Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 03:50, реферат
Опираясь на такое их видение, автор говорит о современной мифологии и ее парадоксальности, ренессансе мифов, активной ремифологизации сознания. Сегодня многие идеологические построения не столько теоретичны, сколько мифологичны. Мифы о сакральности государственной власти, вождизме, избранности России и им подобные широко распространены. В книге очерчен ряд сфер проявления парадоксальности. Это прежде всего стереотипы, упрощающие действительность. Именно стереотипы мышления порождают такие парадоксы как: эффект ореола, наделение мудростью и значимостью любых властных персонажей, эффект "неприкаянности и отторжения", принижения самих се
Опираясь на такое
их видение, автор говорит о современной
мифологии и ее парадоксальности, ренессансе
мифов, активной ремифологизации сознания.
Сегодня многие идеологические построения
не столько теоретичны, сколько мифологичны.
Мифы о сакральности государственной
власти, вождизме, избранности России
и им подобные широко распространены.
В книге очерчен ряд сфер проявления парадоксальности.
Это прежде всего стереотипы, упрощающие
действительность. Именно стереотипы
мышления порождают такие парадоксы как:
эффект ореола, наделение мудростью
и значимостью любых властных персонажей,
эффект "неприкаянности и отторжения",
принижения самих себя, эффекты группового
эгоизма, маниловщины, возникновения
перевертышей и т.д. Сама эта типологизация
впечатляюща; она помогает рельефнее видеть
наличное состояние сознания. Автор удачно
использует некоторые неологизмы. Им вводится
так называемая "кентавр-проблема"
, суть которой в том, что один и тот же
человек придерживается взаимоисключающих
социально-политических ориентаций и
может быть (как это ни странно) одновременно
и социалистом, и либералом-интернационалистом,
и шовинистом; и монархистом, и республиканцем.
Это действительно так. Оглянувшись вокруг,
мы с удивлением отмечаем, что в сознании
очень многих (а пожалуй и в нашем собственном)
воплотилось своеобразное чудо - совмещение
несовместимого. Пожалуй, это поветрие
времени, результат стыкования самых различных
факторов, нечто типичное для переживаемой
нами транзитивной полосы. Монолитность
сознания сегодня скорее исключение, чем
правило. Автор предлагает набор "кентавр-проблем"
как особой формы проявления парадоксов
сознания и поведения, анализирует манипулирование
как механизм создания парадоксов. Немалый
интерес представляет содержащаяся в
книге типология парадоксов, представление
их видов - от экономических до религиозных.
Эта типология по содержанию не произвольна,
а опирается на множество взвешенных и
достаточно результативных социологических
изысканий. Мир мыслимого и мир реального,
желаемого и наличного, причудливо сплетаясь,
взаимопроникая, создает парадоксальное
видение действительности. Разве не об
этом говорит уменьшение настойчивости
в совершенствовании знаний и навыков
и вместе с тем упорное желание получать
побольше. Или недоверие многих крестьян
к передаче земли в частную собственность
и одновременно все расширяющаяся картина
аграрного запустения. Примечательна
неустойчивость политических симпатий
и антипатий, тревожность, недоверие к
призывам различных политических сил.
Вроде бы никто не против демократии (но
политическая активность даже на уровне
электорального поведения крайне низка),
пассивность, молчаливость, отсутствие
тяготения к политической активизации
явно озадачивает. Есть эмоциональные
взлеты, единичные протестные акции, но
в целом у большинства преобладает отчужденность
от политики, неразвитость властных притязаний.
Недоверие к власти совмещается со вспышкой
надежд на то, что кто-то придет и все образуется.
Глубоко парадоксальна историческая память.
Очерняются персонажи советской истории
и идеализируются деятели царского времени
и Белого движения. Идет гиперболизация
отдельных моментов истории. Многое происходит
по известной формуле "я сжег то, чему
поклонялся, поклонился тому, что сжигал".
Однако налицо элегические воспоминания
о советской жизни, отвержение бесцеремонных
попыток все охаять и зачеркнуть. Волна
этнонационализма, взметнувшаяся на всем
пространстве былого СССР, породила парадоксы
национального "Я". Поиск этнокультурной
идентичности выявил свою парадоксальность.
