Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:42, контрольная работа
Становление постсоциалистической трудовой идеологии по мнению В.С. Магуна характеризовалось тем, что труд из обязанности превратился в право, теперь "незанятость гражданина не может служить основанием для его привлечения к административной или какой-либо иной ответственности», Легализован статус безработного.
Значительно расширился и диапазон допустимых форм занятости: в Конституции РФ сформулировано право гражданина на частную собственность и предпринимательскую деятельность.
Появились новые виды профессий и типы карьер.
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Международный университет «МИТСО»
Факультет международных
экономических отношений и
Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин
Самостоятельно управляемая работа студента
по курсу «Социология»
Тема: «Отношение молодежи к труду»
Выполнил:
Студент 2 курса
Факультета МЭО и М
Дашкевич А.А.
Группа 1217
Проверил:
Минск 2013
Становление постсоциалистической трудовой идеологии по мнению В.С. Магуна характеризовалось тем, что труд из обязанности превратился в право, теперь "незанятость гражданина не может служить основанием для его привлечения к административной или какой-либо иной ответственности», Легализован статус безработного.
Значительно
расширился и диапазон
Появились новые виды профессий
и типы карьер.
Оценка общей значимости труда студенческой
молодежью (% от выборки).
Варианты ответов «Полностью согласен» и «Согласен» |
Вариант Ответов «Не уверен |
Варианты Ответов «Абсолютно не согласен» и «Не согласен» | |
1.Труд это бремя, связанное
с удовлетворением насущных |
|||
2. Труд дает возможности для развития и самореализации личности |
|||
3. Труд это обязанность человека перед обществом |
|||
4. Имея достаточно средств
существования, Вы бы все |
|||
5. Трудолюбивому человеку сегодня легко найти хорошую работу |
Значимость трудовых ценностей (опросник Аризонского университета)
Относительно высокую значимость имеют также такие трудовые ценности как:
Наименее значимые трудовые ценности:
Представления о неэтичных профессиях и видах материального самообеспечения
Как вполне этичные способы самообеспечения значительной частью (более трети респондентов) оцениваются:
Как условно этичные способы самообеспечения (допустимые только к критической ситуации или допустимые, если роль респондента в них нравственна и законна) значительной частью респондентов оцениваются:
Для некоторых видов материального самообеспечения, которые большинством оцениваются как неэтичные, характерна готовность принимать в них участие в критической ситуации, а также, если роль респондента в них нравственна и законна. Это характерно для следующих видов самообеспечения: Гадание, магия, экстрасенсы; Брак по расчету; Заготовка мяса и шкур домашних животных; Отстрел диких животных; Работа в СМИ (например, в ТВ шоу), нарушающих нормы приличия и границы личной жизни; Организации, допускающие эксплуатацию работников (несправедливая оплата труда, плохие условия работы и т.д.); Производство и торговли вредными для экологии и людей продуктами.
Способ материального самообеспечения |
Вполне этичный способ |
Не приемлемо для меня потому, что безнравственно |
Допустимо для меня только в критической ситуации |
Допустимо, если моя роль в этом деле вполне законна и нравственна |
Развлекательный бизнес, эксплуатирующий сексуальность |
14 |
48 |
15 |
23 |
Финансовые пирамиды |
13 |
56 |
13 |
18 |
Брак по расчету |
15 |
50 |
29 |
6 |
Гадание, магия |
15 |
52 |
20 |
13 |
Экстрасенсы |
20 |
44 |
23 |
14 |
Деятельность в религиозных сектах |
- |
92 |
3 |
5 |
Производство и торговля вредными для экологии и людей продуктами |
2 |
71 |
17 |
10 |
Таблица 1. Отношение к неэтичным способам материального самообеспечения (%)
Производство и торговля
вредными для экологии и людей
продуктами
Вполне этичный способ
Не приемлемо потому, Допустимо только
Допустимо, если
Отношение к развлекательному бизнесу, эксплуатирующему сексуальность (стриптиз и т.д.)
Вполне этичный способ Не приемлемо
потому, Допустимо только
Допустимо, если
Оценки унизительных для личности условий труда
Наиболее часто унижающими
человеческое достоинство
- Работа с неадекватно низкой оплатой
и
- Работа, вызывающая презрение окружающих.
Интересно, что есть виды труда, в отношении которых доли тех, кто считает их унизительными и тех, кто считает их не унизительными, примерно равны.
- Работа в неприятном социальном
окружении,
- Работа низкого социального статуса
и
- Работа с негативной психологической
нагрузкой кажутся унизительной и неунизительной
довольно значительным долям респондентов.
