Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:16, контрольная работа
Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
Тема «Отношение студенческой молодежи к браку» выбрана не случайно. Учитывая курс, который государства выбрало на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, изучение отношения молодежи к браку и семьи представляет огромный интерес.
Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.
Устойчивость брачно-семейных
отношений зависит от готовности
молодых людей к семейной жизни,
где готовность к браку понимается
как система социально-
Важнейшая социальная функция
современной семьи – воспитание
будущего семьянина, то есть подготовка
подрастающего поколения к
В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад.
В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.
Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи.
Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.
2. Отношение современной молодежи к семье и браку
Вопросы вступления в брак и создания семьи всегда актуальны среди молодежи. Семья – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Однако в современное время ценностное отношение к семье и браку меняется, особенно среди молодежи.
В настоящее время
одно из главных мест в социологических
и демографических
«Ценность — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением». По сути, ценность — не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.
Семья является приоритетной ценностью любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее. Изучение представлений современной молодежи о своей будущей семье наиболее актуально в связи с тем, что именно молодежь оказывается наиболее чувствительной и восприимчивой к происходящим социальным переменам государства.
Юношеский возраст – это период жизненного и профессионального самоопределения личности. Этот период жизни человека характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом.
Семейные ценности молодежи складываются в определенную систему, имеющую три основных направления:
- социально-структурные ориентации и планы;
- планы и ориентации на определенный образ жизни в семье;
- деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов, в том числе, семье.
Они являются важнейшим компонентом
структуры личности. Наряду с другими
социально-психологическими образованиями
они выполняют функции
В целом, семья для современной
российской молодежи остается значимой
ценностью. Сознательное одиночество
и бессемейная жизнь
«Семейно-брачные ценности личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно- потребностной сферой и системой личностных смыслов»1. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации, с другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления. По своему функциональному значению семейные ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.
Таким образом, ценностные ориентации
представляют собой особые психологические
образования, всегда представляющие иерархическую
систему и существующие в структуре
личности только в качестве её элементов.
Невозможно представить себе ориентацию
личности на ту или иную ценность как
некое изолированное
Подавляющее большинство юношей и девушек считают, что партнер по браку должен иметь равный образовательный статус, и только незначительная часть девушек готовы к тому, что партнер по браку будет более образован, чем они сами. Но большая часть считает, что это не имеет значения, лишь бы был достойный и интересный человек. Примерно такие же представления существуют у молодежи относительно равенства партнеров в культурном уровне.
Что касается материального статуса, молодежь демонстрирует достаточно традиционные, стереотипные взгляды: мужчины видят себя, прежде всего, добытчиками, ответственными за материальное благополучие семьи, а девушки – хранительницами домашнего очага.
Две трети девушек считают,
что будущий партнер по браку
должен быть более обеспечен, чем
они сами, другие считают, что по
материальному статусу они
При выборе форм брачно-семейных
отношений более половины юношей
и девушек выбирают зарегистрированный
брак, треть предпочитает незарегистрированное
сожительство – гражданский брак
и лишь незначительная часть предпочитает
жить в одиночестве. Девушки указывают
и другие варианты развития отношений
с партнером: первоначальное проживание
в гражданском браке с
Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака большая часть девушек и юношей видят в большей уверенности, стабильности, надежности, ответственности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей.
Большой интерес представляют
мнения молодых россиян о родительской
семье, ее главных ценностях и
материальном достатке. Их совокупность
позволяет с достаточной
Таким образом, семья представляет для современной молодежи важную жизненную ценность. Представления молодежи о семье вариативны и в большей степени связаны с психологическими аспектами брачно-семейных отношений, чем социально-бытовой ее направленностью.
В современных условиях тотальных социальных изменений, социального прогресса и демократизации отношений полов актуальной становится психолого-педагогическая проблема формирования и развития в юношеском возрасте ценностно-ориентационной системы представлений личности о семье, так как именно этот период развития личности характеризуется необходимостью осмысления полученного социального и интимного опыта, знаний, приобретенных в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Заключение
Семья представляет собой
сложное и многогранное явление.
Будучи одной из наиболее значимых
ценностей общества, она интегрирует
в своём содержании социальные, политические,
духовно-нравственные, культурные, исторические
и др. компоненты. Семья выступает
в качестве одного из факторов развития
общества, атрибутов его
Относительно понятий
«брак» и «семья» нужно
1. Александров, И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права 2003.
2. Андреевой Т.В «Супружеская совместимость». Журнал Psychology 2009 год.
3. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 2006.
5. Голод, С.И. Семья и брак: истрико-социологический анализ. СПб, 2008.
6. Данилова, Е.А. Семья как важнейшая ценность молодежи 2007.
7. Запесоцкий, А.И. Молодежь в современном мире. М, - 2006.
9. Сизанов, А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни, 2009.
10. Филюкова, Л.Ф. Современная молодая семья. М. 2008