Особенности становления и перспективы развития информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования – общество.
Предмет исследования – информационное общество, его характеристики.
Цель настоящего исследования – на основании литературных источников изучить информационное общество основные критерии, этапы становления, перспективны развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Информационное общество: сущность, и критерии………...………..…..5
1.1 Понятие информационной революции и ее роль в формировании информационного общества………………………………………………...……5
1.2 Понятие информационного общества…………………………………….…7
2. Особенности становления и перспективы развития информационного общества…………………………………………………………………………..8
2.1 Основные этапы становления и модели информационного общества……8
2.2 Современные международные отношения в условиях развития информационного общества…………………………………………………….12
2.3 Перспективы развития информационного общества……………………...16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

162251.docx

— 74.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Информационное общество: сущность, и критерии………...………..…..5

1.1 Понятие информационной революции и ее роль в формировании информационного общества………………………………………………...……5

1.2 Понятие информационного общества…………………………………….…7

2. Особенности становления и перспективы развития информационного общества…………………………………………………………………………..8

2.1 Основные этапы становления и модели информационного общества……8

2.2 Современные международные отношения в условиях развития информационного общества…………………………………………………….12

2.3 Перспективы развития информационного общества……………………...16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...21

 

 

Введение

 

Появление множества новых взаимосвязей и взаимодействий привело к образованию новой системы - социальной (человеческого общества). В биологических и социальных системах различают три формы информации, соответствующие трем физическим сущностям систем: биологическая - внутри живых организмов и между ними (в том числе генетическая, зоопсихологическая); машинная - внутри и между машинами; социальная - в человеческих сообществах.

В социальных системах по мере накопления в обществе различных видов информации возрастает интенсивность ее потребления во всех сферах жизнедеятельности общества, что приводит к дифференциации информации в обществе, к появлению таких ее видов, как социальная, научно-техническая, технологическая, статистическая, используемых в целенаправленной деятельности людей по созданию множества новых искусственных структур - орудий труда, машин, предметов быта, достижений наук, произведений искусств и т. п. - т. е. по формированию ноосферы. При взаимодействии информациии общества происходит изменение социальных регуляторов, в том числе морали, а также структурное изменение всего общества. Примером высокоорганизованной социальной системы является информационное общество. Таким образом, в условиях современного социума актуальной является проблема изучения понятия «информационное общество».

Объект исследования – общество.

Предмет исследования – информационное общество, его характеристики.

Цель настоящего исследования – на основании литературных источников изучить информационное общество основные критерии, этапы становления, перспективны развития.

 

1. Информационное общество: сущность, и критерии

1.1 Понятие информационной революции и ее роль в формировании информационного общества

 

Естественное развитие административных систем, подобных государствам или армиям, создает кризисы в контроле. Такие кризисы разрешаются только после трансформации в обработке и передаче информации — информационной революции. Информационная революция отражает прогресс компьютеризированных информационных и коммуникационных технологий и связанные с этим инновации в теории организации и управления. Гигантские изменения происходят в путях сбора, хранения, обработки и передачи информации, в том, как планировать организации для использования преимуществ возросших объемов доступной информации. Информация становится стратегическим ресурсом, который становится таким же ценным и влиятельным в постиндустриальную эру, каким были капитал и рабочая сила в эру промышленную.

Информационная революция, вопреки распространенному заблуждению, заключается не только в распространении новых технологий. Она заключается в распространении общественных отношений нового типа. Технология лишь дает людям инструменты для определенных видов деятельности и помогает их осуществлять. Однако сама по себе она не делает ничего. Информационная революция прошла три основные стадии. Первая стадия (с 1837 по 1963 год) была отмечена внедрением телеграфа и радио. В этот период крупные монополии контролировали использование информационных ресурсов. Вторая стадия (с 1964 по 1990 год) началась с внедрением компьютера IBM 360-й серии. В этот период происходи переход влияния от поставщиков информационных услуг к крупным корпоративным пользователям. Третья фаза началась в 1991 году и связана с приватизацией основной части сети Интернет [2, c. 324 ].

