Особенности социальной работы за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:43, реферат

Описание работы

. Система социального обеспечения в Японии, второй экономической державы мира, вышедшей, по данным ООН (1993 г.), на первое место по сводному показателю качества жизни, представляет, на наш взгляд, интерес для российского общества. Особого внимания заслуживают такие ее стороны, как массовый охват населения пенсиями и страхованием здоровья, адресность предоставления различных видов помощи малоимущим и социально незащищенным слоям; постоянная коррекция всей системы социального обеспечения в соответствии с изменениями ситуации в стране и определение приоритетов в этой области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
Основные черты социальной политики современной Японии…..5
Социальное обеспечение населения: опыт Японии………………11
Социальное обеспечение…………………………………………...18
Заключение …………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

социальная работа в Японии.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Пермского  края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального  образования

«Пермский педагогический колледж № 1»

 

Кафедра социальной работы и педагогики дополнительного  образования

 

Реферат

На тему:

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ.

 

                                                                    

                                                                    Шалимовой Валерии Сергеевны

                                                      Специальность 040401 –

                                              Социальная работа

                                             Курс II, группа 21

                                                      Форма обучения: очная

                                          Преподаватель:

                                                                   Репета Александр Николаевич

                                               

 

 

 

Пермь, 2013

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………..3

Основные черты социальной политики современной Японии…..5

Социальное  обеспечение населения: опыт Японии………………11

Социальное обеспечение…………………………………………...18

Заключение …………………………………………………………22

Список использованной литературы………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Япония — государство, расположенное на островах в западной части Тихого океана. Омывающие Японию моря и океан имеют для неё огромное значение как источник биологических продуктов, минеральных и энергетических ресурсов. Климат Японии в целом довольно благоприятен с точки зрения ведения сельского хозяйства и проживания людей. Климатические условия разных районов заметно отличается друг от друга. Население по численности населения (123 920 тыс. чел. на 1 марта 1995 г.) Япония занимает 7-е место в мире. За 100 лет её население увеличилось в 3 раза. Плотность Японии отличается исключительной национальной однородностью (99% японцев). Более 3/4 населения — горожане. Сельское население непрерывно сокращается. 60% городского населения сосредоточено в четырёх крупных городах — агломерациях. За последние десятилетия характер естественного движения населения резко изменился. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу воспроизводства населения. Эта “демографическая революция” произошла в очень короткие строки. Она явилась следствием социально-экономических преобразований в японском обществе, достижений в области образования и здравоохранения. Япония — государство с самым низким показателем детской смертности в мире. Большое влияние также оказала государственная демографическая политика.  
Соотношение мужчин и женщин в населении Японии почти равно единице. В последние годы процесс “старения” населения, как результат снижения рождаемости и роста продолжительности жизни, становится острой  
проблемой в Японии. Этот процесс происходит здесь гораздо быстрее, чем в других развитых странах. Уровень безработицы в Японии в настоящее время гораздо ниже, чем в других развитых странах. Обострение проблемы занятости населения было вызвано ускоренной трансформацией производственной структуры и ростом технической оснащенности производства. Японское государство предприняло ряд мер: с помощью налоговых льгот оно стимулировало частные компании к созданию новых рабочих мест, переквалификации своих работников, к использованию рабочей силы, занятой неполный рабочий день, к привлечению капитала в районы, где имелся избыток рабочей силы. Кроме того, государство выделило свои собственные средства, чтобы обеспечить приоритетное создание предприятий в трудоизбыточных районах, а также взяло на себя расходы по перемещению рабочей силы из районов, имеющих излишки рабочей силы, труда, где ощущается её нехватка. В целом такая государственная политика оказалась весьма эффективной. Японцев  
постоянно гнетёт страх лишится поставок из других стран, и они стараются поддерживать хотя бы стодневный запас нефти в нефтехранилищах и в стоящих на приколе супертанкерах, просто на всякий случай.  Промышленность и энергетика Японии в значительной степени обеспечиваются за счёт импортного минерального сырья и топлива. Япония является одним из мировых лидеров в области атомной энергетики. Восемнадцать тысяч японских компаний терпят крах, по одной и той же причине, по которой они терпят крах повсюду — конкуренция. Конкуренция порой настолько суровая, что японцы боятся ее экспорта в другие страны.  
Японцы — интересный народ, они конкурируют не только в бизнесе, но и в жизни. Японские конкуренты зачастую ведут борьбу не на жизнь, а на смерть, и именно эта жестокая конкуренция в самой Японии делает их компании такими конкурентоспоспособными за границей. Одним из важнейших факторов экономического развития Японии стало широкое участие её в международной торговле технологией.

 

 

 

 

 

 

 

Основные  черты социальной политики

современной Японии.

