Отклонения или девиантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 08:53, реферат

Описание работы

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 43.32 Кб (Скачать файл)

2. Разработка системы комплексных  мер по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма с привлечением специалистов заинтересованных ведомств. Общеизвестно, что причины злоупотребления наркотическими веществами носят многоплановый характер. Они включают в себя физиологические, психологические, социальные аспекты предрасположенности. Чем больше таких факторов будет учтено в профилактико-реабилитационных программах, тем эффективнее будут результаты. В русло этого направления входят:

2.1. Составление программ, включающих  лекционные и тренинговые занятия по формированию активного отрицательного отношения молодого человека к этим негативным явлениям.

2.2. Совместные выезды специалистов  областных учреждений в города  и районы области с целью  проведения комплексных профилактических  мероприятии среди молодежи.

2.3. Создание на местах сети  абонентов профилактико-реабилитационного консультирования. Очень часто подростки и молодежь начинают употреблять наркотики из-за желания уйти от своих школьных, бытовых, межличностных проблем. Помощь квалифицированного психолога в таких ситуациях поможет избежать пагубного пристрастия.

3. Усиление внимания на вопросы  подготовки квалифицированных кадров  по обучению приемам и методам  распознавания и профилактики  наркомании, токсикомании и алкоголизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профилактика  девиантного поведения в молодёжной среде.

   Среди основных причин девиантного поведения молодежи является неорганизованность ее досуга. Досуг молодых людей отличается на сегодняшний день большой сложностью, отражает существенные характеристики российского социума, наполняется различным, подчас весьма противоречивым,содержанием.  
   Современная ситуация в духовной сфере российского общества определена специалистами как ценностно-нормативный вакуум. Становление новой российской государственности и демократизация социума сопровождаются таким неизбежным явлением, как утрата нравственных ценностей. Молодежь, являясь объектом социализации, быстро и легко принимает те искаженные ценности, установки, способы поведения, которые характерны для общества переходного периода. Досуг современной молодежи резко отличается от того, каким он был у предыдущего поколения, их родителей. Это отличие выражается в формах проведения, а также его содержательности.

   В настоящее время сократилась доступность культурных ценностей. Тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств привело к резкому их сокращению (многие кинотеатры, например, отданы под офисы, склады, ночные бары). В 5-10 раз уменьшились возможности библиотек в пополнении своих фондов. Компьютерные клубы, ночные бары и дискотеки и многое другое послужили к утрате молодежью интереса к художественному и техническому творчеству, туризму, книгам. Досуг стал сугубо потребительский (просмотр видеофильмов, прослушивание кассет и компакт-дисков). Как показывают данные одного социологического исследования, значительная часть свободного времени отводится просмотру телепередач (18,8%); лишь незначительная доля молодых респондентов занимается в спортивных секциях (9,2%), чтением художественной литературы (3,1%), занятиями музыкой (1,2%), посещением театров, музеев, библиотек, выставок (0,2%), самообразованием (0,4%), посещением стадионов (0,2%); предпочитают встречаться с друзьями (9,8%). 58,8% «убивают» свободное время бесцельно, как могут и как придется. На вопрос «Мешает ли Вам что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно?» ответы распределились следующим образом: нес кем пойти (2,2%), не умею организовать свое время (7,6%), не хватает времени (15,4%), не испытываю проблем в организации досуга (20,8%), не хватает денег (28,2%), некуда пойти (21,2%). С другой стороны, существование огромного количества свободного времени (ранее оно заполнялось отправками в колхозы, стройотряды, различного рода партийными собраниями и сборами, кружками по интересам и мн.др., т.е. досуг молодежи был организован) заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Социальная незадействованность провоцирует развитие антисоциального поведения. «От нечего делать» сегодня совершаются большинство хулиганских выходок и посягательств (разбитие телефонных будок, газетных и коммерческих киосков, трамвайных, троллейбусных и автобусных касс, магазинов, музыкальных салонов и т.п); употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы, жизнь. Не нужда, потребность в предметах первой необходимости заставляют молодых людей вступить сегодня на путь криминала. Вседозволенность, распущенность, наплевательский «пофигизм», желание позабавиться, «оторваться», продемонстрировать свою силу и мощь, «крутизну», зачастую проявляемые сами по себе – просто так, «от нечего делать», подкрепленные иждивенческой установкой к жизни, являются основными причинами небывалого роста правонарушений среди людей молодого возраста в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в данной работе мы рассмотрели наиболее важные теоретические  проблемы, возникающие при изучении психологии отклоняющегося поведения.

Мы постарались выяснить, что же такое отклоняющееся поведение, каковы его причины. Рассмотрели, что  понимается под отклоняющимся поведением сегодня.

Как было сказано выше, под  девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Отклонения могут происходить  в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными  нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие  отклонения определяются как групповые.

Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся поведение представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.

 Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения  можно только при глубоком изучении психологии отклоняющегося поведения.

 

 

Список использованной литературы.

1.  Афанасьев В., Гилинский Я. « Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества », Спб 1995 г.

2.  Кравченко А. И. « Социология », учебник для вузов. Москва 2000 г.

3. Личностные и диссоциативные расстройства: /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск, 2006. – 445 с.

4. Психопатология развития детского  и подросткового возраста: /Ч.  Венар, П. Керинг. – Санкт – петербург: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 670 с.


Информация о работе Отклонения или девиантность