Оттепель "Реформы и реорганизация общественной жизни"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Выбор мною темы обусловлен тем, что не смотря на достаточную "заезженность " данной темы и довольно спекулятивное ее использование в постперестроечные времена, она очень интересна и привлекает меня в первую очередь небывалым, противоречивым, иногда даже взаимоисключающим рядом исторических событий и катаклизмов на небольшом и замкнутом отрезке исторического временного процесса. Именно такая последовательность событий определила дальнейшее направление развития и уклада человеческого общества, живущего на территории ныне называемой СНГ.

Файлы: 1 файл

Хрущевская оттепель.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

"Оттепель" способствовала бурному развитию  культуры и науки. Именно в  духовной сфере едва ли не  наиболее ярко проявились достижения  и противоречия , присущие этой  эпохе.

На перемены , начавшиеся в обществе после смерти Сталина , первыми откликнулись представители литературы. В 50-х годах в журналах появились новаторские статьи В. Овечкина , Ф.Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И.Эренбурга"Оттепель", В. Пановой "Времена года" , Ф. Панферова "Волга-матушка река" и др. В них авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей в социалистическом обществе. Впервые был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы , которая сложилась в стране.

После ХХ съезда ЦК КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства , живописи и кинемотографии . Ответственность за «перегибы « прошлых лет была возложена на Сталина ,Берию , Жданова , Молотова , Маленкова и др. Однако сам идеологический диктат партийного руководства в этих сферах сохранялся и позже .

Хрущев  лучше чем кто- либо другой , выражал  своим поведением одну из характерных  черт тоталитарной системы – отрицание  всего , что не имеет прямого отношения  к задаче построения коммунизма , не вписывается в официальную идеологию или лично неприятно самому лидеру страны. Так после премьеры американского музыканта Б.Гудмена он заявил , что джаз – это не музыка и народ этого никогда не поймет. А помотрев канкан на одной из втреч в Голливуде , Хрущев оценил его так : «В этом танце девушкам приходиться задирать юбки и показывать заднее место и этот танец приходиться исполнять хорошим , честным девушкам …Это порнография». Он заявлял , что выступает за музыку исключительно вдохновляющую , зовущую на подвиг ратный и на труд , что в «литературе и искусстве партия поддерживает только те произведения , которые вдохновляют народ и сплачивают его силы» .

Аналогично  относился Хрущев и к изобразительному искусству. Отстаивая необходимость  следования принципу «социалистического реализма», он отмечал , что все остальные , кто акцентирует внимание на негативных сторонах жизни , «судят о действительности только по запахам отхожих мест». Так оценивались произведения Э. Неизвестного , Б. Жутовского и других художников , скльпторов , архитекторов.

Таким образом , политика «оттепели» в духовной жизни  имела вполне определенные границы. Преобразования в духовной жизни  общества в 1953 – 1964 гг. были , безусловно , очень значительными. Они дали толчок духовному обновлению народа , очищению его от сталинского наследия. Перемены эти не всегда были выпуклыми и зримыми . Но они как бы подтачивали тоталитарный режим . В те годы коллизии в общественном сознании многие были склонны объяснять отказом от «принципов» , заложенных Сталиным. И это так. Некоторое смягчение режима , отказ от массовых репрессий неизбежно вызвал начало эрозии всей системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом  из вышесказанного можно сделать  вывод , что реформаторский потенциал  общества оказался недостаточным для  окончательного отхода от тупиковой ветви мирового развития , более того , даже для сохранения либеральных хрущевских порывов. Откат был неизбежен. Но это был откат к сталинизму без Сталина , без массовых репрессий , а значит, к системе с подорванными идеологическими и инструментальными конструкциями. Откат означал ее стабилизацию, с неизбежностью ведущего к загниванию и распаду. Эти процессы и составили социальную суть 70-х – середины 80-х годов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.Верт Н.  «История советского государства , 1900- 1991» М., 1992 г.

2. Челябинский  Государственный технический университет,  коллегия авторов – Курс лекций , Челябинск, издательство ЧГТУ , 1994 г.


Информация о работе Оттепель "Реформы и реорганизация общественной жизни"