Работа во вредных и физически тяжелых условиях:
- Шахтеры и др. работники по
добыче полезных ископаемых (38 упоминаний),
- Работники металлургических, химических
и др. вредных производств (22),
- Дворники, уборщики, ассенизаторы (8),
- Спасатели, пожарники, ликвидаторы (6),
- Строители (6),
- Грузчики (5),
- Распространители рекламных листовок
(2),
- Солдаты по контракту (1), Работа на Севере
(1), Рыболовство (1), Лесозаготовки (1).
Работа с неадекватно низкой оплатой:
- Учителя и преподаватели (20
упоминаний),
- Младший медицинский персонал (19),
- Дворники, уборщики (18),
- Сотрудники МВД, военнослужащие (6),
- Стажеры (5),
- Продавцы (4),
- Распространители рекламных листовок
(4),
- Сантехники и др. работники ЖКХ (4),
- Консьержи и вахтеры (3),
-Госслужащие (2),
- Ученые (2)
- Сельскохозяйственные рабочие (1), Посудомойки
(1), Консультанты (1), Менеджеры по продажам
(1).
Были также варианты ответа: Работа в любом коллективе с неблагоприятным психологическим климатом (1), Работа в женском коллективе (1).
- Дворники, уборщики, ассенизаторы
(49),
- Официанты (4),
- Грузчики (3),
- Стриптизерши (3),
- Мерчендайзеры (2),
- Гардеробщики (2),
- Сантехники (2),
- Продавцы (2),
- Распространители рекламных листовок
(2),
- Шахтеры (1), Водители (1), Таксисты (1), Секретари
(1), Курьеры (1), Работники автозаправочных
станций (1).
- Производит впечатление общность мнения
выборки в отношении дворников и уборщиков
всех видов.
- Стриптизерши (14 упоминаний),
- Работники МВД (8),
- Мусорщики, уборщики, ассенизаторы (3),
- Работа, связанная с умерщвлением животных
(3),
- Гадалки и маги (2),
- Гувернантки (1),
- Домработницы (1),
- Менеджер сетевого маркетинга (1),
- Брак по расчету (1),
- Организация сект (1),
- Сфера PR (1),
- Ростовщичество (1).
Сферы деятельности, которые
отличают эту категорию от других
это - оккультная деятельность и сфера
эротических услуг.
Работа неинтересная и «отупляющая»:
- Работа на конвейере (11 упоминаний),
- Охранники, вахтеры, консьержи (8),
- Грузчики (5),
- Водители (2),
- Дворники, уборщики (2),
- Специалист по документообороту (4),
- Офисные работники низшего звена, т.н.
«офисный планктон» (4),
- Бухгалтеры (3),
- Промоутеры (3),
- Комплектовщики (2),
- Распространители рекламных листовок
(1), Строители (1), Кондукторы (1), Почтальоны
(1), Курьеры (1).
Существуют виды работ
и сферы деятельности, которые
попадают сразу в несколько категорий:
сферы связанные с обслуживанием других
людей (уборка, уход, социальная работа
и т.д.), работа в МВД и пенициарной системе.
К сожалению, часто упоминаются также
учителя и медицинские работники.
Некоторые упомянутые респондентами
виды унизительной для личности работы
совпадают с видами работ, неэтичными
по отношению к обществу: Работа в развлекательной
сфере, эксплуатирующей сексуальность,
Сетевой маркетинг, Брак по расчету, Организации
по типу религиозных сект, Работа, связанная
с умерщвлением животных и др.
Анализ ответов на вопросы:
«Занимаетесь ли Вы этой работой в настоящее
время?» и «Согласитесь ли Вы ее выполнять
в критической ситуации?» показал, что
респонденты в критической ситуации будут
готовы заниматься всеми видами унизительных
работ. Многие из них и в настоящее время
вынуждены заниматься работой с низким
социальным статусом и неадекватно низкой
оплатой труда. Можно предположить, что
подобная ситуация может приводить к внутриличностному
конфликту и сказываться на результатах
трудовой деятельности.
Типы отношения
личности к труду
Тип 1 в наибольшей
степени считает, что труд это бремя, не
уверен, что он дает возможность для самореализации,
не признает, что труд это обязанность
перед обществом и считает, что трудолюбивому
человеку трудно найти хорошую работу.
Однако, имея достаточно средств к существованию,
скорее всего, работал бы. Несколько чаще
встречается у мужчин и у представителей
старших возрастных категорий (старше
24 лет). Тип 1 характеризуется в целом невысокой
значимостью всех трудовых ценностей.
Относительно высока значимость: Мастерства
и Креативности, Финансовой выгоды и Нравственности.
Однако их значимость все же ниже, чем
у других типов. Тип 1 характеризуется
более высокой значимостью Общественных
контактов, Точности, Быстрого темпа,
Волнения. Такой тип может быть характерен
для профессионалов нестандартных форм
занятости, например, для фрилансеров.
Для них важно быстро и точно выполнить
свою работу, не связывая себя долгосрочными
контрактами и не заботясь о «вертикальной»
карьере. Такой тип отношения к труду соответственно
получил название «Фрилансер».
