Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:20, реферат
Становление, институционализация и развитие социологии в Соединенных Штатах на рубеже веков связаны, прежде всего, с Чикагской школой социологии. Ее центральной фигурой с полным основанием считается Роберт Эзра Парк. Правда, не он был основателем социологического факультета в Чикаго (это заслуга А. Смолла и У. Томаса), но именно ему этот университет обязан появлением еще одной из многочисленных своих школ в области социальных наук - социологической.
Ни одному из известных американских социологов до Парка не удалось создать своей социологической школы, способной развиваться и оказывать идейное влияние на протяжении многих десятилетий.
Р. ПАРК В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЩЕСТВА КАК «БИОТИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА»
Реферат
Студентки IV курса группы ГРФ-3,4-2010
Горячих Я.С.
Пермь 2013
Введение
Становление, институционализация и развитие социологии в Соединенных Штатах на рубеже веков связаны, прежде всего, с Чикагской школой социологии. Ее центральной фигурой с полным основанием считается Роберт Эзра Парк. Правда, не он был основателем социологического факультета в Чикаго (это заслуга А. Смолла и У. Томаса), но именно ему этот университет обязан появлением еще одной из многочисленных своих школ в области социальных наук - социологической.
Ни одному из известных американских социологов до Парка не удалось создать своей социологической школы, способной развиваться и оказывать идейное влияние на протяжении многих десятилетий.
Краткая биография Р. Парка
Парк Роберт Эзра родился 14 февраля 1864 г. в Рэд Уинге (Миннесота). Американский социолог, один из основателей чикагской школы, автор "классической" социально-экологической теории. Учился в университетах Миннесоты, Мичигана (в тот период сильно влияние на Парка оказал Дж. Дьюи); в Гарварде (влияние психологии У. Джемса, Г. Мюнстерберга, философии Дж. Ройса и Дж. Сантаяны), университетах Берлина, Страсбурга, Гейдельберга, где изучал социологию Зиммеля. Окончательно его философские взгляды оформились под влиянием В. Виндельбанда. Работал семь лет секретарем Б. Т. Вашингтона. Парк занимался расовыми проблемами в южных штатах; в 1913- 1914 преподавал в Чикагском университете; в 1936-1944 - в университете Фиск (Нэшвилл, Теннесси). Президент Американского социологического общества (1925). Умер 5 февраля 1944 г. в Нэшвилле в возрасте 79 лет.
Содержание Социально-
Социально-экологическая теория
В 30-е гг. Парк три раза читал курс по социальной экологии, написал шесть статей, из которых «Социальную экологию» (1936) можно считать программной. В ней поставлена основная проблема социальной экологии - «...существует ли, помимо социальной организации, система жизненных функциональных связей между людьми, которая может быть описана как симбиотическая, или экологическая»; кроме того, введены ее фундаментальные понятия - «сеть жизни», «конкуренция», «симбиоз», «долгосрочные биотические и социальные процессы», «биотическая основа общества», «социальное равновесие» и др.
Общество
- «глубоко биологический феномен»,
а процесс социального
Итак, исходным пунктом
в построении социально-экологической
концепции послужило
Процесс социальной эволюции от биологического к культурному уровню направляется конкуренцией - движущей силой этого процесса, - принимающей различные формы в ходе эволюции и достигающей на культурном уровне оптимума - «соревновательной кооперации». Именно конкуренция более всего придает сообществу характер организма, формируя его структуру и регулируя последовательность нарушения и восстановления равновесия в развитии. Социальное изменение подразделяется на ряд последовательных фаз, где каждая фаза - результат предшествующих и воплощение определенной формы конкуренции, вместе с тем и определенной формы социации, исследуемой соответствующей дисциплиной.
