Особенности психосоциальной работы с молодёжью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение сущности и содержания психосоциальной работы с молодёжью.

Содержание работы

Введение 3
1. Социально-психологические особенности молодежи 3
2. Особенности психосоциальной работы с молодёжью 9
Заключение 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 33.96 Кб (Скачать файл)

     Базисными видами  деятельности специалистов, указанных  служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

     В системе психологического  консультирования различают:

- возрастно-психологические (контроль  за состоянием психологического  развития ребенка);

- семейное психологическое консультирование ( оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

- психолого-педагогическое консультирование  преподавателей и воспитателей;

- консультационная работа социального  работника, в функции которого  входит прежде всего задача  представления интересов и прав  клиента в широком социальном  окружении. 

     Специалист, работающий  в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами семейного психологического консультирования:

1. Принцип анализа подтекста  (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).

2. Принцип отказа от конкретных  рекомендаций ( ибо человек сам  должен принять решение о своей  собственной судьбе).

3. Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).

4. Принцип системности ( выделение  системной единицы анализа, будь  то индивидуальное сознание, или  же семья как целое, или же  индивидуальный жизненный путь  как целое.

5. Принцип уважения личности  клиента (отказ от установки  на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента). 
6. Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта ( различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.

     Основными направлениями  деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и  подросткам, являлись до недавнего  времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.

     Однако масса проблем  интимной жизни детей, право  на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психо-терапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".

     В настоящее время  во многих регионах России  открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости ( через "телефон доверия" и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п. 4

     Получили развитие  и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную, лечебно-профилактичнскую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

     Активно формируются  и интенсивно развиваются в  России службы планирования семьи  и полового воспитания. Согласно  определению ВОЗ, под планированием  семьи подразумеваются такие  методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях социально-экономического кризиса  в нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается  относительно худшим, чем у других групп населения. Следует признать, что за последние годы наша молодежь лишилась многих возможностей для самореализации. Общество и государство словно забыли о необходимости создании стартовых возможностей для нового поколения, о том, как помочь ему войти в жизнь и не оступиться.

В настоящее  время в Российской Федерации  государством не создано необходимых  условий, обеспечивающих реализацию права  молодых граждан на труд, образование. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим  потерям для молодого поколения, но и в целом для страны.

Политика в сфере социальной защиты проводится без обратной связи, что приводит к ее неэффективности. Молодые люди не могут с уверенностью сказать, что относятся к социально  защищенной группе населения, ходя они  молоды и должны иметь большие  жизненные перспективы и возможности  для самореализации. В результате комплекс социально-экономических  проблем отягощается ещё и психологическими проблемами и без того имеющими плодородную почву в этом возрасте.

Технологии  психосоциальной работы с молодежью – важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно молодежь будет определять судьбу нашей страны в XXI веке.

 

 

Список литературы

 

    1. Айзенкоп Б.М. Молодежная политика в Российской Федерации: поиск оптимальных решений. – М.: Макс-Пресс, 2003.
    2. Борисенко М.Д. Социальная работа в молодёжной среде. М.: Дикс, 2006
    3. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие/ Отв. ред. д.и.н., Е.И. Холостова; д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2001.
    4. Социология молодежи. // Под ред. В. Т. Лисовского. Спб: СПбГУ. 1996.
    5. Государственная молодежная политика в Российской Федерации. – М.: Логос, 2003.
    6. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М.: Голос, 2001.
    7. Молодежь на пороге 21 века: социальные проблемы. – Великий Новгород, 2001.
    8. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2008
    9. Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 140 с.

 

1 Борисенко М.Д. Социальная работа в молодёжной среде. М.: Дикс, 2006 с .77

2 Борисенко М.Д. Социальная работа в молодёжной среде. М.: Дикс, 2006 с . 81

3 Борисенко М.Д. Социальная работа в молодёжной среде. М.: Дикс, 2006 с .69

4 Борисенко М.Д. Социальная работа в молодёжной среде. М.: Дикс, 2006 с . 90

5 Там же. с .93

 


Информация о работе Особенности психосоциальной работы с молодёжью