Ж. Тощенко называет такие парадоксы этнического
взаимодействия, как "аккультурация,
этноцид, раздвоенность сознания и
поведения", "сохранить свое, и не
оторваться от ценностей другого". Возникли
и пышно расцвели этнокультурные мифы:
кто древнее, кто чем владел и т.п. Насквозь
парадоксально правовое сознание. Все
на словах вроде бы за Конституцию, за
диктатуру закона. Однако чудовищно
разрослись такие силы, как "воровской
бизнес", "кровавый криминал", "коррумпированное
чиновничество". О законности толкуют
все, кому не лень, но она попирается на
каждом шагу. Да и действующие законы,
начиная от Конституции до тысяч подзаконных
актов, ставятся под сомнение многими
экспертами, исследователями и политиками.
Их легитимность сомнительна. Как отмечает
автор, российское общество стремительно
движется к "колумбийской модели"
государства с ее классической криминально-государственной
структурой. Нравственные нормы стали
зыбкими, мораль пошатнулась. В книге
отмечается, что в наше время происходит
атрофия требований нравственности, замещенных
критерием рациональности. Авторитет
и значимость нравственных требований
существенно снизились или вообще отсутствуют.
В действующем реальном экономическом
механизме им не находится места. К группе
нравственных парадоксов относятся: процветание
социального иждивенчества, откровенно
хищническое деловое поведение, оттеснение
на задворки значимости труда и т.п.
Нравственность - достаточно редкое
явление в политической жизни. Провозглашение
высоких принципов сочетается с тактикой
лицемерия, истинные цели и эгоистические
намерения скрываются. Разительны парадоксы
религиозного сознания. После многих лет
доминирующего атеизма началась гальванизация
религии. Но так называемый религиозный
Ренессанс породил многие коллизии. Напор
клерикализации, заигрывание властей
с религией наталкивается на то обстоятельство,
что реальный, а не вербальный уровень
религиозности, изменяется мало. Сами
духовные пастыри признают, что в их приходах
"захожан" гораздо больше, чем прихожан.
Православие воспринимается многими скорее
как культурно-историческое явление, чем
как собственно религиозное. Размыты грани
между верующими всерьез и теми, кто считает
себя верующими. Кризисные явления в самих
мировых религиях (христианство,
ислам, буддизм и т.д.) преломляются
в нашей наличной действительности. Резко
возрос интерес к нетрадиционным, конфронтационным
религиозным течениям и сектам. Налицо
подчас формальная декларация религиозности,
проявляющаяся в фигурах "подсвечников",
т.е. тех политиков и бизнесменов, которые
в храмах свечи держат как стаканы. Возникла
индивидуализация верований, религия
собственного разрешения, приспособления
тех или иных догматов к своему личному
мироощущению. В книге панорамно представлены
основные формы парадоксов: элитарность,
клановость, кастовость. Именно такого
рода характеристики сейчас широко используются
для обозначения тех, кто правит нами.
Автор полагает, что лица, причастные к
власти или капиталу, вряд ли могут
быть охарактеризованы именно как "элита"
. Конечно, политические и экономические
лидеры склонны истолковывать себя не
как клан или касту, а как элиту. Им
представляется, что они есть вроде как
бы "пенки", "сливки" и прочая
сметана. Это и делает ситуацию парадоксальной.
В книге показана противоречивая и явно
парадоксальная судьба центризма в современной
России. Видимо, прав автор, утверждая,
что центризма у нас не было и нет, а если
его и поминают, то это чисто виртуальное
видение. Парадоксальность ситуации состоит
в том, что к центризму в России пытаются
примкнуть практически все политические
силы. Но ни одна из них по сути и содержанию
не является центристской. Парадоксально
описан в книге статус интеллигенции.
Если дать предельно обобщенную политическую
характеристику самым крупным группам
внутри интеллигенции, то можно сказать,
что, с одной стороны, она представлена
сравнительно небольшим слоем лиц, активно
участвующих в трансформационных процессах,
а с другой - большинством инженерно-технической
и гуманитарной интеллигенции массовых
профессий, оставшихся в стороне от этих
процессов. Облик первой группы ставит
под сомнение сам факт существования
интеллигенции, ибо наряду с творческими,
подвижническими, новаторскими силами
в жизнь ворвались и определили ее лицо
авантюристические, амбициозные и одновременно
безответственные, уверенные в своей исключительности
люди, олицетворяющие идеологию "большого
хапка" во всех его вариантах и комбинациях.
