Отличие предмета социологии от предмета социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология – наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:

Содержание работы

1. Отличие предмета социологии от предмета социальной психологии……3
2. Социальные последствия приватизации государственной собственности в России……………………………………………………………………………6
3. Социальные последствия власти……………………………………………8

Файлы: 1 файл

к. социология.docx

— 24.51 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1. Отличие предмета социологии от предмета социальной психологии……3

2. Социальные последствия приватизации государственной собственности в России……………………………………………………………………………6

3. Социальные последствия власти……………………………………………8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Отличие предмета социологии от предмета социальной психологии.

Одно из возможных определений  предмета социальной психологии может  быть сформулировано следующим образом: социальная психология – наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

При этом важно различать  предмет социальной психологии, с  одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:

Социология и  социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведет себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых до очень больших – обществ). Социальная психология изучает – индивидов, людей, составляющих эти группы – что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида – на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга.

Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в  том, что обе эти отрасли психологической  науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением  личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

Социальная реальность, выраженная в совокупности информации о ней, социальные факторы образуют объекты  социологии. Он не отделен непроходимой стеной от предмета. Предмет – часть объекта, он «вырастает» из него, являясь совокупностью содержательных узловых проблем. Скажем, общество как целостность – объект социологии. Изучение его как органической системы – предмет. Функционирование общества является объектом социологической науки, а исследование механизма функционирования составляет предмет. Обращение к социальным институтам (государству, собственности, семье) – объектная область социологии. Исследование же регулирующих, управляющих, властных функций этих инструментов составляет один важный элемент предмета нашей науки.

Соответственно вырисовывается понятие предмета социологии как  науки о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, науки  о становлении и динамике социальных общностей, институтов и организаций, взаимодействии между личностью  и общностями, науки об осмысленных  социальных действиях людей, социальных процессах и массовом поведении. Соответственно, основной вопрос социологии можно сформулировать так: что есть общество как функционирующая структурная  целостность? Отвечая на него, мы говорим, что это взаимодействие социальных общностей, личностей, социальных процессов, поведения людей. Мы даем самое общее  определение предметной области  социологии, которое, как нам кажется, является лейтмотивом различных  концепций относительно природы  социологического знания.

Схематически структуру  предмета социологии можно представить  в виде концентрических кругов. В  центре «Ядро» – социальные общности, включающие в себя всю совокупность человеческих индивидов и являющиеся «социумом» точном значения этого понятия. Социальные общности – источник и  движущая сила социальных действий и  процессов. Их взаимодействие ведет  к институционализации. Динамика социальных общностей, групп, классов, страт, социальных институтов формируют социальную структуру общества. Общество, характеризуясь стабильностью, динамичностью, открытостью, самодостаточностью, пространственно-временным бытием, выступает как целостная органическая система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальные последствия приватизации государственной собственности в России.

В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.

Многие авторы по-разному  определяют понятие «приватизация». Приватизация в классическом словарном  понимании – это отход от доминирования  государственной собственности  и переход к частной собственности.

Приватизация  означает переход прав собственности  от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

В соответствии с Федеральным  законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер. Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

Приватизация – это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

Приватизация  в России – более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои права собственности, должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и рыночную экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальные последствия власти.приватизация власторганизация

Организация и власть во многом являются синонимами. Когда  мы говорим о результатах деятельности организаций, то представляем организации  как инструмент власти в руках  имеющих власть. Они являются инструментом подчинения людей правилам, установленным  в организации. В отношении размещения ресурсов они являются политическими  системами. Власть распределяется между  привилегированными и лишенными привилегий. Минцберг, занимаясь проблемами власти «в и вокруг» организаций (Mintzberg, 1983), разработал основные положения и терминологию, которой мы будем пользоваться. Если мы думаем о власти как о последствии проекта организации, то расстановка власти будет еще одним средством, с помощью которого организация сможет достичь эффективности.

В этой главе мы проанализируем характер власти внутри организации. Основное внимание будет уделено развитию властных отношений во времени. Во многих отношениях власть – это наиболее запутанный феномен. С одной стороны, власть обладает устойчивостью и  способностью к самосохранению. Власть предержащие имеют ресурсы для  сохранения себя у власти. С другой стороны, как показали события в  Восточной Европе и в СССР в 1989 и в 1990 гг., ослабленная власть может быть опрокинута с пугающей быстротой.

Власть в организации  может распределяться по-разному. В  главе 3, в обсуждении централизации  мы выяснили, что власть может быть сконцентрирована в руках немногих, а может быть и децентрализована по всей организации. Обсуждение способов распределения власти хорошо начать с классификации властных отношений Моргана, состоящей из 6 типов.

К первому типу относятся  автократические организации, в  которых абсолютная власть находится  в одних руках или в руках  небольшой группы. Второй тип – организации бюрократические, в которых расписаны роли и властные отношения четко специфицированы. Третий тип – организации технократические, в которых системой управляют эрудиция и компетенция. Четвертый тип организаций управляется путем кодетерминации (совместной детерминации), при которой оппозиционные части организации входят в систему управления. Пятый – организации представительной демократии, в которых официальные лица выбираются и служат определенный срок или столь долго, сколько их поддерживают члены организации. Такой была система в бывшей Югославии, которая так трагически распалась. И, наконец, существуют организации прямой демократии, в которых каждый имеет право участвовать и участвует в управлении. Эта система характерна для многих кооперативов, а также для хорошо известных кибуци в Израиле. Многие организации относятся к смешанным типам с более чем одной формой правления. Бюрократия является преобладающим типом и будет рассмотрена нами в первую очередь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Агапова Т.А., Серегина  С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под  общей ред.д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им.М.В.Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство «Дело и Сервис». 2007. - 448 с. – (Серия «Учебники МГУ им. М.В.Ломоносова»).  
2. Булатова А.С. Экономика – М.: БЕК. 2009.- 816 с.  
3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело. 2008.- 472 с.  
4. Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС.2006. – 640 с.  
5. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику [ Текст]: учеб.пособие/ Т.Ю.Матвеева; Гос.ун-т – высшая школа экономики. – 3-е изд. – М.:Изд.дом ГУ ВШЭ. 2005. - 510 с.  
6. Попов А.И. Экономическая теория. Питер: СПб. 2007. – 464 с.  
7. Селищев А.С. Макроэкономика Питер: СПб. 2008. – 448 с.:ил.- (Серия Учебники для вузов»).  
8. Салихов Б.В. Экономическая теория. М.: «Дашков и К».2006. – 704 с.  
9. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Киров: АСА. 2007. – 848 с. 


Информация о работе Отличие предмета социологии от предмета социальной психологии