Отношение студенческой молодежи к браку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Файлы: 1 файл

СЕМЬЕВЕДЕНИЕOffice Word.docx

— 23.20 Кб (Скачать файл)

Тема «Отношение студенческой молодежи к браку» выбрана не случайно.  Учитывая курс, который государства выбрало на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, изучение отношения молодежи к браку и семьи представляет огромный интерес.

Отношение к любви каждого  поколения отражает в себе черты  времени и психологии людей, несет  отпечаток условий жизни и  нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных  браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается  истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических  установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному  образу жизни.

Важнейшая социальная функция  современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией  семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. Положение молодежи в обществе, тенденции  и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес  и практическое значение, прежде всего  потому, что они определяют его  будущее. Здесь существенное место  занимают отношение молодежи к браку  и семье как основной ячейке общества.

В большинстве регионов мира средний возраст вступления в  брак повышается, и в настоящее  время в подростковом возрасте в  мире заключается браков меньше, чем  десять лет назад.

В настоящее время в  семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует  какое-либо свидетельство того, что  формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все  более широкое распространение  получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается  зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.

Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью  для молодежи.

Молодые люди ищут в семье  своих родителей поддержку и  опору в процессе социализации, а  свою будущую семью готовы строить  на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях  и умениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отношение современной  молодежи к семье и браку

 

Вопросы вступления в брак и создания семьи всегда актуальны среди молодежи. Семья  – одна из важнейших ценностей  человеческой жизни. Однако в современное  время ценностное отношение к  семье и браку меняется, особенно среди молодежи.

 

В настоящее время  одно из главных мест в социологических  и демографических исследованиях  занимает проблема ценности семьи, поскольку  именно она является главным агентом  социализации подрастающего поколения, формируя первичные ценностные ориентации и установки молодежи, дает чувство  единства, безопасности, обеспечивает эмоциональную и материальную поддержку  членам семьи.

«Ценность —  это то, что чувства людей диктуют  признать стоящим над всем и к  чему можно стремиться, созерцать  и относиться с уважением, признанием, почтением». По сути, ценность — не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.

Семья является приоритетной ценностью любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее. Изучение представлений современной молодежи о своей будущей семье наиболее актуально в связи с тем, что именно молодежь оказывается наиболее чувствительной и восприимчивой к происходящим социальным переменам государства.

Юношеский возраст – это  период жизненного и профессионального  самоопределения личности. Этот период жизни человека характеризуется  активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом.

Семейные ценности молодежи складываются в определенную систему, имеющую три основных направления:

- социально-структурные  ориентации и планы; 

- планы и ориентации  на определенный образ жизни  в семье; 

- деятельность и общение  человека в сфере различных  социальных институтов, в том  числе, семье.

Они являются важнейшим компонентом  структуры личности. Наряду с другими  социально-психологическими образованиями  они выполняют функции регуляторов  поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

В целом, семья для современной  российской молодежи остается значимой ценностью. Сознательное одиночество  и бессемейная жизнь большинством молодого российского населения  не приветствуется. Главными ценностями семейной жизни большинство молодых  россиян традиционно считает  детей и эмоционально-духовную близость брачных партнеров.

«Семейно-брачные ценности личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую  систему, занимая пограничное положение  между мотивационно- потребностной сферой и системой личностных смыслов»1. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации, с другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления. По своему функциональному значению семейные ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические  образования, всегда представляющие иерархическую  систему и существующие в структуре  личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как  некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в  систему. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все  уровни системы побудителей активности человека.

Подавляющее большинство  юношей и девушек считают, что  партнер по браку должен иметь  равный образовательный статус, и  только незначительная часть девушек  готовы к тому, что партнер по браку будет более образован, чем они сами. Но большая часть считает, что это не имеет значения, лишь бы был достойный и интересный человек. Примерно такие же представления существуют у молодежи относительно равенства партнеров в культурном уровне.