По окончании  второй мировой войны перед Японией  встала непростая задача – разрешить  накопленные за полтора столетия социальные, политические и экономические  проблемы и превратиться в экономически развитую державу. Подписав безоговорочную капитуляцию, Япония тем самым приняла условия Потсдамской Декларации. А победившим Японию державам нужно было предотвратить возрождение ее агрессивной силы. Это оказалось возможным посредством демократизации политической структуры, ликвидации помещичьего землевладения как источника самурайского авантюризма, роспуска монополистических группировок (дзайбацу) как источника агрессии, демилитаризации экономики и наказания военных преступников.

Практически все  вышеперечисленные задачи были решены на первом этапе оккупации (1945-1947 гг.) благодаря относительному единству среди стран-победителей. В эти годы общественное мнение США помнило вероломство и жестокость японской военщины и поддерживало курс на максимальное ослабление Японии как возможного в будущем противника. В Японии была введена одна из самых демократических в мире конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба генерала Макартура и переведенная на японский язык (сами японские юристы подготовили несколько крайне реакционных вариантов конституции, с которыми страны-победители не согласились). Не решившись на ликвидацию института императорской власти, авторы Конституции ограничили ее декоративными функциями. Конституция провозгласила отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запретила ей иметь вооруженные силы. Проведенной по настоянию держав аграрной реформой завершился начатый в эпоху Мэйдзи процесс ликвидации феодальных пережитков. Заложенные в период американской оккупации демократические начала послужили толчком для продолжения внутренних реформ в Японии.

Основой реформ в Японии послужила концепция  «GoodGovernance». Новая концепция понимания  государственного управления была отражена в этом понятии, которое не имеет  в русском языке дословного эквивалента  и впервые было предложено в 1997 г. в документах Программы развития ООН. В этих документах эффективное государственное управление рассматривалось как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Предполагалось, что управление строилось на основе принципов разделения властей, народовластия, выборности и сменяемости высших должностных лиц, подотчетности институтов исполнительной власти, верховенства закона, политического плюрализма, инклюзивности и транспарентности, партисипативности, независимости средств массовой информации и имело демократический характер. Одновременно эффективность управления понималось как достижение целей в установленные сроки и с минимальными затратами общественных ресурсов. Сочетание демократичности и эффективности взаимно предполагало и обуславливало друг друга.

Проанализируем  применение этой концепции в развитии системы японского государственного менеджмента. Возможно, эти уроки  будут полезны и на пространстве СНГ. Миссия правительства Японии состоит в предоставлении необходимых услуг через соответствующую политику «GEMEINSCHAFT» и программы социально-экономического развития. В концепции «GEMEINSCHAFT» главная задача – это обеспечение комфорта членов общества и удовлетворение индивидуальных запросов. Критерии здесь следующие: внутренняя солидарность, справедливость, отсутствие зависти, инвестиции в будущее поколение. Оценка способностей человека производится каждым по собственной шкале. Хотя конкурентоспособность является первым условием для производственной сферы, она не является существенной характеристикой госуправления. Вместо этого особое значение имеют равенство и справедливость. Японское правительство осуществляет реформирование системы управления. Полномочия правительства поделены между тремя ветвями власти. Организационная структура правительства схожа со структурой правительств других стран. Важное отличие состоит в наличии девяти агентств, которые находятся при офисе премьер-министра.

С целью ограничения  роста административных органов и госкорпораций правительство проводит их регулярную «чистку». Это вынуждает каждое министерство пересматривать обоснование своего существования. Создание новой организационной единицы должно быть компенсировано уничтожением равноценной ей, что способствует динамичной реструктуризации министерств, контролю роста численности персонала. Кроме того, основной курс этой концепции госменеджмента направлен на сращивание органов и госкорпораций с близкими друг другу задачами и сокращение тех ведомств, которые стали ненужными.

Важным критерием  и основой социальной политики Японии, согласно концепции «Good Governance», явилась  политика региональная. Изучение японского  опыта свидетельствует, что, хотя причины, обуславливающие необходимость  дополнительного государственного вмешательства в развитие регионов, могут быть самыми разными, в общем, их можно свести к двум целям, а именно: справедливое размещение экономической деятельности, когда жители все регионов имеют одинаковые возможности достичь благосостояния; эффективное использование производственного потенциала каждого региона в целях роста общенационального благосостояния.

Понятие развития территории как системы должно подразумевать  положительную динамику параметров региона в целом. Это связано  с тем, что регион сам является частью более крупной системы – государства. Степень целостности государства достигается путем интеграции его регионов, крупных макроэкономических зон, территориально-производст-венных комплексов (ТПК). Вместе с тем, регион выступает не простой формой системной организации, а является сложной социально-экономической системой. Строение ее элементов определяет развитие. В Японии мероприятия по активизации региональной экономики классифицируют по трем категориям: привлечение предприятий из других регионов; поощрение местных экономических субъектов; содействие появлению и развитию новых видов деятельности.

