П. А. Сорокин – крупнейший социолог ХХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 14:29, реферат

Описание работы

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – крупнейший
ученый социолог 20века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………….2
I «Русский» период жизни и творчества П. Сорокина……….…..3
1. Юность………..……………………………………….……….3
2. Революционная деятельность, студенческие годы.……...…3
3. Научная и преподавательская деятельность…………….…..5
а) «Система социологии»……………………………….…….5
4. Последние годы жизни в России…………………….…..…..10
II «Американский» период жизни П.Сорокина……………….…12
Заключение
Литература………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

                   Омский государственный институт сервиса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:  П. А. Сорокин – крупнейший социолог ХХ в.

 

 

 

Выполнила: Кулишкина С.А.

Дисциплина: Социология

Группа: Тз-101

Проверила: Субеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Омск 2012

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………….2

I «Русский»  период жизни и творчества  П. Сорокина……….…..3

        1. Юность………..……………………………………….……….3

        2. Революционная  деятельность, студенческие  годы.……...…3

        3. Научная и преподавательская  деятельность…………….…..5

          а) «Система социологии»……………………………….…….5

        4. Последние годы жизни в России…………………….…..…..10

II «Американский»  период жизни П.Сорокина……………….…12

Заключение

 Литература………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I«Русский»  период жизни и творчества  П. Сорокина

1.  Юность

 Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – крупнейший

ученый  социолог  20века. Творческую деятельность Сорокина делят на два  периода  –  русский  (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу  60-х  годов  П.Сорокин  уже около сорока лет был «американским социологом,  прочно  занимавшим  одно  из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

 Родился  П.А. Сорокин в январе 1889 года в  деревне  Турье,  Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать  -  коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима,  чей  праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом  и  старшим  братом на  реставрации  церквей,  и  выполнял  крестьянскую  работу.  Сам  научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе  Палевицы.  Потом  учился  в  Гамской второклассной  школе.  По  окончании  ее  поступил  в  Хреновскую  церковно- учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской  работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда.  В  партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он  вспоминал:  «Я познакомился  с  кучей  народа:  крестьяне,  рабочие,  чиновники,  служители культа,   официальные   лица,   доктора,   писатели...представители   разных политических течений - эсеры, социал-демократы  (большевики  и  меньшевики), монархисты,  анархисты,  либералы  и  консерваторы  всех  мастей.  Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал  новые  ценности  и стал разбираться в социальных условиях.  ...Мое  интенсивное  чтение  доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Революционная  деятельность, студенческие годы

 В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел  полгода  в  тюрьме  в  п.

Кинешме  и  был  выслан  оттуда  после  освобождения.  Четыре  месяца  после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г.  «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости  и поступил в Психоневрологический институт, где  была  единственная  в  стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах,  таких, как «Вестник  Знания»,  «Вестник  психологии,  криминальной  антропологии  и гипнотизма».  В  1910г.  Сорокину  было   сделано   предложение   стать   по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом  институте  и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории  высшей  школы, когда студент был лектором.

  За  всё  это  время  Сорокин  не  покидал  революционной  работы  среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г.  он  вынужден  был,  в  избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913  г. был арестован снова. За всё  это  время  Сорокиным  был  издан  ряд  научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара,  подвиг  и награда», обратили на себя внимание, как русской, так и  европейской  науки.

В 1917г. им была  написана  целая  серия  политических  очерков,  среди  них такие,  как  «Анатомия  национальностей  и  единство  государства»,   «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          3. Научная и преподавательская деятельность

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для  подготовки  к профессорскому званию. После  сдачи  экзаменов  в  конце  1915г.,  с  начала 1917г. он  становится  «приват-доцентом».  Защита  магистерской  диссертации была  назначена  на  март  1917г.,  но  ее  пришлось  отложить  в  связи   с Февральской революцией 1917г. Сорокин  оказался  в  водовороте  политических событий в стране. 1918г. - самый бурный  год  в  жизни  П.  Сорокина.  После ареста в январе 1918г.  он  провел  около  трех  месяцев  в  Петропавловской крепости  вместе  с  бывшими  министрами  Временного  правительства.   После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член  Учредительного  собрания и Союза возрождения России, в  конце  мая  отправился  с  антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск.  Его  миссия  не  увенчалась успехом, и он вынужден был 2  месяца  скрываться  в  Северо-Двинских  лесах.

Здесь, вдали от цивилизации он  много  размышлял  о  политике,  революции  и самом себе и избавился от многих «соблазнительных  иллюзий».  Именно  тогда, вероятно, им было написано его «отречение» - открытое письмо, в  котором  он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из  партии эсеров.

После  этого  Сорокин  сдался  властям.  В  тюрьме,  приговоренный   к

расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его  вызвали  на  допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценные признания Питирима  Сорокина».

