Особенности развития дыхательной системы у занимающихся гиревым спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель: особенности развития дыхательной системы у занимающихся гиревым спортом в группе спортивного совершенствования.
Задачи:
Исследовать особенности развития дыхательной системы;
Рассмотреть основные задачи и содержание тренировочного процесса;
Дать характеристику тренировочному процессу в гиревом спорте;
Рассмотреть физиологические особенности дыхательной системы.

Содержание работы

Введение………………………………..…………………………………………4
1 глава. Характеристика тренировочного процесса в гиревом спорте……….5
1.1 Задачи занятий гиревым спортом
в группе спортивного совершенствования…………………………………….10
2 глава. Развитие дыхательной системы
у занимающихся гиревым спортом …………………………………………….14
2.1. Физиологические особенности дыхательной системы …………………..14
2.2. Характеристика развития дыхательной системы
у занимающихся гиревым спортом
в группе спортивного совершенствования………………................................24
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

гиревой спорт.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

С января 2005 года проводились наблюдения и видеосъемки выступлений спортсменов различной квалификации. По возрастным группам анализу подвергались видеозаписи старших юношей и мужчин. Проводился опрос судей, тренеров и спортсменов во время соревнований различного ранга (Всероссийских, региональных и др.)14.

Видеосъемки, с целью определения частоты дыхания и степени использования различных видов дыхания в соревновательных условиях, проводились со стороны спины, во фронтальной и боковой плоскостях. Со стороны спины частота дыхательных циклов определялась по числу отведения и приведения лопаток. Активное движение лопаток в исходном положении пред очередным выталкиванием гирь вверх (И.П.) характерно при грудном дыхании. В этой же статической позе и во время фиксации при диафрагмальном дыхании у спортсменов можно наблюдать, как при вдохе живот "выпячивается", а при выдохе "втягивается" при слабо выраженной экскурсии грудной клетки. Диафрагмальный вид дыхания хорошо виден в кадрах, снятых в боковой и фронтальной плоскостях. Также, просматривая видеозаписи можно услышать дыхание спортсмена. У многих спортсменов оно становится громким после 2-3 минут соревновательного времени.

При  выполнении  упражнений дыхание  должно  быть  спокойным  и  ритмичным, без  задержек. Вдох  должен производиться  при  расширении  грудной  клетки, выдох -  при  её  сжатии. Обычно  акцентированную  часть  упражнения, например  выжимание, следует сопровождать  выдохом.

Для большинства спортсменов-гиревиков в упражнении толчок характерно грудное дыхание. В процентном отношении в И.П. диафрагмальное дыхание наблюдалось у 24,3% взрослых спортсменов и у 34,5% старших юношей. Во время фиксации гирь вверху эти цифры имеют следующую пропорцию: взрослые - 8,6%, старшие юноши - 15,5%.

Исследователями отмечается, что частота дыхания является функцией частоты подъемов гирь в соревновательном упражнении и определяется квалификацией спортсмена. В упражнении толчок у спортсменов-гиревиков имеющих I спортивный разряд и КМС в исходном положении перед очередным выталкиванием гирь наблюдается 6-8 дыхательных циклов уже после трех минут соревновательного времени. Спортсмены высокой квалификации в И.П. совершают 1-3 дыхательных циклов. В цикле выполнения самого упражнения количество дыхательных циклов колеблется от 1,5 (выдох - вдох - выдох) до 3,5 (4 выдоха и 3 вдоха) в зависимости от вариантов дыхания.

Варианты дыхания можно разделить на четыре группы. Такое деление является условным, так как вариантов на самом деле гораздо больше.

Первый вариант: полуприсед - выдох, движение до фиксации - вдох, фиксация - задержка дыхания на вдохе (натуживание), опускание гирь и амортизация - шумный резкий выдох (1,5 дыхательных цикла).

Второй вариант: полуприсед - выдох, движение до фиксации - вдох, фиксация - выдох, опускание гирь - вдох, амортизация - выдох (2,5 дыхательных циклов).

Третий вариант: полуприсед - выдох, выталкивание - вдох, полуподсед - выдох, вставание из полуподседа - вдох, фиксация - выдох, опускание - вдох, амортизация - выдох (3,5 дыхательных циклов).

Четвертый вариант: полуприсед - выдох, выталкивание - вдох, движение до фиксации - выдох, во время фиксации - вдох-выдох (диафрагмальное дыхание), опускание - вдох, амортизация - выдох (3,5 дыхательных циклов)15.

