Особенности создания и развития российского профсоюзного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: анализ особенностей создания и развития российского профсоюзного движения.
Задачи работы:
1. Рассмотреть особенности возникновения профсоюзного движения в России.
2. Проанализировать становление и развитие профсоюзов в 1905-1917 гг.
3. Описать особенности развития профсоюзного движения на этапе нового времени.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности возникновения профсоюзов России (конец XIX – начало XX века) 4
2. Становление и развитие профсоюзов (1905-1917 гг.) 8
3. Новое время – новые веяния и трудности 11
Заключение 18
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

Особенности создания и развития российского профсоюзного движения. Вариант 3.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Однако при всех издержках в  своей работе в доперестроечный  период профсоюзы представляли собой  мощную общественную силу, с которой считались не только хозяйственные руководители предприятий и организаций, но и командно-административная система государства в целом. Роль профсоюзов в жизни страны была важной, нужной, заметной. Но время требовало других подходов. В ходе дальнейшего реформирования профдвижения явилось создание в 1990 году Федерации Независимых Профсоюзов России. Решение об этом было принято на первом этапе Учредительного съезда профсоюзов России, проходившим 21-23 марта. Но фактически создана Федерация была лишь в октябре. Процесс создания российских профсоюзов на базе союзных растянулся до середины 1992 года и проходил в жарких спорах. И не случайно, ведь речь шла не просто о смене вывески на офисе, происходило качественное реформирование профдвижения [7, с. 36].

Ключевым в этот период стало  слово независимость. Новая Федерация  не только провозгласила, но и стремилась на практике реализовать принципы независимости  от государственных органов, политических партий и движений.

Важные изменения в связи  с созданием ФНПР произошли и  во внутренней жизни российских профсоюзов. На смену демократическому централизму  пришли принципы федерализма. Они предусматривали  добровольность вступления в Федерацию  и выхода из неё, равноправие членских организаций, их самостоятельность в собственной деятельности, рекомендательный характер решений руководящих органов, защиту прав меньшинства.

Одними из первых на путь самостоятельного развития профсоюзного движения встали профсоюзы Кузбасса. 2 октября  1990 г. возникла Федерация профсоюзных организаций Кузбасса, которая стала проводить независимый курс. По мере хода либеральных реформ, сопровождающихся серьезными издержками, ФПОК все более активно переходила в оппозицию «демократическим» властям. Выступления были столь мощными, что с ними считалась Москва, а порою и её потрясали [1].

Стоит напомнить и о том, что  на рубеже 80-90 годов, когда уже чётко обозначился кризис доверия КПСС, органами власти появляются новые профсоюзы. В их названиях ключевыми были слова «независимые», «свободные».

Основными характерными особенностями  новых профсоюзов являлись:

    • профессиональный принцип построения;
    • объединение в профсоюзе, главным образом, людей наёмного труда, исключая работодателей или лиц, имеющих право на приём и увольнение с работы;
    • отсутствие фиксированных профсоюзных взносов, ведение коммерческой деятельности;
    • серьезная финансовая поддержка из-за рубежа, в частности от американского профсоюза АФТ – КПП.

Однако, замедленный процесс трансформации  российской экономики, кризис реформ сказались на деятельности новых профсоюзов. На первом этапе отрицания прошлого – почти все новые профсоюзы поддерживали Б. Н. Ельцина, с которым связывали проведение реформ.

Нарастание социально-экономической  нестабильности в стране, криминализация коммерческих структур заставили новые профсоюзы несколько изменить своё отношение к своему внутреннему строительству. В частности, отказаться от коммерческой деятельности как основы финансирования профсоюза. Стали устанавливаться фиксированные профсоюзные взносы. С 1993 года у альтернативных профсоюзов было несколько попыток к объединению и созданию своего профцентра. Наконец, 12 апреля 1995 г. состоялся учредительный съезд Конференции труда России. В состав КТР вошли независимый профсоюз горняков России, Ассоциация летного состава России, Российский профсоюз моряков, рабочие комитеты Кузбасса.

Однако, КТР, не успев начать свою деятельность, раскололась. Лидер НПГР – А. Сергеев, сначала не согласился войти в состав руководства КТР, через полгода стал инициатором создания Всероссийской конференции труда.

Таким образом, альтернативное движение в современной России достаточно разрозненное, попытки создать единый профцентр пока успеха не имеют.

Не просто складывалось и положение  ФНПР. Новая власть постаралась отстранить профсоюзы от выполнения не только чисто государственных функций, но даже и решения тех вопросов, которые непосредственно касаются защиты трудовых и социально-экономических интересов трудящихся. Профсоюзы были практически отстранены от участия в приватизации государственной собственности. Никто не учитывал их мнения по методам её проведения [5, с. 47].