Парк выделяет четыре
фазы в данном процессе эволюции: экологическую,
экономическую, политическую и культурную,
одновременно четыре формы конкуренции
- борьбу за выживание на биотическом
уровне, конфликт, адаптацию и ассимиляцию
- в качестве характерных форм социации
на каждой стадии эволюции. Территориальный
(экологический) порядок - результат
пространственного, физического взаимодействия
индивидов как «социальных
На этом уровне в силу вступает формула «общество как взаимодействие», возрождающая «социальный атомизм», апеллирующий к «природе человека», к способности рационально действовать. Институты и социальные структуры любого вида могут рассматриваться как результаты коллективного действия. Коммуникация, являясь интегрирующим и социализирующим процессом, делает возможным последовательное и согласованное действие. Именно согласованность действия, а не специфическая структура придает обществу его социальный характер. Согласие, институцианализируемое в традиции, моральном законе, привычках и т.п., принимает характер контроль над естественными проявлениями конкуренции, усложняет социальный процесс, но существенно его не меняет; экономический, политический и моральный порядок являются фактически сублимированными формами биотической конкуренции. Сублимирование форм конкуренции происходит, прежде всего, в коммуникации индивидов и зависит от их специфической природы, т.е. способность к коммуникации признается, в конечном счете, врожденной.
Процесс эволюции от биотического уровня к культурному, от макроуровня - к микроуровню, от конкуренции - к коммуникации представляется в следующем виде: «Общество - глубоко биологический феномен, и его институты не устанавливаются, а вырастают, как деревья. Общество - это нечто, что не может быть разъято, а потом вновь собрано. Это не артефакт. У него есть, как у дерева, принцип его существования внутри него, а не вовне, как у машины. Более того, природа человеческих отношений и общества такова, что мы должны представлять себе общество как состоящее из индивидов, несомненно, но индивидов, объединенных не просто рациональными целями, не законами, конституциями и контрактами, но чувствами и привязанностями, инкорпорированными в привычки людей, а также в структуры общества. Само существование законов, обычаев, традиций, которые обеспечивают постоянство и солидарность социальной структуры, основывается на том факте, что люди обладают воображением, позволяющим им воспринимать чужие мысли и чувства и делать их в некоторой степени своими. Существование общества зависит от существования совокупности традиций, чувств, верований, личных привязанностей, которые могут быть им понятны, но не являются рациональными в том смысле, в каком рациональна машина».
«Социальные силы» интересуют Парка не в качестве специфического психологического аспекта «социального атома», но как сублимированная форма естественной силы - конкуренции, тем самым он подчеркивает основополагающее значение естественной человеческой природы в процессе коллективного поведения. «Мы вынуждены признать, что существуют различные типы и уровни поведения, представленные в человеческом организме, - пишет Парк. - Человек - наследник всех видов, предшествовавших ему в биологических сериях. Наиболее развитые формы человеческого поведения настолько тесно переплетены с самыми элементарными, что не всегда удается четко обозначить разницу между ними».
Развитие и социализация
«человеческой природы» происходит
в том же континууме между биологическим
и социальным уровнями. На макроуровне
несублимированным проявлением
биотической конкуренции
Миграция как коллективное поведение обладающих биотической природой индивидов образует экологическую структуру на макроуровне, которая и является предметом исследования социальной экологии. Выстраивающаяся на этом основании иерархия - экономический, политический, социальный и, наконец, культурный (моральный) порядок – изучаются соответственно экономикой, социологией и антропологией. На высших уровнях иерархии конкуренция не устраняется, но контролируется («Общество везде организация контроля»). Источником и конкурентных процессов, и обеспечения контроля оказывается опять же отдельный индивид, благодаря своей социально-биотической организации.
«Мы неизбежно ведем двойное существование, - пишет Парк, стремясь жить в соответствии с ролью, которую мы приняли или которую общество нам навязало, мы оказываемся в постоянном конфликте с самими собой. Вместо того чтобы вести себя просто и естественно, как ребенок, в соответствии с каждым природным импульсом, мы стремимся приспосабливаться к принятым моделям и воспринимать себя соответственно с тем или иным социально принятым образцом. Пытаясь конформировать, мы сдерживаем наши непосредственные и спонтанные импульсы и действуем не так, как склонны действовать, но как это представляется согласным со случаем (обстоятельствами)».