Первый вариант дыхания наблюдается в выступлениях спортсменов низкой квалификации, и в группах Б на крупных соревнованиях. Второй вариант дыхания наблюдается на соревнованиях высокого ранга и в группах А у спортсменов высокой квалификации.

Третий вариант дыхания характерен для спортсменов, у которых длительность фаз полуподседа и вставания из полуподседа дольше, чем у остальных спортсменов (от 0,56 до 0,64 с). Наиболее яркий представитель - МСМК С. Меркулин. Четвертый вариант дыхания характерен для спортсменов, у которых наиболее продолжительное время фиксации гирь вверху (от 0,6 до 1,5 с).  Наиболее яркий представитель - ЗМС С. Мишин.

Опрос судей, тренеров и спортсменов показывает, что обучение дыханию ими проводится непосредственно при выполнении соревновательных упражнений с гирями. В спортивной литературе по гиревому спорту (А.И. Воротынцев, 2002 и др.) подробно описываются варианты дыхания. Однако авторы не рассматривают виды дыхания. Таким образом, в литературе мы находим ответ на вопрос "когда дышать". Остаются открытыми вопросы "чем дышать" (грудной и диафрагмальный виды дыхания) и "как дышать" (глубоко или поверхностно, часто или редко) когда гири общим весом 64 кг оказывают огромное давление на весь опорно-двигательный аппарат и на грудную клетку в том числе.

Рассмотрим координацию двигательных действий и дыхательных движений в некоторых отдельных фазах упражнения16.

В И.П., если локти упираются в мышцы живота, а гири лежат на груди, дыхание будет затруднено. У новичков в И.П. наблюдается приподнимание и опускание гирь, лежащих на груди, в такт вдоху и выдоху. Это, безусловно, снижает экономичность движений, дополнительно утомляя дыхательные мышцы грудной клетки. Однако если локти находят прочную опору на гребнях подвздошных костей (или на ремне), то дыхание облегчается. При этом становится возможным как грудное, так и диафрагмальное дыхание. В фазе полуприседа брюшная полость и грудь подвергаются сдавливанию, гиревик совершает естественный выдох. В фазе выталкивания гирь вверх грудная клетка и живот освобождаются от давления силы тяжести, спортсмен выполняет вдох.

Правила соревнований гласят, что фиксация - это видимая остановка гирь вверху на прямых руках. Спортсменам низкой квалификации трудно выполнять это требование. Из-за отсутствия навыков, они задерживают дыхание во время фиксации до момента опускания гирь на грудь. При задержке дыхания на вдохе во время фиксации гирь вверху, гири не прекращают свое движение в горизонтальной плоскости. Во время фиксации гирь вверху положение рук, лопаток (весь пояс верхних конечностей) и степень напряжения мышц для их фиксации вызывает затруднение, а иногда даже невозможность грудного дыхания. Однако при этом диафрагмальное дыхание физически ничем не затрудняется. Зато имеются трудности по координации дыхания и расслабления мышц живота, не участвующих в удерживании гирь верху.

Рассматривая соотношение видов дыхания у старших юношей и у взрослых, можно предположить, что больший процент использования диафрагмального дыхания у первых показывает на рациональную и более экономичную технику толчка. Она и дает им возможность на равных соревноваться с взрослыми спортсменами. На соревнованиях на Кубок России 2007 года в весовой категории до 60 кг победителем стал Д. Бенидзе (1990 г.р.). В упражнении толчок он выполнил 80 подъемов. Видеозапись выступления этого спортсмена показывает, что в И.П. и в положении фиксации гирь вверху он выполнял по два вдоха и выдоха, используя диафрагмальный вид дыхания. Если для сравнения просмотреть видеозапись его выступления на Чемпионате России 2005 года в г. Жукове, то можно определить, что у него был первый, самый нерациональный из описанных выше вариантов дыхания. Показанный им результат в упражнении толчок равнялся 13 подъемам. В пользу диафрагмального дыхания также свидетельствуют видеозаписи ведущих спортсменов-гиревиков России, которые еще задолго до принятия новых Правил 2005 года использовали диафрагмальное дыхание17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В российских учебных заведениях  сегодня устойчиво возрастает интерес студентов к гиревому спорту, уровень их мастерства постоянно повышается, многие из них достаточно основательно распознали многие тайны спортивного самосовершенствования с помощью отягощений. В силу своих специфических особенностей гиревой спорт никогда не был и не будет таким зрелищным и эмоциональным, притягательным и привлекательным, как футбол и хоккей, баскетбол и теннис, волейбол, бадминтон, другие игровые виды спорта.