Каждому периоду соответствовал и свой способ взаимодействия правительств с другими действующими в международных отношениях лицами. В первый период преобладали контролируемые государствами системы, исключавшие участие частного сектора в процессе принятия решений. Коммуникационный рынок регулировался правительствами для достижения их собственных целей. Во второй период возникла потребность в либерализации и включении в процесс принятия международных решений неправительственных актов. На третей стадии правительства пытаются адаптироваться к существующим международным институтам и режимам, при этом создавая новые режимы (например, в области электронной торговли).

Нынешние темпы компьютеризации задали миру США. Эта страна и ныне продолжает доминировать в области информационных технологий, а также на порожденных этими технологиями рынках. Именно пример Америки продемонстрировал миру, что информатизация общества — главный фактор, влияющий на современную экономику. Даже глобализация стала возможна вследствие развития информационных технологий. Темпы роста производительности труда США в 1990-е годы удвоились — с 1,5 до 3% в год именно благодаря компьютеризации. Начиная с 1995 года индустрия информационных технологий обеспечивает США 21–31% прироста ВВП. 98% заказов фирмам поступают только в электронном виде, за счет чего только на оперативных издержках американская промышленность экономит более 300 млн. долл. ежегодно. Объем электронных сделок составил в 1998 году 43 млрд. долл., в 1999 — 109 млрд. долл., а 2000 году — более 250 млрд. долл. Годовой объем розничной электронной торговли сопоставим с этими цифрами. Экономика, базирующаяся на Интернет, растет в США с 1995 года в среднем на 175% в год. Предсказывается, что затраты на электронную торговлю в Западной Европе вырастут с 5,6 млрд. долл. в 1998 году до 420 млрд. долл. в 2003 году.

Четыре характеристики информации делают ее широкое распространение достаточно легким:

нетребовательность к ресурсам;

легкость транспортировки;

проницаемость (несмотря на все попытки остановить это проникновение);

необходимость делиться информацией — очень часто предоставление информации другим является выгодным.

Важным последствием информационной революции является ослабление роли иерархических структур. Информационная революция ослабляет иерархические структуры в результате двух процессов. Сдвиг от сравнительной бедности к обилию информации позволяет индивидам обходить иерархии, контролирующие или ограничивающие информацию. Альтернативные формы организации показали себя более эффективными в обработке информации, чем иерархии. В информационно интенсивных предприятиях иерархические организации могут быть неконкурентоспособными. Кроме того, в случае информационных технологий объем общественных и технических знаний, необходимых для поддержания работоспособности информационной системы, достаточно велик, так же как и требуемая для этого инфраструктура. Использование же этих технологий крайне индивидуально.

Параллельно информационной революции проходит и распространение новых биологических технологий (включая генную инженерию). Информационная и биологическая технологии имеют ту общую черту, что отдельные лица обладают большим контролем над использованием этих технологий, чем многих других (например, промышленности). Коллективные действия не требуются, поэтому управлять использованием этих технологий достаточно трудно. В этом отличие этих технологий от технологий, требующих коллективных действий.

Инструменты электронной связи, разработанные за последние 50 лет, были широко распространены в обществе. Однако общественная организация все еще находится в процессе адаптации к ним. Не только электронные средства связи, но и СМИ в целом перешли к более специализированным локальным рынкам. Примером может служить увеличение количества телеканалов или распространение тысяч онлайновых дискуссионных групп. Этот переход к более узким группам улучшил качество коммуникации. Он же, однако, еще более фрагментирует гражданское общество. В результате граждане имеют все меньше общего культурного опыта, что снижает их способность к объединению и совместной работе как политического сообщества.

Все эти проявления информационной революции приводят к тому, что попытки управления в области информационных технологий должны быть международными. В силу этого успех в управлении в этой области зависит от способности привлечь к этому процессу всех заинтересованных лиц (государства, неправительственные организации, группы давления, граждан). Однако типы вопросов, в которых, например, неправительственные

Можно выделить, по крайней мере, пять основ мирового порядка, ориентированного на людей:

Новые концепции безопасности личности.

Новые модели устойчивого развития. Их цель — инвестирование в человеческий потенциал и создание окружения, позволяющего полностью использовать человеческие способности.

Новое партнерство между государством и рынками.

Новые модели национального и глобального управления. Их цель — удовлетворение роста людских потребностей на фоне постепенного упадка национального государства.

Новые формы международного сотрудничества. Они должны быть сфокусированы на нуждах населения, а не на предпочтениях национальных государств [7, c 232].