В самом начале перестройки профсоюзы  поддерживали власть в деле намечаемых преобразований. Но политика «шоковой терапии», либерализация цен, откровенное ограбление государством личных сбережений граждан, разруха на производстве и нарастание безработицы, обнищание огромной массы трудящихся, вызванное проводимым курсом реформ, постепенно привело профсоюзы к оппозиции к правительству, к власти.

Сначала они критиковали действия правительства, выдвигали свои требования. Потом были вынуждены перейти  к силовым действиям – к организации коллективных акций протеста, забастовкам, в ходе которых в ряде случаев выдвигались даже политические требования – отставка правительства и смены курса проводимых реформ.

Конечно, они не сразу пришли к  этому. Более того, при всём несогласии со многими действиями правительства профсоюзы заинтересованы во взаимодействии с властью. На новом переломе истории они, вероятно, не всё делали правильно, допускали ошибки. Со временем это станет более очевидным.

Но нельзя забывать и о некоторых  важных позитивных моментах в деятельности ФНПР. Среди них – принятие в  конце 1995 г. Госдумой и подписание в январе 1996 г. президентом закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Этот закон создал прочную правовую базу социального мира в стране, позволяя на его основе с учетом интересов работников, работодателей и государства снимать противоречия, создавая условия для взаимных договоренностей на двух или трёхсторонней основе.

За прошедшие годы ФНПР определила свои главные стратегические задачи: зарплата, социальные гарантии, вопросы  охраны труда, вопросы занятости. Не отказываются профсоюзы и от решения  многих других социальных вопросов, которые отражают интересы человека. Колебания закончились, приоритеты определены.

В 1993 году, работая в Конституционном  совещании, представители профсоюзов сумели настоять на том, чтобы в 7-ой статье Конституции РФ была зафиксирована норма: «Россия – социальное государство». Эта конституционная норма стала архимедовым рычагом, с помощью которого профсоюзы в течение последующих лет пусть медленно, но всё-таки вводили в жизнь общества социальную тематику.

15 лет назад многие даже не  знали, что существует такое понятие, как «прожиточный минимум», не говоря уж о том, как он рассчитывается. Профсоюзы были главными разработчиками закона «О прожиточном минимуме». Он всё чаще применяется на практике, пусть и не везде одинаково, с недостаточной эффективностью. Но обращение к «прожиточному минимуму» стало жизненной необходимостью и для власти, и для профсоюзов, и для всего общества [4].

С этой задачей тесно связана  такая задача ФНПР, как повышение  порога бедности. Во всех экономически развитых странах мира доля зарплаты в стоимости произведенного продукта не опускается ниже 60%. Это и скандинавские страны, и США, и Франция, и Германия. В России же (по официальным данным Правительства Российской Федерации) доля фонда оплаты труда в ВВП в 2003 году составила 24.4%. Вот цена нашего труда.

По данным ООН, в 2003 году Россия по уровню жизни стояла на 63 месте в  мире. Ключевой показатель – продолжительность  жизни. На первом месте Норвегия –  женщины живут 81.7, мужчины – 78.5 лет. Польша стоит на 35 месте: продолжительность жизни в ней у мужчин – 69.4, у женщин – 77.8 лет. В России мужчины живут 60.6, женщины – 72.9.

Что касается Кузбасса, то положение  вообще катастрофическое: мужчины живут 55.3 года, женщины – 69.4 года (Парламентская газета, 21 июня т. г.). О каком повышении пенсионного возраста может идти речь? А разговоры идут об этом.

Оценивая события последних  лет с позиций сегодняшнего дня, можно с сожалением сказать, что  с приобретением своей независимости  профсоюзы на всех уровнях потеряли во многом и свою значимость. Сегодня взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти в основном ограничивается совместной работой в Трёхсторонней комиссии. Профсоюзы утратили право законодательной инициативы.

В Государственной Думе они представлены слабо. Даже в Государственной Думе царской России, когда профсоюзы были слабы и малочисленны, когда они еще только начинали складываться, даже в то время в ней была профсоюзная фракция, а сегодня – нет. Связи региональных профсоюзных структур с местными органами власти складываются по-разному. Они не очень чётко закреплены законодательно, и все зависит в основном от умения профсоюзных лидеров находить контакты с местными представителями власти.

