минимальное число сотрудников предприятия, не попадающего под действие системы квотирования рабочих мест для инвалидов – 50. Квота для людей с инвалидностью во Франции – 6%, В Люксембурге квота варьируется от 2% до 5% в зависимости от формы собственности и от количества сотрудников предприятия. В Испании и Ирландии квота составляет 3%. В Японии квота составляет от 1,6 до 2%. За несоблюдение квот организации выплачивают взносы в специальные целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов, а также на адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. Во многих странах государство стимулирует работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности. К примеру, беря на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два или даже три места в счет установленной квоты. Подобное стимулирование применяется и при приёме на работу инвалидов, не имеющих опыта работы.
В ряде стран работодатель может «обменять» обязательство нанять определенное число людей с инвалидностью на обязательство уплатить определённую сумму в специальный фонд, средства которого будут расходоваться на содействие занятости людей с инвалидностью (quota-levy system). Подобные правила установлены, например, в Австрии, Венгрии, Германии, Польше, Румынии, Словакии, Франции, Чехии, Японии и некоторых других государствах. Наконец, есть страны, установившие санкции работодателям за увольнение людей с инвалидностью, нанятых по программе льгот (Германия). Немецкую систему квот, установленную в 1974 г., как правило, считают образцовой, хотя и она страдает от недостатков, присущих этой политике в целом.
В большинстве стран с консервативной моделью социальной политики существуют специализированные рабочие места для инвалидов. Программы создания специализированных рабочих мест могут быть двух типов: к первому типу относятся переходные программы содействия занятости, которые предусматривают проведение переподготовки и повышения профессиональной квалификации лиц с ограниченными возможностями здоровья на специально созданных рабочих местах – с расчётом на то, что это позволит им получить конкурентоспособные профессиональные навыки. Ко второму типу относятся расширенные программы содействия занятости, которые носят долгосрочный характер и направлены на создание постоянных рабочих мест для лиц с инвалидностью на базе специализированных предприятий. К специализированным предприятиям относят предприятия и кооперативы, использующие исключительно труд людей с инвалидностью, как правило, государственные по форме собственности, создание которых инициируется государством, а не самими людьми с инвалидностью.
Такие предприятия расцениваются не как предпочтительное место работы для человека с инвалидностью, а как «запасной вариант» трудоустройства, когда не удается найти место работы на общих для всех условиях, или как компонент подготовки людей с инвалидностью к дальнейшему трудоустройству на открытом рынке труда. На них, в основном, используют труд имеющих серьезные нарушения людей, для которых физически невозможно или чрезвычайно затруднительно создать необходимые условия труда на обычном предприятии.
Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финансируемой "социальными партнерами", как называют в ЕС нанимателей и нанимаемых, консервативная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Соответственно консервативная модель социальной политики ведет к появлению двойного общества, описанного одним немецким социологом как Первая и Вторая Реальности.
Глава 2. Корпоративная модель социального государства в Германии
Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. 1 Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:
Уже этим законам были присущи черты, характерные для системы страхования и сегодня:
— увязывание размеров страховых взносов с заработком, а, к примеру, не с тем или иным риском;
— распределение расходов на взносы между рабочими и нанимателями;
— публично-правовая форма организации страхования, возраст пенсионирования по старости был равен 70 годам при наличии 30-летнего трудового стажа;
— пенсии по инвалидности назначались в случае утраты 2/3 трудоспособности.
Финансирование осуществлялось за счет страховых взносов, выплачиваемых застрахованными и работодателями в равных долях, и дотации государства, за введение которой Бисмарка называли социалистом.
"Немецкая" модель построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на примате реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пенсию в связи с утратой трудоспособности.
В Германии самыми типичными формами социальной защиты являются страховые пособия по старости, болезни, потере трудоспособности или по безработице. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Государство обеспечивает, в основном, социальную помощь, а также социальное обслуживание нуждающихся семей и детей.
Глава 3. Сравнение трех основных моделей социального государства
Модели социальной политики, занятость и социальное перераспределение:
Модели социальной политики |
Занятость |
Уровень бедности |
Перераспределение |
Социал-демократическая |
высокая |
низкий |
высокое |
Консервативная |
низкая |
умеренный |
умеренное |
Либеральная |
высокая |
умеренный |
высокое |
Характеристики различных моделей социальной политики
Консервативная |
Либеральная |
Социал-демократическая | |
Центральная единица |
Местный рынок |
Центральное правительство |
Местные органы управления |
Уровень затрат на социальное обеспечение |
Высокий |
Высокий, налогоплательщики требуют понижения |
Высокий |
Занятость |
Высокая, широко представлена неполная "распределенная" занятость |
Высокая |
Высокая, стимулируется государством |
Частный сектор, обеспечивающий предоставление социальных услуг |
+ |
+ |
+ |
Главный источник финансирования |
Рынок (страховые выплаты) |
Государство для бедных и неработающих (налоги), страховые выплаты для налогоплательщиков |
Государство и коммуны (муниципалитеты). Налоговое перераспределение |
Упор на обязательное страхование |
++ |
+ |
+ |
Упор на добровольное страхование или волонтерскую помощь |
+ |
+ |
Из таблиц видно, что в социалистической или социал-демократической модели акцентируется как социальное перераспределение доходов через фискальную политику, так и занятость. Последняя характеризуется тем, что большая часть населения представлена на рынке труда, а также высокой степенью занятости, в том числе "искусственной" — инициированной государством.
В консервативной модели также высок акцент на занятости, но не на социальном перераспределении. Имеется феномен «работающего бедняка»: множество людей работает, но заработная плата, которую им выплачивают, не позволяет избежать бедности, или же они заняты непостоянно — сезонные работы, неполный рабочий день и т. д.
При либеральной модели уровень распределения занятости среди большей части населения низкий, но мы обнаруживаем относительно высокий уровень социального перераспределения. Государства с социал-демократической (социалистической) и либеральной моделями имеют умеренную степень бедности, тогда как государства консервативной модели — более высокую. Это означает, что социальное перераспределение важнее, чем распределение занятости в борьбе с бедностью, или, по крайней мере, что консервативный подход к борьбе с бедностью является неадекватным.
Информация о работе Особенности корпоративной модели социального государства