Пенсионная система Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать пенсионную систему Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность пенсионной системы Республики Беларусь;
- изучить нормативно-правовое регулирование системы пенсионного обеспечения;
- проанализировать состояние пенсионной системы на современном этапе;
- выявить основные направления совершенствования пенсионной системы Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 50.44 Кб (Скачать файл)

 

 
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 
Важнейшими требованиями совершенствования пенсионной системы в Республике Беларусь являются: 
 
- создание прочной финансовой основы пенсионного обеспечения; 
 
- обеспечение благосостояния всех лиц, которых она затрагивает; 
 
- понятность проводимых преобразований. 
 
17 апреля 1997 г. в Беларуси была принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения [11], однако она осталась практически не реализованной. Именно эта концепция и является основой преобразований пенсионной системы нашей республики.  
 
Основными целями пенсионной реформы являются:  
 
- реализация гарантированного Конституцией Республики Беларусь права на пенсионное обеспечение в установленных законом случаях;  
 
- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;  
 
- адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее устойчивого развития на основе государственного и негосударственного (дополнительного) пенсионного страхования и бюджетного финансирования;  
 
- повышение эффективности пенсионного обеспечения путем рационализации и оптимизации условий пенсионного обеспечения;  
 
- приведение уровня пенсионного обеспечения в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и величиной прожиточного минимума, а в перспективе - минимального потребительского бюджета пенсионера;  
 
- совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.  
 
В Концепции очерчена структура будущей трехуровневой пенсионной системы. Первый уровень - трудовая (страховая) пенсия, финансируемая за счет текущих взносов, второй - социальная пенсия, и третий - дополнительная, негосударственная пенсия.  
 
Основой пенсионной системы становится первый уровень с сохранением нынешнего (распределительного) режима финансирования, основанного на принципе солидарности поколений.  
 
Новая пенсионная система состоит из следующих частей:  
 
- государственного пенсионного страхования - системы мероприятий по обязательному страхованию социальных рисков (старости, инвалидности, смерти кормильца), сбору обязательных страховых взносов от работодателей и работников, финансированию за счет этих средств выплаты страховых пенсий;  
 
- государственного пенсионного обеспечения - системы мероприятий по выплате пенсий, которые не обусловлены предварительной уплатой взносов на государственное страхование и осуществляются за счет средств республиканского бюджета на социальные пенсии;  
 
- дополнительного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения - системы мероприятий, обеспечивающих дополнение к государственному пенсионному страхованию или государственному пенсионному обеспечению - предоставление дополнительных пенсионных выплат за счет иных (альтернативных) источников.  
 
В этой системе предусматривается:  
 
- все, работающие по найму, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, включая пенсионное; 
 
- пенсионное страхование из государственного фонда социального страхования гарантируется при условии уплаты страховых взносов;  
 
- взносы по социальному страхованию аккумулируются в страховом фонде, финансирующем выплату трудовых (страховых) пенсий;  
 
- размер трудовой (страховой) пенсии увязывается с продолжительностью страхования и заработка, с которого уплачиваются страховые взносы;  
 
- средства пенсионного страхования используются исключительно на выплаты пенсий застрахованным по правилам и нормам законодательства о пенсионном страховании. Временно свободные средства капитализируются и инвестируются в установленном порядке;  
 
- расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в системе пенсионного страхования (в период службы в армии, учебы, ухода за детьми и т.п.), покрываются за счет бюджетных средств;  
 
- страхование от трудового увечья и профессионального заболевания финансируется за счет нанимателя при возможном участии государства [11].  
 
Преобразование пенсионной системы предполагается осуществить по двум основным направлениям:  
 
1) упорядочение (оптимизация) системы, элементов и принципов, направленное главным образом на укрепление страховых основ;  
 
2) формирование многоуровневой системы, включающей разные формы пенсионного обеспечения.  
 
Осуществление страховыми организациями дополнительного пенсионного страхования является практически мировым стандартом.  
 
Выплата трудовых пенсий с учетом или без учета заработка и иных доходов всегда была предметом пристального внимания. В мировой практике, как правило, не предусматривается выплата пенсий в случае продолжения оплачиваемой работы, по крайней мере, в полном размере, поскольку в страховых системах пенсия рассматривается как возмещение утраченного заработка.  
 
Предусматривается осуществить отдельные преобразования в плане финансирования и организации работы Фонда: в частности, организация персонифицированного учета и создание резервного фонда.  
 
Одним из важнейших условий осуществления пенсионной реформы является достижение согласия в обществе о необходимости и направлениях проведения реформы, для чего важно проведение работы по информированию населения об основных подходах к реформированию пенсионного законодательства и совершенствованию пенсионной системы.  
 
Пенсионная реформа включает не только изменение условий и норм пенсионного страхования, но и введение страхового механизма. Основа - индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов.  
 
