Отчет по социопрактикуму «Малая группа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается, но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибается еще больше.
Очевидным является то, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. Интерес к малым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I
Определение малой группы и ее границы …………………………...…..1
2.Классификация малых групп………………………………………..............5
3. Малые социальные группы и коллективы. Исследование социальных групп…………………………………………………………………………..…...9
4. Некоторые социологические теории социальной группы………….….…9
4.1. Взгляды П. Сорокина на социальную группу………………...9
4.2.Взгляды Хоманса на социальную группу…………………….10
4.3.Взгляды Р. Мертона на социальную группу (теория поведения «реферативной группы») ………………………………………….11
5. Социально психологический подход к малым группам…………………12
Глава II: «Социальны анализ малой группы»………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Используемая литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Отчет по социологии.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Классификация малых  групп

 

Обилие малых групп  в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» и «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы».

Впервые деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули (1864 - 1929). Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей . Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены не редко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп. Так, в образовательном учреждении распространенные первичные группы - учебные группы студентов и коллективы кафедр, а общей вторичной группой выступает весь коллектив образовательного учреждения. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Деление малых групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо (1880 - 1949) при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В соответствии с этим также строго в формальной группе распределены и роли всех членов группы, система подчинения руководству. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Внутри формальных групп  Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают  стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы  взаимоотношений по вертикали нет.

 

5

Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие  из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются  две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие  эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение определений «формальная» и «неформальная» на характеристику групп было сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация», что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого разделения понятий «организация» и «формальная группа» до сих пор не существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.

Несмотря на некоторую  нечеткость терминологии, обнаружение самого наличия двух структур в малых группах имело очень большое значение. Оно было уже подчеркнуто в исследованиях Мэйо, и из них впоследствии были сделаны выводы, имевшие определенный социальный смысл, а именно: возможность использовать неформальную структуру отношений в интересах организации. В настоящее время имеется большое количество экспериментальных исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность, продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управлении и руководстве группой.

Таким образом, и вторая из традиционно сложившихся классификаций  малых групп не может считаться  строгой, хотя построенная на ее основе классификация структур является полезной для развития представлений о природе групп.

 

6

Третья классификация  малых групп различает группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы, которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляется для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную. Сравнительная функция проявляется в том, что индивид сравнивает поведение с нормами референтной группы как с эталоном, а нормативная - оценивает его с позиции принятых в группе норм. В отечественной социальной психологии референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из всего состава реальной группы и особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. И такое толкование имеет определенное значение, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о «референтных группах», а о «референтности» как особом свойстве отношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц .

Деление на «группы членства» и «референтные группы» открывает интересную перспективу для прикладных исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков: выяснить вопрос, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой.

Кроме рассмотренных, существуют и другие классификации  малых групп. Так, А.В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая при этом характер межличностных отношений. Иерархию реальных контактных групп он представляет следующим образом: диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности;

7

ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями; корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности; коллектив - взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Высказываются предположения, что виртуализация жизни, развитие информационных сетей могут привести к возникновению виртуальных групп «по интересам», объединенных общением с помощью электронной «паутины» Интернета.

Особо благоприятное  значение для членов группы, их социализации, самоактуализации и самоутверждения, а также успехов совместной деятельности имеет группа, находящаяся на высоком уровне социально-психологического развития и характеризующаяся как коллектив. Он отличается наивысшей сплоченностью, единством устремлений на достижение общественно и личностно значимых целей, взаимным упрочением формальной и неформальной структур, социально зрелыми групповыми явлениями (групповыми нормами, коллективным мнением, настроениями, традициями и обычаями и пр.), деловыми и товарищескими взаимоотношениями, доброжелательностью, дружбой, товариществом, взаимопомощью, согласованностью действий, коллективизмом, эмоциональным подъемом, высокой групповой идентифицированностью членов, умением их сочетать личные отношения с коллективными, настроениями удовлетворенности членством в коллективе и гордостью за принадлежность ему. В коллективе присутствует чувство чести коллектива, необходимости уважать, беречь и укреплять его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Малые социальные группы и коллективы

