Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:51, контрольная работа
Лицензирование природопользования является важнейшей частью хозяйственного механизма управления экономикой в условиях перехода к устойчивому развитию. Хозяйственная или иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, должна допускаться только при наличии соответствующей лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца на пользование конкретным видом природных ресурсов в определенных границах при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
1.4Лицензионно-договорные основы права пользования лесами
Лесной кодекс РФ предусматривает ряд новых в сравнении с прежними Основами лесного зако-одательства РФ положений относительно регулирования прав пользования лесными ресурсами. К новациям прежде всего относится широкое применение договорных отношений в сфере лесопользования.
Права пользования лесными ресурсами возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Договор аренды участка лесного фонда может быть заключен между лесхозом Рослесхоза (арендодатель) и лесопользователем (арендатором) на срок от одного года до сорока девяти лет. Аренда участка лесного фонда является платной. Договор аренды может регулировать осуществление одного или нескольких видов лесопользования. В соответствии с договором аренды добытые лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Лесной кодекс запрещает субаренду участков лесного фонда.
Решение о предоставлении участка лесного фонда в аренду принимается органами государственной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Рослесхоза или по результатам лесных конкурсов. Представления о передаче участков лесного фонда в аренду подготавливаются территориальными органами Рослесхоза с участием органов местного самоуправления и лесопользователей.
Участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от одного года до пяти лет лесо - пользователям, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории. При этом Лесной кодекс содержит условия, в соответствии с которыми лесопользователи длительное время (срок не уточнен) должны осуществлять свою деятельность на данной территории и иметь производст-венные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов.
Предоставление участков лесного фонда в аренду должно проводиться гласно, с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории. К сожалению, это важное положение в Кодексе не развивается и не конкретизируется.
Согласно Лесному кодексу участок лесного фонда предоставляется только при условии, что арендатор имеет лицензию на осуществление данной деятельности.
В соответствии с гражданским законодательством договор аренды участка лесного фонда подлежит государственной регистрации. Он считается заключенным с момента регистрации (ст. 32 ЛК РФ).
В договоре аренды участка лесного фонда указываются;
За исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом, участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов. Организуются и проводятся конкурсы территориальными органами Рослесхоза. Для проведения лесного конкурса создается комиссия. В нее входят представители органа государственной власти субъекта РФ (председатель), территориального органа Рослесхоза (заместитель председателя), специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, заинтересованных организаций. Выставляются участки лесного фонда на лесные конкурсы органом государственной власти субъекта РФ по представлению территориального органа Рослесхоза.
Лицо, выигравшее конкурс, и организатор конкурса подписывают протокол о его результатах, на основании которого и заключается договор аренды участка лесного фонда (ст. 35 ЛК РФ).
По решениям органов государственной власти субъектов РФ, принимаемым по представлению территориальных органов Рослесхоза, участки лесного фонда могут предоставляться в безвозмездное пользование (ст. 36 ЛК РФ). По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно Лесному кодексу, участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года (ст. 43). В краткосрочное пользование они предоставляются лесопользователям либо по результатам лесного аукциона, либо на основании решений органов государственной власти субъектов РФ посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. На ос-новании указанных документов леса могут предоставляться в пользование для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории.
В иных случаях участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование по ре-зультатам лесных аукционов, которые организуются и проводятся территориальными органами Рослес-хоза. Состав аукционных комиссий утверждается органом государственной власти субъекта РФ. Лесные ресурсы на лесной аукцион выставляет орган государственной власти субъекта РФ по представлению территориального органа Рослесхоза. По результатам лесного аукциона оформляется протокол, который подписывается лицом, выигравшим аукцион, и его организатором. Протокол имеет силу договора. В нем указываются:
1.5 Лицензионно-договорные основы права пользования объектами животного мира
Особенности лицензирования пользования животным миром и развития договорных отношений в данной сфере предусмотрены Федеральными законами "О животном мире", "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", "О континентальном шельфе Российской Федерации", некоторыми другими актами.
Правом пользования животным миром в Российской Федерации могут обладать граждане и юридические лица, в том числе иностранные, а также лица без гражданства.
Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями пользование животным миром осуществляется на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок (ст. 35 ФЗ "О животном мире").
Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам РФ:
Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ст. 36 ФЗ "О животном мире").
Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заявку (ст. 37).
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований. Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются гражданам соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по заявкам граждан в соответствии с установленным порядком, а также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
Для регулирования права пользования водными биоресурсами Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" использует такие инструменты как разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов и договор пользования рыбопромысловым участком (глава 4).
1.6 Особенности лицензирования деятельности по удалению отходов в окружающую среду
Лицензирование данного вида деятельности регулируется Федеральным законом "Об охране окружающей среды", природоресурсными актами законодательства, Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, другими нормативными правовыми актами.
Речь идет о лицензировании выбросов предприятиями загрязняющих веществ в атмосферу, сброса сточных вод и размещения (захоронения) твердых отходов производства и потребления, захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра. Удаление отходов в окружающую среду регулируется в экологическом праве как вид пользования соответствующим природным ресурсом - атмосферным воздухом, водами, землями, недрами.
Активную роль в лицензировании в данной сфере играет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ростехнадзор выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух, осуществляет лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется.
Гарантией, обеспечивающей выполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по удалению названных выше видов отходов, служит проведение государственной экологической экспертизы экологических обоснований соответствующих лицензий.
Для принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган проводит экспертизу представленных материалов, определяет условия действия лицензии и при необходимости проводит экологическое аудирование предприятия, обратившегося с заявлением.
Информация о работе Особенности лицензирования пользования отдельными видами природных ресурсов