Но гиревой спорт, в свою очередь, обладает немалыми преимуществами. Упражнения с гирями способствуют не только развитию физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости) и умений, но и являются проверенным и надежным средством моментального снятия умственной усталости (переутомления), повышения энергетической заряженности организма, разумного расходования своих сил и энергии в повседневной созидательной деятельности. Гиревой спорт способствует выработке экономичных, высокоточных и строго дозированных движений. Он помогает человеку экономно расходовать свои силы, энергию и умения; содействует быстрому овладению многими навыками высокопроизводительного труда.

Этап совершенствования спортивного мастерства. Возраст начала этапа – 16-17 лет, продолжительность – 3 года. К этому времени практически завершается рост тела, костей стопы и кисти, заканчивается срастание тазовых костей, происходит значительное нарастание мышечной ткани и мышечной силы. Завершается развитие иннервации мышц, что делает возможным длительное выполнение тонко дифференцированных движений. В этом возрасте повышается способность к выполнению как интенсивных кратковременных нагрузок, так и продолжительной физической тренировочной работы. На этом этапе происходит дальнейшее повышение аэробных и анаэробных возможностей организма юных спортсменов. В значительной степени на возраст начала и окончания этапа совершенствования спортивного мастерства влияют индивидуальные особенности биологического развития.

Разнообразие двигательных навыков в гиревом спорте предъявляет высокие требования к учебно-тренировочному процессу как в целом, так и с учетом индивидуальных особенностей биологического развития спортсменов.

Особое внимание в тренировочном процессе на курсах совершенствования должно быть уделено развитию дыхательной системы.

Дыхание во время упражнений должно сочетаться с движениями и быть равномерным и продолжительным (если нет специальных указаний). Это значит, что вдох (выдох) должен начинаться в момент начала движения и продолжаться на всем его протяжении, а с окончанием движения вдох (выдох) должен закончиться. С началом движения в обратном направлении начинается выдох (вдох) и т.д. Если движение медленное – медленный вдох (выдох), а если быстрое – быстрый. В упражнениях с отягощениями, как правило, во время наибольшей нагрузки выполняется выдох. Это способствует лучшей работе сердечно-сосудистой системы.

Дыхание при толчке - является существенным компонентом техники толчка. Частотой дыхания регулируется темп выполнения упражнения. При поднимании гирь на грудь производится полный вдох и выдох. В момент выталкивания гирь с груди производится выдох или задержка дыхания, а при фиксации гирь вверху - вдох. При опускании гирь на грудь производится выдох.

Выполняя упражнение по длинному циклу гири опускаются с груди на выдохе без задержки дыхания, а дополнительные циклы дыхания производятся после взятия гирь на грудь. Разучивание толчка проводится по элементам  техники сначала 6ез гирь, затем с одной гирей,  с  двумя облегчёнными гирями и в конце с соревновательными гирями.

После разучивания толчка по элементам техники упражнение выполняется в целом в той же последовательности (без гирь - имитация, с  одной гирей, с облегченными гирями, с соревновательными гирями).  При разучивании толчка необходимо обратить внимание на следующий основной момент. Толчок гирь с груди выполняется главным  образом за счет активной работы ног и туловища. Руки при этом выполняют функцию направляющего звена. При разучивании техники большую помощь может оказать работа перед зеркалом.

Дыхание при рывке - при рывке активное выпрямление туловища и ног осуществляется на задержке дыхания. В момент фиксации гири вверху-выдох. При опускании гири производится вдох и выдох, на махе гири сзади задержка дыхания, а в начале выпрямления туловища и ног - вдох.

Разучивание рывка проводится по элементам техники в такой последовательности:

  • подрыв;
  • перехват;
  • фиксация и опускание.

После разучивания рывка по элементам, упражнение выполняется в целом, сначала с облегченной гирей, а затем с соревновательной.

При разучивании рывка необходимо обратить внимание на следующие основные моменты:

На замахе рукоятку гири надо держать как можно ближе к паховой

области, при этом рука в лучезапястном суставе не сгибается, а кисть развернута ладонью наружу. Это позволит выполнить тягу преимущественно мышцами спины и ног. В момент фиксации работающая рука должна находиться как можно ближе к голове (до касания ею уха).  При опускании гири обратить внимание на первоначальное движение кистью (супинация) и активный сброс рукоятки гири на пальцы.