Вторая группа представлена людьми, потерявшими
себя, находящимися между разумом и эмоциями,
между надеждой и разочарованием, между
пониманием необходимости перемен
и отказом принимать их в том виде, в котором
они себя проявляют. Но общими характеристиками
всей этой группы осталось извечное прекраснодушие,
политическая наивность и правовая малограмотность.
Будущность интеллигенции во многом зависит
от того, сумеет ли, захочет ли будущая
ее смена не просто сохранить идеалы
российской интеллигенции, но и следовать
им, или же она пойдет по пути превращения
в рациональных профессионалов высокого
класса - интеллектуалов по западному
возрасту. Так что, считает автор, спор
"интеллигент или интеллектуал"
еще не окончен. И вероятно, потребуется
немало времени, чтобы оставить точку
в этой дискуссии. Тема интеллигенции
тесно связана с парадоксальной ситуацией
в образовании. Автор и тут резок и беспощаден
в определениях. Налицо угроза, суть которой
- полупрофессионализм, незнание и полузнание,
знание без нравственности, знание
без общей культуры. Новые лики неграмотности
- от элементарной до функциональной, некомпетентность,
ведущая к профессиональному кретинизму,
появление слоя "образованцев", которые
ориентированы на удовлетворение утилитарных,
а не духовных потребностей, резкое снижение
общей культуры - все это объясняется в
книге как парадоксальность системы этой
сферы. Автор широкими мазками дает не
только оценку форм парадоксов, но и высвечивает
их типичные ситуации. Емко и лапидарно
он показывает, как соотносятся сегодня
в поведении наших людей такие мотивации
как "надо" и "нельзя", в какой
мере отражаются в сознании образы
"врага", и почему плохо воспринимаются
фигуры "оппонентов". Ярко представлена
в книге проблема свободы, столь же вечная
для философии как любовь для поэзии. После
всех перипетий нашей истории последних
лет, трактовка свободы в общественном
мнении оказалась чрезвычайно пестрой
и очень уязвимой. От восторгов, тяжкого
бремени сомнений, осмысления соотнесенности
свободы с долгом и ответственностью
- до размышлений о свободе в разных ракурсах.
Широк и парадоксален спектр подходов.
К сожалению, понимание свободы у нас как-то
отошло даже от традиционной российской
трактовки как воли-вольницы и все чаще
оборачивается беспределом, этим термином
уголовного жаргона. Выпукло анализируются
проблемы нахождения нас между прошлым
и будущим, колыханием сознания между
политическим нигилизмом и нищетой догматизма.
С явной грустью Ж. Тощенко констатирует
состояние ценностного вакуума, того что
в социологии принято называть аномией.
В стране наблюдается апатия, безразличие,
растерянность, пессимизм. Общество волнует
проблема самоидентификации, осознание
себя и места своей страны в мире. Образ
России действительно парадоксален. То
ли все еще великая держава, то ли она скатывается
на уровень регионального государства.
То ли тяготеет к Европе, то ли обретает
евразийский облик. Задумываешься, надо
ли по-прежнему своей страной гордиться
или впору стыдиться? Все это - парадоксы
национальной идентичности, разрывы целостного
сознания. Не менее напряженным стало
соотношение личного и общественного.
Не одно поколение у нас вырастало в уверенности
безусловного приоритета общественного
над сугубо личным, и вдруг всплыли эгоистические
черты в пестрой гамме - от себялюбия до
стяжательства. Наглядно противоречия
личного и общественного обнаружились
в феномене конформизма и нон-конформизма,
парадоксах группового эгоизма. И, наконец,
завершается книга освещением одной из
великих проблем - соотношением добра
и зла. Проблема происхождения зла, его
бытия в мире была и остается одной из
самых глубоких тайн. Она не имеет однозначного
исчерпывающего разрешения. Каждая цивилизация,
каждая эпоха создает свои культурно-исторические
модели зла. О мировом зле, социальном
и моральном, написано бесчисленное множество
сочинений, высказаны сентенции, сформулированы
религиозные и фольклорные образы. Автор
полагает, что для нашего общества специфично
парадоксальное соотношение добра и зла,
когда границы между ними стали условны,
размыты, преходящи, неопределенны. Нельзя
считать случайным повышенный уровень
агрессивности людей. Это явно обостренная
реакция на нарушение соотношения добра
и зла. Взлет утопического блуждающего
сознания - это тоже одно из следствий
названной ситуации. В.Е. Давидович