Что касается материального  статуса, молодежь демонстрирует достаточно традиционные, стереотипные взгляды: мужчины  видят себя, прежде всего, добытчиками, ответственными за материальное благополучие семьи, а девушки – хранительницами  домашнего очага.

Две трети девушек считают, что будущий партнер по браку  должен быть более обеспечен, чем  они сами, другие считают, что по материальному статусу они должны быть равны. Мнения юношей по этому  вопросу более дифференцированы. Большая часть их считает, что  материальный уровень партнеров  не имеет значения для брачно-семейных отношений или он должен быть равным.

При выборе форм брачно-семейных отношений более половины юношей и девушек выбирают зарегистрированный брак, треть предпочитает незарегистрированное сожительство – гражданский брак и лишь незначительная часть предпочитает жить в одиночестве. Девушки указывают  и другие варианты развития отношений  с партнером: первоначальное проживание в гражданском браке с последующей  регистрацией отношений. Юноши также  считают, что выбор формы брачно-семейных отношений зависит от жизненных  обстоятельств. С точки зрения юношей и девушек гражданский брак гарантирует  большую свободу отношений, меньше обязательств и ответственности, дает возможность разойтись без лишних проблем и в то же время обеспечивает возможность лучше узнать друг друга.

Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака  большая часть девушек и юношей видят в большей уверенности, стабильности, надежности, ответственности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей.

Большой интерес представляют мнения молодых россиян о родительской семье, ее главных ценностях и  материальном достатке. Их совокупность позволяет с достаточной определенностью  прогнозировать будущее семейно-брачное  поведение молодежи. По данным исследований, 28% юношей и девушек считают родительскую семью образцом для себя. Вместе с тем значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы  их семьи были похожи на родительские. Это неудивительно, поскольку современная молодежь живет в совершенно других условиях и значительная часть родительских ценностей перестает быть актуальной для нее. Характерно, что наиболее радикально настроены девушки, юноши имеют более традиционные взгляды на семью и ее ценность.

Таким образом, семья представляет для современной молодежи важную жизненную ценность. Представления  молодежи о семье вариативны и  в большей степени связаны  с психологическими аспектами брачно-семейных отношений, чем социально-бытовой  ее направленностью.

В современных условиях тотальных  социальных изменений, социального  прогресса и демократизации отношений  полов актуальной становится психолого-педагогическая проблема формирования и развития в  юношеском возрасте ценностно-ориентационной системы представлений личности о семье, так как именно этот период развития личности характеризуется  необходимостью осмысления полученного  социального и интимного опыта, знаний, приобретенных в процессе взаимодействия с окружающим миром.

 

 

 

Заключение

 

Семья представляет собой  сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, она интегрирует  в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты. Семья выступает  в качестве одного из факторов развития общества, атрибутов его жизнеспособности.

 Относительно понятий  «брак» и «семья» нужно отметить, что между ними существует  тесная взаимосвязь. Социальная  сущность брака определяется, в  конечном счете, господствующими  общественными отношениями, он  также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии.  Санкционируя брак, общество берет  на себя определенные обязательства  по его охране и налагает  на людей, вступивших в брачные  отношения, ответственность за  материальное обеспечение и воспитание  детей, а следовательно, за  будущее семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1. Александров, И.Ф. Семья  как первичная ячейка и как  субъект права 2003.

2.  Андреевой Т.В «Супружеская совместимость».  Журнал Psychology 2009 год.

 

3. Антонов, А.И., Медков, В.М.  Социология семьи. – М.: Изд-во  МГУ, 2006.

5. Голод, С.И. Семья и  брак: истрико-социологический анализ. СПб, 2008.

6. Данилова, Е.А. Семья как важнейшая  ценность молодежи  2007.

7. Запесоцкий, А.И. Молодежь в современном мире. М, - 2006.

9. Сизанов, А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни, 2009.

10. Филюкова, Л.Ф. Современная  молодая семья. М. 2008

 


Информация о работе Отношение студенческой молодежи к браку