Вместо того чтобы вести себя просто и естественно, в соответствии с каждым природным импульсом, мы стремимся приспосабливаться к принятым моделям и воспринимать себя соответственно с тем или иным социально принятым образцом.
В итоге основой
разнообразия, тесноты социальных связей,
консенсуса, социальной аккомодации
является свобода передвижения, а
иерархия степеней свободы индивида
выстраивается в порядке
Во-первых, наиболее фундаментальная - это свобода, необходимая для существования любой формы жизни, превосходящей растительную, «свобода передвижения», позволяющая «осваивать, и видеть мир»; во-вторых, «свобода конкуренции за место в общей экономике»; в-третьих, свобода конкуренции «за место и статус в социальной иерархии», т.е. политическая свобода; наконец, и «свобода самовыражения», где основным ее ограничителем являются традиции и моральные нормы.
Таким образом, в основе всего многообразия свободного проявления личности полагается освобождение от локалистских традиций: «До тех пор, пока человек привязан к земле, пока ностальгия и обыденная тоска по дому владеет им и возвращает его к хорошо знакомым местам, он никогда вполне не осознает другого характерного для человека стремления - передвигаться свободно и беспрепятственно по поверхности мирского и жить, подобно чистому духу, в своем сознании и воображении». В этом смысле даже разум можно воспринимать как «процесс, посредством которого определяется направление будущего движения, локализация в воображении искомой цели». В соответствии с этим представлением о личной свободе наиболее свободный тип личности - маргинальный человек, не связанный полностью ни с одним набором традиций, моральных норм, ни с одной культурой.
В результате, поскольку общество представляет собой совокупность нравов, обычаев, «согласия», то и социальные изменения связаны, прежде всего, с изменениями моральных норм, индивидуальных установок, основывающихся на «человеческой природе». «Изменение установок индивидов в сообществе - своего рода барометр, указывающий на изменения, которые могут в настоящем произойти в институтах и привычках». Социальный реформизм, таким образом, представляется, скорее, делом культурной антропологии, нежели социологии, поскольку связан с эволюционным преобразованием человеческой природы и индивидуальных установок, а затем уже и социальных институтов; эволюционность развития продиктована биотическим основанием этого процесса.
«Общество и существующий моральный порядок настолько прочно установлены в традиции, обычае и личных пристрастиях индивидов, что они не могут быть внезапно, директивным или законодательным образом отменены. Большинство наших социальных институтов были не спланированы, но созданы непрерывными сериями реформ и преобразованиями». В соответствии с эволюционным реформизмом Парка «свободные общества растут, они не планируются».
Эволюционно-реформистский подход к теории социального изменения (социально-экологической теории) определил как широкую теоретическую ориентацию, стремящуюся соединить «социальный атомизм», интеракционизм и эволюционизм, холизм и индивидуализм, представить социальное изменение как серию проблем, стоящих перед отдельными «актерами» (эмпиризм), так и двойственность эпистемологии социально-экологической теории. Здесь Парк, как и Дьюи, пытается объединить эпистемиологические полюсы «номинализма» и «реализма».
Колебания между ними были характерны в то время не только для Парка и его школы, но и для других социальных факультетов в Чикаго, где уже наметился, с одной стороны, значительный крен к интеракционизму и социальному номинализму (Смолл, Томас, Элвуд, Блумер), с другой - попытки соединить интеракционизм с социальным реализмом (Фэрис, Боденхафер, Хьюз, Мид). Эти противоречия отразились и в учебнике Парка - Берджесса. Основой, на которой стало возможно соединение этих противоположностей, стал универсальный натурализм парковской теории, который Г. Блумер считал «одной из важнейших заслуг Парка», позволившей Блумеру сравнивать эту теорию по ее фундаментальности с дарвиновской.
Информация о работе Парк в исследовании общества как "биотическогофеномена"