По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен  в  тюрьму  Московской ЧК  и  здесь  освобожден.  На  этом   политическая   деятельность   Сорокина закончилась.  Через  несколько  дней  после  освобождения  он   вернулся   в Петроград и приступил  к  чтению  лекций  в  университете.  Только  в  конце 1920г., на специальном  заседании  факультета  общественных  наук,  Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В  1922г.  Опубликована работа  Сорокина  «Система  социологии»,  которая   была   представлена   на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           а) «Система социологии»

В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются  основн

принципы, на базе которых он предлагал создать  социологию.  Он  разработал  структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

           «Социология представляет науку, которая изучает жизнь  и  деятельность людей, живущих в обществе  себе  подобных,  и  результаты  такой  совместнойдеятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

   1) его строения и состава

   2) данных в нем процессов или  его жизнедеятельности

   3) происхождения и развития  общества  и  общественной  жизни   -  таковы основные задачи изучения социологии» П.А. Сорокин писал:  «Наша  потребность  в  социологических  познаниях огромна.  В  ряду  многих  причин,  вызывающих  наши  настроения  и   плохую общественную жизнь, немалую роль  играет  наше  социологическое  невежество…

Голод и холод,  разврат  и  преступление,  несправедливость  и  эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только  тогда,  когда  мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем  законы,  которым  она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе  с  общественными бедствиями...  Только  знание  здесь  может  указать...как  нужно   устроить совместную  жизнь,  чтобы  все  были  и  сыты  и  счастливы...  Вот  с  этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение».

 Сорокин  разделил  социологию   на   теоретическую   и   практическую.

Теоретическая социология  изучает  явления  человеческого  взаимодействия  с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

    1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего

социального  явления, так и сложных социальных единств, образованных той  или  иной комбинацией простейших социальных явлений.

   2. социальную механику, изучающую  процессы  взаимодействия  людей  и  тех сил, которыми оно вызывается и определяется.

   3. социальную генетику; «Задача генетической  социологии -  дать  основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»

   Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.

    Социология практическая,  по  Сорокину,  включает  в  себя  социальную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия»  -  писал Сорокин.  «Эта  дисциплина  должна  быть  прикладной  дисциплиной,  которая,  опираясь на законы, сформулированные теоретической  социологией,  давала  бы человечеству возможность  управлять  социальными  силами,  утилизировать  их сообразно поставленным целям».

      В учении о строении общества  П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном  виде,  в  каком  они существуют, мы должны изучит ь их в  простейшем  виде.»  Он  показывает,  что простейшей  моделью   социального   явления   служит   взаимодействие   двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента:  индивиды, их акты, действия; проводники  (световые,  звуковые,  тепловые,  предметные, химические  и  т.д.).  Главными  формами  взаимодействия  социальных   групп являются

   1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих

   2) взаимодействие сходных и несходных  лиц

   3) взаимодействие одностороннее  и двухстороннее, длительное и  мгновенное,  организованное и  неорганизованное,  солидарное  и  антагонистическое, сознательное и бессознательное

              Всё человеческое население распадается на  ряд  более  тесных  групп, образующихся из взаимодействия одного с одним,  одного  с  многими  и  одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею  семья или класс, или государство, или религиозная секта,  или  партия  -  всё  это представляет собой взаимодействие двух или  одного  со  многими  или  многих людей со многими. Всё бесконечное море  человеческого  общения  составляется из процессов  взаимодействия,  односторонних  и  двусторонних,  временных  и длительных,    организованных    и    неорганизованных,     солидарных     и антагонистических, сознательных и бессознательных,  чувственно-эмоциональных и волевых».

    «Весь  сложнейший  мир  общественной  жизни   людей   распадается   на очерченные  процессы  взаимодействия».   «Группа   взаимодействующих   людей представляет своего рода коллективное  целое  или  коллективное  единство...

    Тесная  причинная  взаимозависимость   их   поведения   и   дает   основание рассматривать  взаимодействующих  лиц  как  коллективное  целое,  как   одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и  водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся  от  простой суммы   изолированных   кислорода   и   водорода,   так    и    совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.»  «Всякую  группу людей, взаимодействующих друг  с  другом,  мы  будем  называть  коллективным единством или короче коллективом».

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их  возникновения,  существования  и распада он делит на три группы:

  1. космические или физико-химические

   2. биологические

   3. социально-психические

            Далее  Сорокин  указывает  два  основных   способа   (сознательный   и бессознательный)  установления  организации   группы   и   обычные    приемы поддержания  и   сохранения    этой    организации.    «Общественная   жизнь представляет не что иное,  как непрерывный  поток  возникающих,  длящихся  и исчезающих   коллективных    единств.   “Коллективное   единство   перестает существовать  только  тогда,   когда   прекращается   взаимодействие   между частью или всеми его членами». «Прекращение коллективного единства  ведет  к исчезновению его организации.  Но падение одной  организации   и  замена  её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного  единства,  а  означают  только,   что  форма,  порядок   и   организация   последнего изменилась!»

  Затем  Сорокин  рассматривает  строение  и  расслоение  населения.  Он подчеркивает, что «население расслаивается на ряд групп, что оно  составлено из множества коллективных  единств,  а  не  представляет  чего-то  цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом». «Из  множества групп , на которые распадается население, важнейшими  простыми  расслоениями последнего будут расслоения:

  а) по семейной принадлежности

   б) по государственной

   в) по расовой

   д) по профессиональной

   е) по имущественной

   ж) по религиозной

   з) по объемно-правовой

   и) по партийной

   Из  сочетаний  простых  расслоений  (группировок)  образуются  сложные группы. Сложные группы бывают:

    а) типичные и не типичные для  данного населения.

  Из типичных важны класс и национальность.                                                                           б) внутренне  антагонистические  и  внутренне  солидарные.

Информация о работе П. А. Сорокин – крупнейший социолог ХХ в