Исследование социальных групп

 

Исследования социальных групп начиная с 20-30-х гг. 20 в. являются пограничными для двух наук – социальной психологии и социологии. В 30-40-е  гг. исследования социальных групп  приобретают прикладной характер. Прежде всего, это связано с исследованиями Элтона Мейо. По существу Мейо было разработано понятие трудового коллектива, и был проведён анализ формальных и неформальных групп. В социально-психологическом аспекте изучение социальных групп проводит Морено. В его исследовании находят отражение методика изучения и измерения характера и уровня межличностных взаимодействий (социометрия). Морено вводит понятия «социальное расстояние» и «социальная дистанция», которые определяют отношения внутри и между группами. В конце 30-х гг. была предложена теория групповой динамики (Курт Левин), объясняющая функционирование малых групп, законы их формирования, развития, взаимоотношения индивидов в группе, между группами, между группами и социальными институтами. Основными принципами теории групповой динамики являются: малые группы можно рассматривать как целостные образования; законы, характеризующие функционирование группы, могут распространяться на общество в целом.

В 40-е гг. важный вклад  в исследование социальных групп  вносит Стауффер (работа «Американский солдат»). Значительная часть его работы была посвящена изучению социальных групп в американской армии и их значению в поддержании высокого морального духа солдат (в особенности референтной группы – реальной или воображаемой группы, являющейся для индивида социальным эталоном, с которым он сравнивает себя, своё положение и поведение).

В 50-60-е гг. исследования социальных групп проводят Хоманс, Уайт, Ньюком и др. Помимо разработок проблем больших и малых групп, первичных и вторичных (Кули), формальных и неформальных (Мейо), учёные обращают внимание на добровольные ассоциации, харизматические группы, бюрократию, т.е. на механизмы, которые связывают социальную группу с социальной организацией.

Некоторые социологические  теории социальной группы

Взгляды П. Сорокина на социальную группу

1. Социальная группа  по Сорокину определяется как  «тотальность взаимодействующих  индивидов, которая организована, если существуют цели и ценности».  Вместе цели и ценности принимают  форму законов-норм, которые определяют действия индивидов в ходе взаимодействия. Эти нормы должны быть эффективны, обязательны и могут быть навязаны взаимодействующим индивидам.

 

9

2. Законы-нормы – это  правила поведения, определяющие  права и обязанности каждого  члена группы. Т.е. определяющие их функции (роли) и статусы. Законы-нормы указывают на то, какие отношения или формы взаимодействия следует ожидать от участвующих сторон. Законы-нормы – это не просто модели поведения, существующие в сознании индивидов, но и жизненные условия, которые характеризуют их эмоции, волю, т.е. определяют мотивы поведения. Эта «нормативная мотивация» обуславливает поведение, основанное на вере в закон.

3. Сорокин подразделяет законы-нормы  на: а) моральные нормы, которые  рекомендуют, но не требуют  определённой формы поведения; б) технические нормы, которые определяют тот или иной путь поведения; в) нормы этикета и моды – не являются обязательными (атрибутивными) и навязываемыми (императивными); г) религиозные: нравы, обычаи, традиции, которые являются результатом единства норм права, морали, этикета и технических норм.

4. Сорокин определяет  ряд правил в отношении функционирования  социальной группы на основе  законов-норм: чем больше расхождение  между официальным законом группы  и неофициальными законами её членов, их желаниями и стремлениями, тем более антагонистический характер носит такая группа; чем меньше указанные расхождения, тем прочнее солидарность такой группы; чем более антагонистической по характеру является группа, тем более суровые санкции (принуждения и наказания) используются для поддержания официальных законов и порядков; чем важнее ценности, благодаря которым взаимодействуют стороны, тем выше их солидарность или антагонизм.

Информация о работе Отчет по социопрактикуму «Малая группа»