Особенности периода раннего детства и его значение в овладении речью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 20:50, реферат

Описание работы

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей. Н.М. Аксарина в своей книге «Воспитание детей раннего возраста» отмечает несколько таких особенностей. Основной особенностью она называет интенсивный темп развития. Быстро происходит физическое развитие, совершенствуются все функции организма. К трем годам ребенок овладевает основными движениями и тонкими движениями пальцев. Ориентируется в форме, цвете, величине предметов.

Содержание работы

1.Особенности периода раннего детства и его значение в овладении речью 2стр
2.Лексическое развитие ребенка
4стр
3.Список литературы

Файлы: 1 файл

особенности развития ребенка.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РК

Карагандинский колледж актуального образования «Болашак»

 

 

 

 

Реферат

Тема: Особенности периода раннего детства и его значение в овладении речью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Архипенко В.С.

Д-14-4(11)

                                                                          Проверила:Заверина Е.В.

 

 

 

                                                  Караганды-2014.

Содержание:

1.Особенности периода раннего детства и его значение в овладении речью                                              2стр                                                                   

2.Лексическое развитие ребенка 

4стр                      

3.Список литературы

13стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности периода раннего детства и его значение в овладении речью

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей. Н.М. Аксарина в своей книге «Воспитание детей раннего возраста» отмечает несколько таких особенностей. Основной особенностью она называет интенсивный темп развития. Быстро происходит физическое развитие, совершенствуются все функции организма. К трем годам ребенок овладевает основными движениями и тонкими движениями пальцев. Ориентируется в форме, цвете, величине предметов.

Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма, скачкообразность развития. Неравномерность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность в развитии педагоги выявили периоды особой чувствительности детей раннего возраста к определенным видам воздействия и выделили ведущие линии в его развитии. Они подчеркивали, что при воспитании детей особое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают вновь, впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого.

Советские и российские ученые-педагоги, работающие с детьми раннего возраста Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора отмечали, что существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей, а также ведущая роль взрослого в развитии ребенка, который обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Большое значение в психическом развитии отводится овладение речью. На протяжении трех лет у ребенка развиваются все функции речи, а с ней и мышление. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания.

У детей развивается мышление: они сравнивают, устанавливают сходство, обобщают, делают элементарные умозаключения. У детей быстро развиваются психические процессы: внимание, память, воображение. Закладывается эмоциональная основа личности.

Известно, что для развития разных психических функций, в том числе и для речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Развивая положение о сензетивных периодах развития, выдающийся психолог Л.С. Выготский отмечал, что если ребенок до трех лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому.

 В связи с этим проблема  раннего опознавания и коррекции  отклонений в речевом развитии  у детей приобретает особое значение для их полноценного развития и обучения.

Характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость. Здоровый ребенок обладает богатым потенциалом развития.

К трем годам у детей уже накоплен достаточный словарный запас. Ребенок может правильно называть предметы, отвечая на вопросы: что это? кто это? Дети видят особенности предметов, выделяют признаки и качества (какой?), определяют цвет предмета, могут правильно ответить, согласовав имя существительное с именем прилагательным (глубокая тарелка, зеленое пальто, синий шарф). У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (одежда, посуда, мебель).

Речь является инструментом развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения в школе.

Основная единица языка – слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.

Таким образом, обогащение и активизация словаря в общей системе речевой работы с детьми раннего возраста занимают ведущее место.

 

Лексическое развитие ребенка.

Одним из первых значение речи для развития ребенка стал изучать Л.С. Выготский. Позднее этому вопросу посвятили много исследований А.Р. Лурия , М.М. Кольцова. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них. Слово вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе. Освоение языка изменяет действия ребенка. Действия ребенка на третьем году жизни становятся нацеленными и приобретают произвольный характер.

Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием восприятия, внимания, мышления, памяти, обогащением сенсорного опыта. Способствует формированию и совершенствованию понимания речи развитие двигательно-кинестетического анализатора.

Анализ литературных данных показал, что предпосылки развития детской речи определяются двумя факторами. Первый – это неречевая предметная деятельность самого ребенка, а именно расширение связей с окружающим миром через конкретное (чувственное) восприятие мира. Второй - это обогащение словаря за счет активной речевой деятельности взрослых, прежде всего, матери.

Развитие лексики во многом зависит от социальной среды, в которой воспитывался ребенок. Возрастные показатели словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются  в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития, по наблюдениям М. М. Кольцовой, слова не разграничиваются друг от друга, реакция ребенка происходит на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией.

На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко — моко, собака — бака).

На этом этапе слово не обладает еще грамматическим значением. Большинство исследователей этот этап развития детской речи называют стадией «слово-предложение», в котором выражается либо повеление (дай), либо указание (там), либо называется предмет (киса) или действие (бай).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.

Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения [8]. Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.

По мнению А. Р. Лурия, первоначально при формировании предметной соотнесенности слова оказывают большое внимание побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе.

На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывает влияние ситуация, жест, мимика, интонация, а слово имеет диффузное, расширенное значение. В этот период предметная соотнесенность слова может легко потерять свою конкретную предметную отнесенность и приобрести расплывчатое значение. Развитие связи между языковыми знаками и действительностью является центральным процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе.

На начальном этапе овладения знаками языка имя предмета является как бы частью или свойством самого предмета. Л. С. Выготский назвал этот период развития значения слова «удвоением предмета». На этом этапе значение слова является способом закрепления в сознании ребенка представления о данном предмете.

На первых стадиях знакомства со словом ребенок еще не может усвоить слово в его «взрослом» значении. При этом, отмечается феномен неполного овладения значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов.

Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.

В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря.

Таким образом, сначала ребенок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознает их и открывает функции знаков.

Несмотря на то, что к 3,5 — 4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер, процесс формирования на этом еще не заканчивается.

В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова.

Вначале значение слова полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение. Параллельно с уточнением значения слова происходит и развитие структуры значения слова. В зависимости от интонации слово приобретает то или иное значение (ирония, насмешка). На значение слова оказывает влияние и связь с другими словами, слово приобретает различные оттенки значения в зависимости от контекста.

В качестве основных выделяются следующие компоненты значения слова (Ушакова О.С.):

- денотативный компонент, отражение  в значении слова особенностей  денотата (стол — это конкретный  предмет);

- понятийный, концептуальный или  лексико-семантический компонент, отражающий  формирование понятий и связей  слов по семантике;

- конатотивный компонент — отражение  эмоционального отношения говорящего  к слову;

- контекстуальный компонент значения  слова (холодный зимний день, холодный  летний день, холодная вода в  реке, холодная вода в чайнике).

В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной.

Исследования показывают, что ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением.

Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова. С большим трудом дошкольники овладевают переносным значением слова и афоризмами.

В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1 до 2,5 лет, отмечаются явления сдвинутой референции, или «растяжения» значений слов, «сверхгенерализации». При этом отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков (форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества и др.), а также общее функциональное назначение предметов.

При этом обращает на себя внимание то, что ребенок объединяет одним словом признаки, которые являются психологически более значимыми для него на данном этапе психического развития.

По мере развития словаря «растяжение» значения слова постепенно сужается, при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых.

Изменение значения слова, таким образом, отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с когнитивным развитием ребенка.

Л. С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста — наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий.

Информация о работе Особенности периода раннего детства и его значение в овладении речью