Использование данных персонифицированного учета позволит устанавливать размер пенсии в зависимости от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, более точно прогнозировать изменение численности занятого населения и пенсионеров в республике и, как следствие, более точно определять необходимые расходы на выплату пенсий и расчет страхового тарифа. Существенно упростится процедура назначения пенсий, поскольку органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, будут располагать всеми необходимыми сведениями. 
 
Создание необходимой базы данных персонифицированного учета, которая могла бы практически использоваться при назначении пенсий, требует определенного времени для накопления соответствующей информации. При наличии источника финансирования полностью реализовать программу возможно, как показывает мировой опыт, в течение 5-7 лет [11]. 
 
С помощью реформирования сужается действие распределительного характера пенсионной системы, и вводятся элементы накопительной системы.  
 
При накопительной системе пенсия зарабатывается страхователем и зависит только от его собственных стараний, продолжительности трудовой деятельности и успешности профессиональной карьеры. Кто зарабатывает больше, тот имеет больше размер пенсии. Вместе с тем эта система отличается жесткостью, менее гуманна, является типичным элементом рыночной экономики, основана на товарно-денежных отношениях и стремлении к личной выгоде (предыдущая система - типичный элемент государственного сектора экономики).  
 
Очевидно, что в Беларуси, где вряд ли возможно утверждение господства рыночной экономики, реформирование пенсионной системы не может предполагать установление накопительной системы в абсолютно единственном виде. Реформа привносит лишь ее отдельные наиболее прогрессивные стороны (прежде всего - прямую зависимость размера пенсии от трудового вклада), сохраняя при этом преобладание распределительной системы.  
 
Смешанная система состоит в соблюдении двух принципов:  
 
- обеспечение бюджета прожиточного минимума (в дальнейшем - минимального потребительского бюджета);  
 
- возмещение части заработка, утрачиваемого в связи с наступлением старости.  
 
Таким образом, размер пенсии состоит из двух уровней (частей): базового и индивидуального. Базовый уровень обеспечивает бюджет прожиточного минимума для всех застрахованных, а индивидуальный - восстанавливает часть бывшего индивидуального месячного дохода, с которого уплачивались страховые взносы в течение периода страхования.  
 
Базовый уровень формируется за счет распределительной пенсионной системы, индивидуальный - за счет накопительной.  
 
На данном этапе предпочтительным является внедрение принципа добровольного участия в накопительной пенсионной системе.  
 
Необходимым элементом реформирования пенсионной системы и перехода к смешанному типу является повышение возраста выхода на пенсию. Повышение пенсионного возраста увеличивает экономические возможности страхового фонда. Усиливаются стимулы для продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста и одновременно создаются непривлекательные условия для раннего выхода на пенсию (например, получение маленького размера пенсии в связи с ее досрочным назначением). Потенциальный пенсионер получает возможность выбора времени выхода на пенсию, зависимости этого выбора от размера пенсии. Продолжение работы означает существенное увеличение размера пенсии, прекращение - уменьшение.  
 
В то же время вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию рассматривается в контексте современной демографической ситуации в Беларуси. 
 
Итак, основой преобразований пенсионной системы Республики Беларусь является Концепция реформы пенсионного обеспечения, принятая 17 апреля 1997 г. Реформирование пенсионной системы предполагается осуществлять по двум основным направлениям: 1) укрепление существующих страховых основ; 2) формирование многоуровневой системы, включающей разные формы пенсионного обеспечения: трудовую пенсию, социальную пенсию и дополнительную пенсию. Основой пенсионной системы станет трудовая пенсия. 
 
Функции страхового механизма будущей пенсионной системы будет выполнять индивидуальный учет страховых взносов граждан.  
 
В республике будет господствовать пенсионная система смешанного типа. Размер пенсии будет состоять из двух частей - базового уровня, обеспечивающего бюджет прожиточного минимума для всех застрахованных, и индивидуального, восстанавливающего часть бывшего индивидуального месячного дохода, с которого уплачивались страховые взносы в течение периода страхования.

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
В ходе курсового исследования удалось выявить следующие ключевые моменты. 
 
1. Пенсионная система представляет собой сложную технологическую цепь - от назначения до выплат пенсий. 
 
В Республике Беларусь установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Выплата трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения, аккумулирующего страховые взносы работодателей и работающих граждан, а также часть средств государственного бюджета нашей республики. Выплата социальных пенсий осуществляется из государственного бюджета. Пенсионная система Беларуси осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. 
 
2. В Беларуси существует весьма обширная нормативно-правовая база в области пенсионного обеспечения. Пенсионное законодательство постоянно совершенствуется, в него вносятся изменения и дополнения. Однако в целях реализации Концепции реформы пенсионного обеспечения в нашей республике необходима разработка соответствующей законодательной базы. 
 
3. Средний размер подавляющей части пенсий в нашей стране соответствует лишь величине минимального потребительского бюджета и составляет менее половины средней заработной платы - это отрицательные показатели. 
 