 

 

 

1.2 Понятие информационного общества

 

С информационной революцией многие исследователи связывают и возникновение так называемого "информационного общества". Этот термин все чаще используется в исследованиях, посвященным изменениям, которые сейчас претерпевает мировая система. Поэтому целесообразно остановиться на нем подробнее. Можно выделить пять определений информационного общества, каждое из которых представляет критерий для понимания того, что в этом обществе является новым. Это технологическое, экономическое, культурное определения и определения, базирующиеся на структуре занятости и пространственного распределения информационных технологий.

Наиболее распространенное определение информационного общества обращает внимание на технологические инновации. Ключевая идея этого определения заключается в том, что прорывы в обработке, накоплении и передаче информации привели к тому, что информационные технологии применяются во всех аспектах общественной жизни.

Культурное определение информационного общества обращает особое внимание на рост информации в общественном обращении.

Другой популярный признак информационного общества — изменение в структуре занятости. Согласно этому определению, информационное общество возникает тогда, когда большая часть населения занята в работе, связанной с обработкой информации.

Хотя термин «информационное общество» и имеет некоторую эвристическую ценность для исследования черт современного мира, пока еще он слишком неточен и неопределенен. Пока еще отсутствует общепринятый критерий, выделяющий принципиальную новизну этого общества и его отличие от предыдущих. Большинство этих определений оперирует с количественными характеристиками («больше информации»), а не качественными показателями [6, c. 225 ].

 

 

2. Особенности становления и перспективы развития информационного общества

2.1 Основные этапы становления и модели информационного общества

 

С середины 90-х годов XX века — с той самой поры, когда Интернет из специализированной военной сети на деле превратился в сеть глобальную, Сеть с большой буквы — представление об информационном обществе, то есть обществе, которое основывается на умении всех и каждого обрабатывать (в широком смысле этого слова) информацию, — представление об информационном обществе «обрело плоть и кровь», а само информационное общество из красивой гипотезы неожиданно стало сугубой реальностью.

Впервые об обществе, основанном на работе с информацией, заговорили в начале 50-х годов прошлого столетия — в связи с появлением кибернетики и математической теории связи. Впрочем, сам термин «информационное общество» стал обиходным значительно позднее — ближе к концу XX столетия, в период «всеобщей информатизации и компьютеризации».

В известном смысле пионерами и пророками информационного общества следует считать основоположников кибернетики и математической теории связи — американских ученых Клода Шеннона, Норберта

Винера, Джона фон Неймана, Алана Тьюринга, а также советских математиков школы А.Н. Колмогорова, прежде всего — самого Андрея Николаевича Колмогорова. Именно их работы и изыскания сделали возможным тот бум компьютерных технологий и программного обеспечения, свидетелями которого мы являемся сегодня.

Основной чертой макроэкономической политики стран Европейского союза служит поиск определенного баланса между полным контролем со стороны государства и законами рынка, другими словами, сочетание правительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них может меняться в зависимости от сложившейся ситуации. Этот подход к роли государства в развитии информационного общества был выражен в резолюции ЕС 1993 года, где отмечалась необходимость достижения баланса между рыночной и социальной ориентациями. Свое отражение он нашел в отчете датского правительства “Информационное общество 2000”, где подчеркивается, что “рынку нельзя позволить взять контроль над стратегией разработки инфомагистралей, однако, эта стратегия должна учитывать возможности рыночных сил”.

В то же время ЕС продолжает уделять сегодня большое внимание вопросам приватизации и либерализации рынка информационно-коммуникационных технологий. Для большинства европейских стран проблема приватизации уже решена, дискуссии в настоящий момент идут о политике либерализации телекоммуникаций, которая до сих пор остается одним из острых вопросов, обсуждаемых на международном уровне. Лидирующие позиции в процессе либерализации занимают Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды. Так, Великобритания начала свою национальную политику либерализации еще в середине 1980-х годов, либерализация телекоммуникационного сектора в скандинавских странах берет свое начало на рубеже 1980-1990-х гг. Значительный импульс этому процессу придало подписание в феврале 1997 года 69 странами, представляющими 90 % мирового рынка телекоммуникационных услуг, договора о его либерализации.

Информация о работе Особенности становления и перспективы развития информационного общества