Представители типа 2 занимают
неопределенную позицию по вопросам: «труд
это бремя» и «труд - средство самореализации
личности», не согласны с тем, что труд
– обязанность перед обществом, но допускают,
что трудолюбивому человеку сегодня легко
найти хорошую работу. Это единственный
тип, который утверждает, что имея достаточно
средств к существованию не стал бы работать.
Несколько чаще встречается у молодежи
до 23 лет. Представители типа 2 демонстрируют
средний уровень значимости многих трудовых
ценностей. Больше всего в труде ценятся:
Свободное время, Финансовая выгода, Мастерство,
Знания, Безопасность. Значимость Свободного
времени и Финансовой выгоды – наибольшая
среди всех типов. По сравнению с другими
типами несколько выше оценивают следующие
трудовые ценности: Влияние на людей, Независимость,
Ответственность, Разнообразие, Быстрый
темп. Для этого типа труд – источник заработка
и социального статуса и при этом, имея
достаточно денег, без труда вполне можно
обойтись. Этот тип характерен для работающих
ради заработка и статуса, экономно расходующих
свои силы. Тип получил название - «Прагматичный».
Представители типа 3 – не согласны
с тем, что труд – бремя, уверены, что он
дает возможность для самореализации,
скорее всего, работали бы, имея достаточно
средств к существованию, но однако не
считают труд обязанностью перед обществом
и не уверены, что трудолюбивому человеку
сегодня легко найти хорошую работу. Поскольку
тип 3 не считает труд обязанностью перед
обществом, вполне закономерно, что для
него меньше чем для других типов значимы
следующие трудовые ценности: Помощь обществу,
Ответственность и Финансовая выгода.
Более значимы, чем для других типов: Принятие
решений, Стабильность, Творческий потенциал,
Эстетика, Работа в цейтноте, Приключения,
Физические нагрузки. Этот тип людей, самореализующихся
в творческом труде и не придающих большого
значения заработку, может быть назван
– «Творчески самореализующийся
в труде».
Представители типа 5 считают,
что труд – бремя, однако дающее возможность
для развития и самореализации личности
и, что имея достаточно денег, они бы все
равно работали. Тип 5 не уверен, что труд
– обязанность перед обществом и, что
трудолюбивому человеку сегодня легко
найти хорошую работу. Таким образом, имеет
место в целом позитивное отношение к
труду, в сочетании с невысокой уверенностью
в своем трудовом потенциале. Для типа
5 больше чем для других значимы следующие
трудовые ценности: Мастерство, Креативность,
Нравственность, Безопасность, Стабильность,
Помощь обществу, Помощь другим, Финансовая
выгода, Независимость, Сообщество, Работа
совместно с другими, Влияние на людей,
Ответственность, Признание, Представители
типа 5 не приемлют: Быстрый темп, Волнение
и Приключения в работе. Подобный тип высокой
значимости труда и традиционных трудовых
ценностей, как важного для общества, но
нелегкого дела может быть назван - «Трудяга». Это
тип ценящий мастерство, нравственность,
стабильность и рассчитывающий на справедливое
признание своих трудовых заслуг.
Таким образом,
в описанной типологии были выделены типы,
соответствующие трудовой этике предыдущих
исторических периодов. Выделен тип «Волонтер»,
воспринимающий труд как долг перед обществом
и как возможность самореализации с романтикой
и энтузиазмом, и тем схожий с добровольцами
комсомольских строек времен СССР. Позитивное
отношение к труду и представление о нем
как о долге перед обществом типа «Трудяга»
(не слишком чувствительного к этической
стороне труда, неразборчивого в выборе
условий работы, даже в ущерб собственному
здоровью и человеческому достоинству)
в высокой степени сходно с трудовой этикой
простых рабочих советского периода и
дореволюционного времени.
Не выявлено типа носителей
протестантской трудовой этики - приверженцев
скромного образа жизни и постоянного
труда, ориентированных на достижение
экономического успеха. Единственный
тип, имеющий такую ориентацию (тип 2 «Прагматик»)
готов отказаться от работы, в случае если
у него будет достаточно средств к существованию.
Отсутствие в выборке представителей
протестантской трудовой этики кажется
нам вполне закономерным, поскольку ее
усвоению не способствуют наши культурные
традиции, передаваемые через религиозное
воспитание, семейные традиции, продукты
фольклора (пословицы, сказки и т.д.). Одного
лишь экономического образования и воздействия
западных примеров и образцов для подражания,
транслируемых СМИ, не достаточно для
усвоения протестантской трудовой этики.
Признавая образцом для подражания успешных
деловых людей, которые «сделали себя
сами», наши современные прагматики в
большинстве своем в глубине души мечтают
прожить как Емеля на печи.