Причины создавшегося положения различны. Во-первых, это сам подход к формированию системы пенсионного обеспечения, а именно распределительно-уравнительный принцип. Он не создает для участников пенсионной системы реальных экономических стимулов. Во-вторых, это причины экономического характера, которые заключаются: 1) в кризисе трудовых отношений, проявляющемся в низком уровне оплаты труда; 2) сокращении численности занятых в экономике и росте численности пенсионеров. Этот факт, в свою очередь, обусловлен неблагоприятной демографической ситуацией в стране. В-третьих, это проблема самого пенсионного обеспечения – от назначения до выплат. С учетом вышеизложенного в республике было принято решение о необходимости реформирования нынешней системы пенсионного обеспечения.  
 
4. Основой преобразований пенсионной системы Республики Беларусь является Концепция реформы пенсионного обеспечения, принятая 17 апреля 1997 г. Реформирование пенсионной системы предполагается осуществлять по двум основным направлениям: 1) укрепление существующих страховых основ; 2) формирование многоуровневой системы, включающей разные формы пенсионного обеспечения: трудовую пенсию, социальную пенсию и дополнительную пенсию. Основой пенсионной системы станет трудовая пенсия.  
 
Функции страхового механизма будущей пенсионной системы будет выполнять индивидуальный учет страховых взносов граждан.  
 
В республике будет господствовать пенсионная система смешанного типа. Размер пенсии будет состоять из двух частей - базового уровня, обеспечивающего бюджет прожиточного минимума для всех застрахованных, и индивидуального, восстанавливающего часть бывшего индивидуального месячного дохода, с которого уплачивались страховые взносы в течение периода страхования.

 

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
1.      Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа:http://www.pravo.by.  
 
2.      Декрет Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 12 «Об установлении размеров социальных пенсий» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.  
 
3.      Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в редакции от 11 июля 2007 г. № 253-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа:http://www.pravo.by.  
 
4.      Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII “О пенсионном обеспечении” (в редакции от 11 июля 2007 г. № 251-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.  
 
5.      Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года № 1594-XII  «О ветеранах» (в редакции от 11 июля  2007  г.  №  253-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.  
 
6.      Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХII «Об основах государственного социального страхования» (в редакции от 19 июля 2006 г. № 155-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа:http://www.pravo.by.  
 
7.      Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь » (в редакции от 19 июля 2006 г. № 155-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа:http://www.pravo.by.  
 
8.      Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (в редакции от 25 октября 2000 г. № 438-З) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.  
 
9.      Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 года  «О профессиональном пенсионном страховании» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.  
 
10.      Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года № 2875-ХII (в редакции от 17 ноября 2004 года) [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.  
 
11.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349 об утверждении Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.  
 
12.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. №1049 "Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы" [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.  
 
13.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 № 1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.pravo.by.  
 
14.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1489 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам профессионального пенсионного страхования» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа:http://www.pravo.by.  
 
15.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь - Режим доступа:http://www.pravo.by.  
 
16.  Алешкевич И.Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика развития // Финансы, учет, аудит. 2006. № 8. С. 21-23. 
 
17.  Ананич О. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика // Директор. 2004. № 5. С. 34-37.  
 
18.  Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учеб. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. 775 с. 
 
19.  Веселов Ю.А. Профессиональная пенсионная система: возможная модель для Беларуси // Белорусский экономический журнал. 2006. № 1. С. 84-90. 
 
20.  Корженевская Г.М. Развитие дополнительного пенсионного обеспечения в Республике Беларусь // Новая экономика. 2008. № 5. С.50-56. 
 
21.  Королева В.В. Пенсионное обеспечение // Отдел кадров. 2007. № 4. С. 56-59. 
 
22.  Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Социальная работа: Учеб. Мн.: МФЦП, 2007. 448 с. 
 
23.  Куцивол В.А. Японский опыт управления персоналом // Управление персоналом. 2005. № 7. С. 46-51. 
 
24.  Национальная экономика Беларуси: Учеб. / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2006. 751 с. 
 
25.  Республика Беларусь: Энциклопедия. В 6 т. / Г.П. Пашков, Л.В. Календо, В.Н. Логвин и др.;Под общ. ред. Г.П. Пашкова. Мн.: БелЭн, 2005. Т.1. 1040 с. 
 
26.  Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под общ. ред. П.П. Украинец. Мн.: ТетраСистемс, 2005. 288 с. 
 
27.  Средний размер назначенной пенсии в Беларуси в декабре 2008 года составил Br389,4 тыс. рублей [Электронный ресурс] / Белорусское телеграфное агентство. 15.01.2009 - Режим доступа:www.belta.by. 
 
28.  Юркштович Е. Пенсионные перспективы // Беларуская думка. 2008. № 8. С. 96-101. 


Информация о работе Пенсионная система Беларуси