Также Япония уделяет  большое внимание управлению человеческими  ресурсами (УЧР), сущность которого заключается  в том, что люди рассматриваются как конкурентное богатство фирмы, которое необходимо развивать наряду с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей. При этом практика управления персоналом тесно связана со стратегией бизнеса. Функция УЧР подчинена прямо президенту или вице-президенту компании, так как в мире возрастающей глобальной конкуренции наиболее важным факторным условием национальной конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы. Основными приоритетами японских компаний являются: профессиональный рост людей, повышение их квалификации; возвышение престижа компании, уменьшение статусного разрыва между руководителями и подчиненными, создание благоприятных условий труда и окружающей среды; поощрение открытой коммуникации, транспарентности, участия; акцент на развитие команды, справедливое распределение прибыли, поощрение участия занятых в общественных работах вне компании. Система УЧР включает в себя горизонтальное управление и заботу о всех ресурсах, децентрализацию кадровой функции линейного управления (она отвечает за все ресурсы подразделения и достижение целей). При этом квалифицированные специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному менеджменту. Среди принципов УЧР отметим следующие:

- эффективная  система подбора, набора и расстановки кадров;

- система мотивации  и компенсации (она внутренне  справедлива и внешне конкурентоспособна, хорошо управляема);

- вознаграждение  базируется на результатах индивидуального  труда и эффективности организации  или группы;

- развитие, обучение, перемещение и повышение работников происходит в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями, интересами и потребностями организации;

- занятость  связана с потребностями бизнеса,  индивидуальным уровнем производительности, способностями и квалификацией;

- индивидуальные  проблемы решаются быстро, справедливо  и эффективно.

Инновационная стратегия сводит практику УЧР к  активному участию, четким трудовым критериям, внутренним источникам кадров, широкому карьерному пути, критериальности  процесса и результатов, долгосрочным и групповым критериям, гарантии занятости, разнообразию мотиваторов и эгалитарной оплате, экстенсивному обучению и партнерским трудовым отношениям.

Система образования  в Японии включает в себя самообразование, государственное обучение и подготовку на предприятиях. Система строится на основе законов «О трудовых стандартах» (1947), «О страховании занятости» (1947), «О профессиональном обучении» (1958, 1969, 1978), «О стимуляции развития людских ресурсов» (1985). Обучение и образование на предприятиях осуществляется, как правило, в течение рабочего времени (обучение новых сотрудников, подготовка при повышении в должности, дальнейшее обучение в ответ на нововведения, подготовка в соответствии с изменениями в системе производства и типе деятельности, работа в области сквозного качества, обучение перед выходом на пенсию).

Государственное обучение осуществляется с отрывом  от производства через курсы заочного обучения и развивает способности  в областях, которые выходят за рамки возможностей предприятия (базовая подготовка молодежи, обучение в целях повышения квалификации рабочих, подготовка к новой работе, переквалификация). Самообразование осуществляется после работы или путем обучения на заочных курсах. Средний рабочий может читать графики, карты, анализировать статистические данные, использовать определенный математический аппарат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное  обеспечение населения: опыт Японии

В Японии, которая  позже западных стран вступила на путь капиталистического развития, система социального обеспечения долгое время находилась в зачаточном состоянии. Население рассчитывало в основном не на помощь государства, а на финансовую поддержку членов семьи, соседской общины, частных предприятий. Специальных законов в этой сфере практически не существовало.

В ходе послевоенных демократических  реформ проблеме социального обеспечения  уделялось большое внимание, была разработана его концепция и  соответствующая юридическая база.

Концепция социального обеспечения  предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли правительства в лице министерства здравоохранения и социального обеспечения. Особое значение придается поддержанию баланса между затратами общества и каждого индивидуума с тем, чтобы люди получали социальную помощь, соотносимую со средним доходом работника, но не выше его.

Сегодня японцы ощущают себя достаточно защищенными в социальном плане, хотя многие проблемы еще ждут своего решения.

Законодательная база

Катастрофическое  положение страны после поражения  во второй мировой войне (гиперинфляция, массовые банкротства фирм, особенно в военной промышленности, безработица, миллионы беженцев из бывших колоний, значительное число сирот и жертв войны), приведшее к беспрецедентному падению жизненного уровня подавляющей массы населения, требовало безотлагательного принятия законов по социальному обеспечению.

В 1946 г. был принят, а в 1950 г. дополнен Закон о национальном вспомоществовании нуждающимся, который заменил законы 30-х годов. Одновременно вошли в силу новые для страны законы о благосостоянии детей (1947 г.) и нетрудоспособных (1948 г.). Разработанное в этот же период трудовое законодательство (Закон о профсоюзах 1945 г., законы 1947 г. о трудовых стандартах, страховании по безработице, страховании наемных работников) гарантировало работникам минимальные условия существования.

Информация о работе Особенности социальной работы за рубежом