Особенности русской социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:32, доклад

Описание работы

Одна из особенностей российской социологии связана с рассмотрением в качестве центральной проблемы прогресса в обществе. Что считать прогрессом: развитие общества либо человека и как к нему идти: революционным или эволюционным путем — эти два вопроса были характерными для российской социологии. В связи с поиском "формулы прогресса" и путей его достижения особое значение российские социологи уделяли вопросам социальной мотивации, социального поведения, социального взаимодействия. Отсюда в качестве постоянно присутствующей проблема взаимоотношения личности и группы. Здесь российская социология воспроизводила одну из центральных линий развития мировой социологии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 29.00 Кб (Скачать файл)

Особенность русской  социологии

Одна из особенностей российской социологии связана с рассмотрением в качестве центральной проблемы прогресса в обществе. Что считать прогрессом: развитие общества либо человека и как к нему идти: революционным или эволюционным путем — эти два вопроса были характерными для российской социологии. В связи с поиском "формулы прогресса" и путей его достижения особое значение российские социологи уделяли вопросам социальной мотивации, социального поведения, социального взаимодействия. Отсюда в качестве постоянно присутствующей проблема взаимоотношения личности и группы. Здесь российская социология воспроизводила одну из центральных линий развития мировой социологии.

Еще одна важная особенность российской социологии — ее тесная связь и, по существу, переплетение с социально-философским анализом. Русская социология в своей национально-специфической форме прошла путь, характерный в целом для мировой социологии: от философии к социальной философии и далее через социальную теорию к теоретической социологии.

Особенность российской социологии заключалась  в постоянном противоборстве двух тенденций  — реалистической и утопической. Каждая из них получала свое воплощение не только в теоретических аргументах, но и в политических программах целых  общественных движений — либерализма и радикального народничества. Реалистические идеи либералов находили свое социологическое выражение в концепции многофакторного развития общества, в рамках которой общество рассматривалось в состоянии сложного динамического равновесия между социальными субъектами и основными социальными формами их жизни. В названной концепции получили отражение идеи социального плюрализма, равнозначности и равноценности общества и личности, необходимости установления между ними отношений солидарности.

Что касается утопических идей, то социологи, утверждавшие их в своих  работах и в практике деятельности на стороне революционного народничества, исходили из одномерного представления  об обществе как агрегате, который  требует своего социального переустройства. Для этого нужно, по их мнению, создание хорошего научного социального проекта революционного преобразования общества, которое можно осуществить исключительно на основе активности субъективного фактора, т.е. воли и желания людей изменить мир. При этом речь шла об активности не столько общества в целом, сколько группы наиболее мыслящих социальных субъектов, к тому же обладающих важными для достижения этой задачи чисто личностными качествами: храбростью, неустрашимостью, последовательностью в реализации поставленных целей, волей и т.д.

Нельзя не сказать  о довольно сильном влиянии на российскую социологию христианской философии, без чего особенности становления  первой не будут поняты до конца. В  России, как хорошо известно, воздействие  религиозного мировоззрения было весьма значительным и не могло не сказаться на развитии социологии. В этом плане достаточно назвать лишь несколько "знаковых" имен: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, СЛ. Франк, определивших возникновение христианской социологии. Несомненно, под влиянием религиозной философии и социологии происходило обращение к жизненному миру конкретного человека, выражавшееся в стремлении описать структуру его сознания на базе применения методов "понимающей" науки.

Отсюда может быть выведена еще  одна особенность российской социологии — наличие в ней двух парадигм: объективной и субъективной. В западноевропейской классической социологии эти парадигмы, как известно, были связаны с именами наиболее ярких их выразителей — Э. Дюркгейма и М. Вебера. В российской социологии ситуация оказалась более сложной и не столь заметно выраженной — как с точки зрения персоналий, так и в плане социологического анализа. Правда, на начальном этапе возникновения социологии дихотомия "объективизм — субъективизм" была весьма заметной, что объяснялось исходной ориентацией этой науки в России на общественную практику и обслуживание ее интересов. Отсюда субъективная парадигма была представлена гораздо сильнее. Но по мере развития социологической науки и движения ее к поиску национально-особенного пути развития общества обе парадигмы стали сближаться в рамках тенденции их синтеза.

Так сформировалась еще одна особенность  российской социологии, которую в  литературе характеризуют в качестве органического подхода к обществу. Речь идет о стремлении представить мир "как некое иерархизированное целое, где общество и человек хотя и своеобразные, но только элементы системы.

Несмотря на теоретический и  практический интерес к миру и  обществу как его органичной части, центром притяжения социологического внимания в российской науке всегда оставался человек. Проблема человека традиционно считалась ключевой. Антропологизм как один из основных методологических принципов составлял важную особенность российской социологии. Отсюда в ней проявлялся большой интерес к этическим проблемам жизни общества, которые в работах социологов были тесно связаны с поведением человека.


Информация о работе Особенности русской социологии