 

 

Список использованной литературы

  1. Ануров Л.В. Гиревое жонглирование на начальном этапе занятий гиревым спортом // Пути развития инновационных спортивно-оздоровительных программ в сфере досуга детей и молодёжи: Сборник тез. конф. - М.: Советский спорт, 2000. - С. 39-40.
  2. Архангородский В.С. Гиревой спорт. – К.: Здоров’я, 1980. – 52 с.
  3. Балакшин В.Н., Моренченко С.В. Физическое воспитание: Учеб. пособие по атлетической гимнастике и гиревому спорту для студентов всех специальностей. – Саратов: Изд-во Саратовск. гос. техн. ун-та, 2001. – 66 с.
  4. Воротынцев А.И. Гиревой спорт: методика обучения технике классических упражнений. – Липецк: МФГС, 2003. – 26 с.
  5. Воротынцев, А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых / А.И. Воронынцев. – М.: Советский спорт, 2002. – 272 с.: ил.
  6. Гиревой спорт / Авт.-сост.: А.М. Горбов. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 191 с.
  7. Гиревой спорт: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /авт.-сост.: И.П. Солодов, В.Б. Шванев, О.А. Маркиянов, Г.П. Виноградов, В.С. Соловьев, Б.Н. Глинкин, А.Л. Атласкин, В.Ф. Тихонов. – М.: Советский спорт, 2009. – 105 с.
  8. Гиревой спорт в России, пути развития и современные технологии в подготовке спортсменов высокого класса: Всероссийская научно-практическая конференция / сост. И.В. Морозов. – Ростов н/Д: Рост. гос. строительный ун-т, 2003. – 108 с., ил.
  9. Гиревой спорт: Правила соревнований. – Рыбинск: Президиум ВФГС, 2007. – 12 с.
  10. Дворкин, Л.С. Силовые единоборства: атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / Л.С. Дворкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 384 с.
  11. Добровольский, С.С. Техника гиревого двоеборья и методика ее совершенствования: Учебное пособие / С.С. Добровольский, В.Ф. Тихонов. – Хабаровск: ДВГАФК, 2004. – 108 с.: ил.
  12. Жирнов А.Н. Гиревой спорт: Методическое пособие. – Тамбов: Изд-во ТВАИИ, 2003. – 74 с.
  13. Зайцев, Ю.М. Занимайтесь гиревым спортом / Ю.М. Зайцев, Ю.И. Иванов, В.К. Петров. – М.: Советский спорт, 1991. – 48 с.
  14. Методики повышения спортивного мастерства в гиревом спорте /сост. И.В. Морозов//Ежегодник, вып. №2. – Ростов-н/Д: Ростовский филиал РСБИ, 2008. – 112 с.: ил.
  15. Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации: Методические рекомендации / под редакцией И.И. Столова; составители: А.В. Егорова, Д.Г. Круглов, О.Е. Левочкина, И.И. Столов, С.В. Усков, Д.И. Черноног. – М: Советский спорт, 2008. – 136 с.
  16. Пилипко В.Ф., Клименко А.И., Трубицына О.В. Адаптационные проявления у спортсменов-гиревиков при развитии физических качеств силы и выносливости // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). – 2002. – № 7. – С. 14-18.
  17. Поляков, В.А. Гиревой спорт: Метод. пособие / В.А. Поляков, В.И. Воропаев. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 80 с.
  18. Ромашин, Ю.А. Гиревой спорт: Учебно-методическое пособие / Ю.А. Ромашин, Р.А. Хайруллин, А.П. Горшенин. – Казань: Комитет по ФКС и Т, 1998. – 67 с.
  19. Ромашин Ю.А. Её величество гиря: Методические рекомендации для занятий гиревым спортом // Спортивная жизнь России. – 2002. – № 1. – С. 23.
  20. Столов, И.И. Спортивная школа: начальный этап: учебное пособие / И.И. Столов, В.В. Ивочкин. – М.: Советский спорт, 2007. – 140 с.
  21. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное, правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: Документы и материалы (2002 – 2008 годы) / Авт.-сост. В.А. Фетисов, П.А. Виноградов. – М.: Советский спорт, 2008. – 1104 с.
  22. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.
  23. Филиппов, С.С. Муниципальная система физической культуры школьников: организационно-педагогические условия формирования: Монография / С.С. Филиппов, В.В. Жгутова. – М.: Советский спорт, 2004. – 184 с.
  24. Черкесов Ю.Т., Эбзеев М.М., Ингушев Ч.Х., Эрикенов С.М., Мусакаев В.М. Структура рывка гири и особенности проявления биомеханических характеристик // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 11. – С. 49-51.
  25. Элементы гиревого спорта в силовой подготовке студентов / сост.: , И. В. Переверзева, Н. Д. Ларин. – Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 60с.

Информация о работе Особенности развития дыхательной системы у занимающихся гиревым спортом