Существенно изменилось к худшему  и положение первичных профсоюзных организаций. Во-первых, теперь они имеются не везде. А там, где они сохранились, довольно часто руководство предприятий, организаций, учреждений, представители администрации всеми силами стараются и близко не подпускать профсоюзный актив к участию в каких-либо делах [6, с. 51].

Сегодня представители профсоюзных  организаций, как правило, не входят в коллегиальные органы управления. Они часто не принимают никакого участия в выработке решений, принимаемых руководством предприятий, в том числе по социально-экономическим вопросам, касающимся работников и их исконных интересов, хотя такое право у них есть – согласно статей Трудового кодекса и других правовых актов. Всячески игнорируется законное право профсоюзов на достоверную информацию. Даже по вопросам заработной платы!

В этих условиях трудно говорить об участии  работников в управлении предприятиями  и организациями. Особенно это относится  к организациям негосударственной  формы собственности. Сегодня такое  участие в ряде случаев звучит как миф. В сфере социально-трудовых отношений работники ряда предприятий оказались отброшенными в XVIII-XIX века. Нередко им заявляют, что Трудовой кодекс РФ действует только на государственных предприятиях, а на частных существует закон хозяина.

Администрация всеми силами старается ограничить интересы работников их конкретными рабочими местами. Больше того, теперь работники и сами не заинтересованы в техническом творчестве, в рационализации и совершенствовании производства – ведь это может повлечь за собой сокращение рабочих мест или снижение заработной платы.

Никто не приглашает не только рядовых  работников, но даже и профсоюзный  комитет, председателя профкома к рассмотрению планов развития производства. Это  оказалось сегодня коммерческой тайной. Администрация чаще всего  не проявляет заботы о повышении квалификации работников, не оказывает им помощи в овладении новой техникой и технологией. Ей легче уволить тех, кто не имеет необходимой подготовки, и заменить на тех, кто её имеет. Она считает, что именно для этого и создан рынок труда. Увы, и в этих условиях профсоюзные организации не создаются работниками. Возможности и законные для их создания есть, но бытует пока у многих мнение, что профсоюз – это касса взаимопомощи, а не организация для борьбы за ту же заработную плату, нормальные условия труда.

Мотивация профсоюзного членства пока очень низкая. Свидетельство тому – падение численности большинства членских организаций ФНПР. Если на 1 января 2003 года профсоюзы, входящие в ФНПР, объединяли 36.2 млн. членов профсоюзов, то на 1 января 2005 года их численность снизилась до 29.7 млн. человек, т.е. за 2 последних года потеряли 6.5 млн. членов профсоюза, что ведёт к снижению их возможностей по защите социально-экономических интересов трудящихся [3, с. 51].

Трудностей в работе профсоюзов возникает сегодня много. Но всё же удалось добиться принятия ряда законов, касающихся прав профсоюзов. Поэтому всё острее встаёт вопрос о том, как, используя эти законы, строить свои отношения с органами власти всех уровней:

    • Отмежевываться от неё, подчёркивать свою независимость?
    • Вести с ней непримиримую войну, находиться в конфронтации?
    • Или сотрудничать, налаживать отношения социального партнерства, постепенно определяя свое новое, но вполне весомое место в обществе?

Итак, изучение прошлого опыта профсоюзного движения – это уроки для настоящего и будущего. Они очевидны в вопросах строительства отношений с государственной властью и властью хозяйственников.

Но совсем неоднозначны, как это  может показаться на первый взгляд, отношения с политическими партиями. В совершенно новых условиях, когда однопартийность в политической жизни разрушена, полностью отрицать всякие контакты с партиями – неразумно. Не участвуя в борьбе за политическую власть, профсоюзы вправе взаимодействовать с теми партиями, программные положения которых совпадают с социально-экономическими интересами трудящихся.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мы рассмотрели особенности  возникновения профсоюзов России в  конце XIX – начале XX века.

Проанализировали период развития профсоюзов, который начался в 1905 году и завершился в 1917 году. Это этап становления и развития профсоюзов, которые вели упорную борьбу с властью, выступали, фактически, за демократическое переустройство общества.

А также мы выяснили, что в годы советской власти профсоюзы стали  её составной частью, не просто сотрудничать с ней, но даже выполнять некоторые государственные функции. При этом они утратили во многом свою самостоятельность, работали под управлением партийных органов.

С начала 90-х годов, на 4-м этапе, не стало не только партийного диктата, государственных функций. Существенно сузились рамки взаимодействия профсоюзов с властью, влияния на её решения, касающиеся социально-экономических и трудовых интересов наемных работников. Приобретя независимость, наши профсоюзы по ряду вопросов оказываются в оппозиции к власти.

Информация о работе Особенности создания и развития российского профсоюзного движения